1 спряжение | 2 спряжение | ||
1 л. (я) У(Ю) | 1 л. (мы) ЕМ | 1 л. (я) У(Ю) | 1 л. (мы) ИМ |
2 л. (ты) ЕШЬ | 2 л. (вы) ЕТЕ | 2 л. (ты)ИШЬ | 2 л. (вы) ИТЕ |
3 л. (он) ЕТ | 3 л. (они) УТ (ЮТ) | 3 л. (он)ИТ | 3 л. (они) АТ (ЯТ) |
!!!Запомните!!!
-глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь изменяются по I спряжению (выздоровеешь, выздоровеют, опостылеешь, опостылеют, опротивеют).
- глаголы хотеть и бежать (и все производные от них) разноспрягаемые.
Хотеть в ед.ч. безударные окончания 1 спр. (хочешь, хочет), а в мн.ч. – окончания 2 спр (хотим, хотите, хотят)
Например: бежать – бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут
Глаголы прошедшего времени
Перед суффиксом "Л" пишется та буква, которая была в неопределенной форме глагола
перед –ть. Например: растаЯла, т.к. в н.ф. - растаЯть
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
схема | предложения |
А: «П!» | Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись!» |
А: «П?» | Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту?» |
А: «П...» | Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: «Взор твой не ясен, неярок...» |
А: «П» | Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна». |
«П!» — а. | «Да это бунт!» — закричал исправник. |
«П?» — а. | «Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей. |
«П..» — а. | «Я хотел бы купить крестьян...» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи. |
«П», — а. | «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
|
|
Схемы предложений | Примеры |
Союзы что, чтобы, потому что, где, когда, если, так как и др. Союзные слова: который, где, когда, откуда и др. |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ТИРЕ и ДВОЕТОЧИЕ
При ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯс ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ
ЗАДАНИЕ 2
МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОРЫ
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР (по составу)
1. Найди в слове окончание:измени слово по числам, по падежам или по лицам;
2. Выдели основу: слово без окончания;
3. Найди корень: подбери однокоренные слова, выдели общую часть;
4. Выдели приставку: подбери однокоренные слова с приставками и без приставок;
5. Найди суффикс: он стоит после корня и служит для образования новых слов.
ПОДСКАЗКА