Процесс преобразования электрической энергии в полезную механическую энергию, развиваемую асинхронным двигателем, может быть описан уравнением баланса активной мощности. На основании закона сохранения и преобразования энергии можно записать
,
где P 1 — мощность потребления электрической энергии; D P 1 Э — мощность электрических потерь в обмотке статора; D P 1магн — мощность магнитных потерь в пакете магнитопровода статора; D P 2Э — мощность электрических потерь в обмотке ротора; D P 2магн — мощность магнитных потерь в пакете магнитопровода ротора; D P мех ‑ мощность механических потерь; P 2 — полезная механическая мощность двигателя.
Она дополнена структурной схемой асинхронного двигателя, которая указывает на характер связей, существующих между источником питания, статором электрической машины, ротором и рабочей машиной (станок, кран, насос и т.п.), приводимой в движение асинхронным двигателем. Источник питания и статор связаны между собой электрически, статор и ротор имеют магнитную связь, а ротор и рабочий механизм — механическую связь.
|
|
Из диаграммы следует, что мощность P эм передачи энергии со статора на ротор, осуществляемой посредством вращающегося магнитного поля, всегда меньше активной мощности двигателя на значение мощности электрических и магнитных потерь в статоре:
Pэм = P1 – (DP1Э + DP1магн).
Мощность P эм, называемую электромагнитной мощностью, можно выразить также через механические величины — угловую скорость W1 магнитного поля и электромагнитный момент M эм, создаваемый двигателем вследствие силового взаимодействия вращающегося магнитного поля с токами роторной обмотки.
Электромагнитная мощность определяется как
P эм = W1 M эм.
Аналогично выражается механическая мощность P мех ротора, вращающегося со скоростью W2:
P мех = W2 M эм.
В инженерной практике большее применение имеет частота вращения n, об/мин, использование в формулах угловой скорости W, рад/с, предпочтительнее, так как позволяет связать P и М в основной системе единиц СИ без дополнительных коэффициентов.
Разность электромагнитной и механической мощностей равна мощности потерь в роторе машины. Поскольку мощность магнитных потерь в роторе D P 2магн мала по сравнению с мощностью электрических потерь (так как мала частота перемагничивания пакета ротора, а D P 2магн ~ f2S 2), ею пренебрегают и считают
P эм – P мех = D P 2Э.
Последнее равенство позволяет получить из (3.8.2) и (3.8.3) весьма важное для анализа работы асинхронных двигателей соотношение:
или
D P 2Э = sP эм.