Тема 1. Методологические основы курса «Исследование систем управления»

Факультет Экономики и управления

Кафедра Менеджмента

 

Научно-исследовательская работа

«Разработка глоссария по дисциплинам менеджмент образования

Московского гуманитарного университета»

 

 

(Отчет по этапу 7 «Разработка глоссария по дисциплине

«Исследование систем управления»)

(СД.Ф.08, СД.Р.02, СД.Р.05 )

для студентов всех форм обучения специальностей:

              061100 - «Менеджмент организации»

                   062100 – «Управление персоналом»

                   061000 – «Государственное и муниципальное управление»

 

  Рекомендовано научно-методическим советом Факультета Экономики и управления

 

 

Москва-2010/2011 учебный год

Ответственные исполнители:

Царегородцев Ю.Н., д.э.н., профессор (руководитель НИР, соисполнитель, общая редакция отчета);

Борисенко В.П., к.э.н. (автор – составитель).

 

Исполнитель:

Прозорова Е.О., заведующая методическим кабинетом кафедры.

  

 

Разработка глоссария по дисциплине «Исследование систем управления» осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и с учетом положений «Стандарта+» Московского гуманитарного университета.

Цель выполнения НИР по этапу 7 разработка учебно-методических материалов, обеспечивающих понимание студентами всех форм обучения основных положений дисциплины «Исследование систем управления». В процессе выполнения НИР осуществлялось кафедрой корректировка учебно-тематического плана дисциплины и уточнялись положения «Стандарта+» МосГУ.

 

 

Содержание

 

Введение 4
1. Стандарты высшего профессионального образования по дисциплине «Исследование систем управления» 1.1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 5   5
1.2. Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета «Стандарт +» 2. Основные термины и понятия дисциплины 5   7
3. Использованная справочная литература 67

 

Введение

Дисциплина «Исследование систем управления» является обязательной для профессионального обучения специалистов в области управления. Базой для ее изучения является наличие знаний общеэкономических и управленческих дисциплин. Наиболее тесной является связь с курсами: «Теория управления», «Менеджмент», «Маркетинг», «Общая теория статистики».

Знания и навыки полученные при изучении дисциплины «Исследование систем управления» являются необходимой базой для освоения дисциплин «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент» и «Управленческие решения».

Глоссарий является учебным пособием для студентов Московского гуманитарного университета, содержит основные термины и понятия тем курса, предусмотренных дидактическими единицами государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения и «Стандарта+» Московского гуманитарного университета.

 

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по дисциплине «Исследование систем управления»

Государственный образовательный стандарт ВПО

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека; объект и предмет исследования; системный анализ в исследовании управления; разработка гипотезы и концепции исследования системы управления; функциональная роль исследования в развитии систем управления; логический аппарат исследования систем управления; приемы анализа и обоснования; состав и выбор методов исследования систем управления; исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования; тестирование в исследовании систем управления; параметрическое исследование и факторный анализ систем управления; социологические исследования систем управления; экспертные оценки в исследовании систем управления; рефлексионное исследование систем управления; планирование процесса исследования систем управления; организация процесса исследования систем управления; научная и практическая эффективность исследования; диагностика систем управления.

1.2.  Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета «Стандарт+»

Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека; распознание в исследовательской деятельности; методология исследований; объект и предмет исследования; подходы, принципы исследования; исследование проблем систем управления и методы их разрешения; общие понятия о системах; системный подход и системный анализ в исследовании управления; понятия системы управления, объекта управления, субъекта управления; основные закономерности, свойства и принципы функционирования и развития систем управления; теоретические методы исследования; логико – интуитивные, экспертные методы исследования; эмпирические методы исследования; модели и моделирование в системных исследованиях; разработка гипотезы и концепции исследования системы управления; функциональная роль исследования в развитии систем управления; логический аппарат исследования систем управления; приемы анализа и обоснования; состав и выбор методов исследования систем управления; исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования; тестирование в исследовании систем управления; параметрическое исследование и факторный анализ систем управления; социологические исследования систем управления; экспертные оценки в исследовании систем управления; рефлексионное исследование систем управления; планирование процесса исследования систем управления; организация процесса исследования систем управления; научная и практическая эффективность исследования; диагностика систем управления; оценка результатов исследования, требования к менеджерам исследовательского типа.

Основные термины и понятия дисциплины

Тема 1. Методологические основы курса «Исследование систем управления»

Основные понятия темы:

Процесс распознания в исследовательской деятельности. Понятие исследования и виды исследований, потребность исследования, объект и предмет исследования. Роль исследований в научной и практической деятельности человека. Ресурсы. Результаты исследования. Методология исследований: цель, подходы, принципы, методы, средства. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления. Методика исследования. Метод и средства проведения исследований. Виды исследований.

1. Распознание в исследовательской деятельности

Распознание – процесс получения обработанной выходной информации о принадлежности объекта к определенному классу с помощью специальных методов[1].

Распознавание образов [2] - научное направление, связанное с разработкой принципов и построением систем, предназначенных для определения принадлежности данного объекта к одному из заранее выделенных классов объектов. Под объектами в распознавания образов понимают различные предметы, явления, процессы, ситуации, сигналы.

Этапы процесса распознавания [3]: формулирование целей процесса распознавания; фильтрация (выделение) основных структурных элементов; определение принципов опознавания исследуемых элементов среды; установление сходств и различий элементов; анализ и нахождение наиболее рационального варианта разбиения элементов; непосредственная классификация элементов; выходная информация о процессе распознавания и результатах процесса.

Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования[4].

 

2. Понятие и роль исследований в научной и практической деятельности человека

Исследования - важная составляющая деятельности организации и один из главных факторов повышения эффективности работы систем управления предприятиями.

Исследование [5] - процесс - изучения объекта с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состояния в другое, получение и применение новых знаний в теории и на практике.

Исследование [6] – вид деятельности - распознавание проблем и ситуаций, определение их происхождения, выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития, установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний, нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

 

Характеристики исследований [7]:

- направленность на результат (фундаментальные, прикладные);

- решаемая задача (текущие, перспективные);

- продолжительность проведения (экспресс, краткосрочные, долгосрочные);

- емкость используемых ресурсов (мало-, средне-, ресурсоемкие);

- используемая информация (внутри-, внешне-, смешаноинформационные);

- число исследователей (индивидуальные, коллективные);

- уровень организации (спонтанные, организованные);

- полнота изучения и число исследуемых объектов (тематические, общие, частные);

- локальные, глобальные;

- регулярность проведения (регулярные, эпизодические, разовые);

- сложность (простые, сложные);

- подход к исследуемому объекту (локальные, системные);

- место проведение (лабораторные, промышленные);

- наличие модели исследования (натурные, модельные);

- характер объекта (геополитические, политическое, социологическое, экономическое, техническое);

- отношение к периоду функционирования (ретроспективные, текущее, прогнозные);

- методология проведения (контрольные, диагностические, сравнительные, классификационные);

- характер исследования (поисковые, научно-исследовательские, опытно-промышленные);

- форма получения результата (количественные, качественные);

- вид используемой информации (экспертно-оценочные, логические, математические, статистические);

- отношение к методу исследования (теоретические (позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические исследования), эмпирические (на базе установленных опытным путем новых факторов и их последующего обобщения сформулировать знания и прогнозы).

 

Объект [8] (от лат. objectum — пред­мет) — предмет, явление, процесс в целом или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности на которые на­правлена какая-либо деятельность.

Объекты исследования: мир, внешняя среда, системы, операции, отношения.

Классификация объектов исследования [9]:

· по сущности системы (биологическая, техническая, политическая, социальная…);

· по уровню управления (исполнитель, отдел, управление, организации, отрасль, регион);

· по общим функции управления (прогнозирование, планирование, организация, координация, выполнение, мотивация, регулирование, контроль, учет, анализ);

· по среде (внутренняя, внешняя);

· по структурно-функциональным подсистемам (линейные, функциональные, обеспечивающие);

· по элементам системы управления (цели управления, методы, решения, информация, кадры, организация структур управления, технологии управления);

· по видам оценок (оценка эффективности, качества труда, качества продукции, рисков, стратегии развития);

· по параметрам (состав оборудования, производительность, рентабельность, эффективность).

Предмет — целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания[10]; всякое материальное явление, вещь; то, на что направлена мысль, действие или чувство[11].

Объект и предмет исследования как научные категории - соотносятся как общее и частное. Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.

 

3. Методология исследований: цель, подходы, принципы, методы, средства

Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности[12]; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, учение об этой системе[13].

Предмет методологии – организация деятельности[14].

Методология исследования [15] - совокупность целей, гипотез, подходов, принципов, методов, средств, процедур логической организации, используемой при изучении явлений и осуществлении познавательной деятельности.

Цель исследования – поиск наиболее оптимальных вариантов построения системы управления, организации ее функционирования и развития.

Подход - совокупность основополагающих приемов, способов и средств управления чем-нибудь, исследования, осуществления или ведения чего-либо[16]; ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка с которой начинается исследование и которая определяет его направление относительно цели[17].

Виды подходов: аксиологический, антропологический, виртуальный, воспроизводственно-эволюционный, глобальный, гуманистический, деловой, деятельностный, диалектический, директивный (административный), инновационный, интегрированный, информационно-технологический, исторический, компетентностный, комплексный, критериальный, культорологический, личностно- ориентированный, личностно-деятельностный, логико-интуитивный, логический, маркетинговый, ноосферный, нормативный, оптимизационный подход, поведенческий, предметный, процессный, рейтинговый, рефлексивный, системно – деятельностный, системный, ситуационный, социокультурный, стандартизационный, стейкхолдерский, стратегический, структурный, феноменологический, функциональный, цивилизационный, эксклюзивный, эмпирический и другие.

Методология включает [18]:

методы – способы исследования;

принципы – обобщенные правила, требования к выполнению каких-либо процессов, указывающих путь к истине;

теории (что) – система обобщающих положений в той или иной отрасли знаний;

нормы – стандарты, правила, регулирующие определенный вид деятельности на основе дозволения, предписания или запрета;

понятия – логически оформленные общие мысли, представления, сведения о каком-либо предмете и явлении, фиксирующие их признаки.

Метод [19] (от греч. methodos — путь исследования, способ познания) —сознательно и последовательно при­меняемый способ достижения цели. Способ познания, исследования яв­лений природы и обществ, жизни с целью построения и обоснования сис­темы знания.

Принципы – основные правила, положения, руководящие идеи и нормы, определяющие направление проведения и процессы организации познавательной деятельности.

Принципы исследования [20]: целеустремленность; целенаправленность – от целей к тождественным результатам; системность; обусловленность исследовательских функций целями исследования; первичность исследовательских функций; функциональность исследования; объективность; беспристрастность и непредвзятость, научная корректность; соблюдение правовых норм; своевременность; развития и движения систем управления; научность; прогрессивность; необходимое разнообразие; проверяемость практикой; взаимосвязь целей и функционирующих подсистем, элементов между собой и между внешними системами; комплексность; преемственность; оптимальность; перспективность; простота; доходчивость; согласованность с целями, задачами, стратегиями, тактикой, временем функционирования; учет специфичности; оперативность; автономность; экономичность; комфортность; параллельность работ; специализация; концентрация; систематичность и ритмичность; научное равенство исследователей; консультативность – получать и давать; ответственность; активизация и стимулирование; коллективное творчество; творческая активность; методический подход; замкнутость общих исследовательских функций.

Структура методологии [21]:

· характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

· логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

· временнáя структура деятельности: фазы, стадии, этапы деятельности.

По содержанию различают методологии [22]: агностицизма, дуализма, материализма, позитивизма, теологизма, экзистенциализма.

Методология позитивизма - изучение объектов только с точки зрения его полезности и оценки этой полезности.

Методология дуализма - построена на предположении наличия в явлении двух сущностей.

Методология агностицизма - предполагает невозможность познания реальной действительности.

Методология экзистенциализма - основана на априорном преувеличении фактических данных.

Методология материализма - в ее основе находится материалистическое понимание всех явлений.

Методология теологизма – основана на вере в Бога, абсолютную идею.

 

 

Методика исследований [23] - совокупность способов, приемов и действий практического выполнения определенных исследовательских процессов.

Средства исследования [24] - искусственно созданные объекты, предназначенные для проведения исследовательских работ, материальные объекты, предназначенные для проведения исследовательских работ.

 

4. Разработка гипотезы и концепции исследования

Гипотеза [25] - предположение, вариант развития или объяснений при недостающей информации.

Научная гипотеза должна [26]:

· быть в принципе проверяемой;

· поддаваться опытной проверке;

· обладать достаточной общностью и предсказательной силой;

· служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях;

· не содержать логических противоречий.

Концепция [27] - система взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), система понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов, ведущая идея или (и) конструктивный принцип, реализующий определенный замысел в той или иной сфере.

Концепция исследования [28] - комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.

 

5. Ресурсы, результаты исследования

Решение [29] - 1. Процесс и результат выбора спо­соба и цели действий из ряда аль­тернатив в условиях неопределеннос­ти; осознание необходимости каких-либо дей­ствий. 2. Постановление, приговор. 3. Заключение, вывод из чего-либо.

Ресурсы – комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижения его результатов, источники, средства обеспечения производства

Ресурсы экономические [30] —природные (сырьевые, геофизические), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (денежный капитал).

Информационные ресурсы [31] – знания, сведения, данные, полученные в результате развития науки и практической деятельности людей, используемые в общественном производстве и управлении как фактор повышения эффективности.

Результат - следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог.

Научный результат [32] - продукт научной деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Разновидности результатов исследования:

- непосредственный результат[33] (результат по форме) – рецепт, рекомендация, модель, программа, стратегия, решение, методика, тип организации, система мотивации, решение, тип организационной культуры, технология, миссия, виденье, стратегия, система оценки, управленческий учет, система контроля, антирисковая система, система адаптации, система обучения;

- опосредованный результат[34] (результат по сущности) – эффективность, производительность, социально-психологическая атмосфера, имидж фирмы, прибыль, корпоративная культура, инновационный потенциал, качество, организация, организационная культура, ключевые ценности, моделирование действительности.

Виды исследований (основные):

· научное – выработка новых знаний и открытие закономерностей;

· пилотажное – проверка и уточнение элементов основного исследования и внесение необходимых корректив и изменений;

· полевое – сбор первичных данных в условиях естественных для исследуемого объекта;

· прикладное – направлено на решение каких-либо прикладных проблем;

· социальное – изучение поведения людей, групп, процессов социального взаимодействия в организованных сферах жизнедеятельности общества;

· социологическое – исследование социальных объектов, отношений, процессов для получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни;

· сравнительное – ориентировании на получение выводов, основанных на сравнении явлений и процессов во времени и пространстве;

· фундаментальное – с целью развития научных теорий или основополагающих принципов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: