Психологический анамнез

Вопрос №53

Основные этапы консультирования

1. Исследование проблем.

На этой стадии консультант устанавливает с клиентом контакт (раппорт) и достигает обоюдного доверия.

Например: присоединяется к тону голоса клиента.

Необходимо внимательно выслушать клиента, проявляя при этом максимальную искренность, заботу, эмпатию, следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению его проблем, фиксировать его чувства и содержание высказываний. Без оценочное выслушивание.

2. Двумерное определение проблемы.

На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента. Установить как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты.

Консультант должен добиться от клиента, чтобы он сам сказал в чем суть проблемы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одного понимания. Проблема должна определяться конкретными понятиями. Точное определение проблемы часто позволяет понять ее причину, а иногда и указывает на пути ее решения. Если в определении проблемы возникают трудности, то возвращается на стадию исследования.

3. Идентификация альтернатив.

Выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Консультант должен побуждать клиента самому высказать все возможные варианты, и не навязывает свои варианты.

4. Планирование.

На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив. Консультант помогает клиенту разобраться какие альтернативы наиболее ему подходящие и какие являются реалистическими.

5. Деятельность.

Происходят последовательно реализация планов, решение проблемы.

6. Оценка и обратная связь.

Клиент вместе с консультантом оценивает степень разрешения проблемы и при возможно возникновении новых проблем нужно начать сначала все стадии.

Модель консультирования Бурнарда Филиппа:

7. Начало работы. Встреча и знакомство с клиентом.

8. Вводная беседа. Оказание психологической поддержки клиенту. Снятие психологических барьеров. Получение личных сведений о клиенте.

9. Определение имеющихся проблем. Более подробное получение информации о сути проблемы клиента, фокусировка внимания на реальных проблемах клиента.

10. Принятие эмоций. Клиент начинает осознавать свои реальные проблемы. Задача консультанта на этом этапе дать клиенту возможность отреагировать данные эмоции (страх, гнев, раздражение и т.д.).

11. Определение возможных решений. Консультант оказывает помощь клиенту в определении стратегий решения проблемы.

12. Согласование плана действий. Утверждение плана достижения цели.

13. Реализация плана. Данный этап процесса выполняется клиентом самостоятельно.

Таким образом, есть разные модели психологического консультирования. Все они отражают основные этапы консультирования, только на каждом этапе консультирования это происходит по-разному.

 

Исповедью в психологическом консультировании называется адресованный психологу-консультанту подробный, искренний, эмоционально насыщенный рассказ клиента о себе и о своей проблеме.

ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ КЛИЕНТОВ

Психологические оценки, согласно Kleinmuntz (1982; цит. по: Gelso, Fretz, 1992), — это системные или стандартизированные процедуры наблюдения за поведением. По существу, оценками занимается большинство психологов. На основании сопоставления поведения разных людей и анализа поведения одного и того же индивида в разные промежутки времени делаются обобщения о целях прогноза. Поэтому психологическая оценка имеет большое значение как для теории психологического консультирования, так и для практики. Оценка широко применяется во многих областях психологии, однако ее применение в консультировании имеет один важный аспект: мы предоставляем клиенту новые сведения о нем и его перспективе.

Психологическая оценка — это очень широкое понятие. Например, Сох (1988) говорит о трех аспектах возможной оценки клиентов:

· нозологическом (причисление клиента к определенной нозологической категории);

· психодинамическом (выделение доминирующих механизмов психологической защиты, обусловленных онтогенетически);

· экзистенциальном (анализ субъективного мира клиента).

В общем, психологической оценке подлежат самые разные сведения об особенностях людей: оценивается информация о клиенте, полученная во время беседы, результаты психологического обследования, сны, творчество и т.п.

Психологический анамнез

Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. Эта информация и составляет психологический анамнез. Однако невозможно собрать всю нужную информацию о клиенте за одну встречу. Обычно больше внимания этому уделяется во время первых встреч, но важно не забывать, что в ходе всего консультирования следует дополнять "портрет" личности клиента новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительную информацию мы черпаем из наблюдения за поведением клиента, тестирования и других средств (сны, рисунки, сочинения).

Необходимость психологического анамнеза не вызывает принципиальных возражений, хотя представители экзистенциальной ориентации больше исследуют современную жизненную ситуацию и не требуют от клиента столь детальных сведений о себе, как, например, психоаналитики.

Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте:

1. Демографическая информация:

o возраст клиента;

o семейное положение;

o профессия;

o образование.

2. Актуальные проблемы и нарушения:

o возникновение, развитие и продолжительность затруднений;

o события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем;

o возраст, в котором возникли проблемы;

o изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем;

o непосредственная причина обращения клиента;

o предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты;

o употребление лекарств;

o семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

o раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);

o дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания);

o младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);

o отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления);

o взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).

В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем, что облегчает ориентацию в ходе консультирования.

 

Вопрос № 54

Стратегия психологического консультирования - способ достижения цели, которую ставит перед собой психолог-консультант, его типичные действия по отношению к клиенту на заключительной стадии проведения психологического консультирования, при формулировании практических рекомендаций по решению его проблемы.

 

Вопрос № 55.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: