Факультет Экономики и управления
Кафедра Менеджмента
Научно-исследовательская работа
«Разработка глоссария по дисциплинам менеджмент образования
Московского гуманитарного университета»
(Отчет по этапу 7 «Разработка глоссария по дисциплине
«Исследование систем управления»)
(СД.Ф.08, СД.Р.02, СД.Р.05 )
для студентов всех форм обучения специальностей:
061100 - «Менеджмент организации»
062100 – «Управление персоналом»
061000 – «Государственное и муниципальное управление»
Рекомендовано научно-методическим советом Факультета Экономики и управления |
Москва-2010/2011 учебный год
Ответственные исполнители:
Царегородцев Ю.Н., д.э.н., профессор (руководитель НИР, соисполнитель, общая редакция отчета);
Борисенко В.П., к.э.н. (автор – составитель).
Исполнитель:
Прозорова Е.О., заведующая методическим кабинетом кафедры.
Разработка глоссария по дисциплине «Исследование систем управления» осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и с учетом положений «Стандарта+» Московского гуманитарного университета.
|
|
Цель выполнения НИР по этапу 7 разработка учебно-методических материалов, обеспечивающих понимание студентами всех форм обучения основных положений дисциплины «Исследование систем управления». В процессе выполнения НИР осуществлялось кафедрой корректировка учебно-тематического плана дисциплины и уточнялись положения «Стандарта+» МосГУ.
Содержание
Введение | 4 |
1. Стандарты высшего профессионального образования по дисциплине «Исследование систем управления» 1.1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования | 5 5 |
1.2. Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета «Стандарт +» 2. Основные термины и понятия дисциплины | 5 7 |
3. Использованная справочная литература | 67 |
Введение
Дисциплина «Исследование систем управления» является обязательной для профессионального обучения специалистов в области управления. Базой для ее изучения является наличие знаний общеэкономических и управленческих дисциплин. Наиболее тесной является связь с курсами: «Теория управления», «Менеджмент», «Маркетинг», «Общая теория статистики».
Знания и навыки полученные при изучении дисциплины «Исследование систем управления» являются необходимой базой для освоения дисциплин «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент» и «Управленческие решения».
|
|
Глоссарий является учебным пособием для студентов Московского гуманитарного университета, содержит основные термины и понятия тем курса, предусмотренных дидактическими единицами государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения и «Стандарта+» Московского гуманитарного университета.
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по дисциплине «Исследование систем управления»
Государственный образовательный стандарт ВПО
Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека; объект и предмет исследования; системный анализ в исследовании управления; разработка гипотезы и концепции исследования системы управления; функциональная роль исследования в развитии систем управления; логический аппарат исследования систем управления; приемы анализа и обоснования; состав и выбор методов исследования систем управления; исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования; тестирование в исследовании систем управления; параметрическое исследование и факторный анализ систем управления; социологические исследования систем управления; экспертные оценки в исследовании систем управления; рефлексионное исследование систем управления; планирование процесса исследования систем управления; организация процесса исследования систем управления; научная и практическая эффективность исследования; диагностика систем управления.
1.2. Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета «Стандарт+»
Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека; распознание в исследовательской деятельности; методология исследований; объект и предмет исследования; подходы, принципы исследования; исследование проблем систем управления и методы их разрешения; общие понятия о системах; системный подход и системный анализ в исследовании управления; понятия системы управления, объекта управления, субъекта управления; основные закономерности, свойства и принципы функционирования и развития систем управления; теоретические методы исследования; логико – интуитивные, экспертные методы исследования; эмпирические методы исследования; модели и моделирование в системных исследованиях; разработка гипотезы и концепции исследования системы управления; функциональная роль исследования в развитии систем управления; логический аппарат исследования систем управления; приемы анализа и обоснования; состав и выбор методов исследования систем управления; исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования; тестирование в исследовании систем управления; параметрическое исследование и факторный анализ систем управления; социологические исследования систем управления; экспертные оценки в исследовании систем управления; рефлексионное исследование систем управления; планирование процесса исследования систем управления; организация процесса исследования систем управления; научная и практическая эффективность исследования; диагностика систем управления; оценка результатов исследования, требования к менеджерам исследовательского типа.
Основные термины и понятия дисциплины
Тема 1. Методологические основы курса «Исследование систем управления»
Основные понятия темы:
Процесс распознания в исследовательской деятельности. Понятие исследования и виды исследований, потребность исследования, объект и предмет исследования. Роль исследований в научной и практической деятельности человека. Ресурсы. Результаты исследования. Методология исследований: цель, подходы, принципы, методы, средства. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления. Методика исследования. Метод и средства проведения исследований. Виды исследований.
|
|
1. Распознание в исследовательской деятельности
Распознание – процесс получения обработанной выходной информации о принадлежности объекта к определенному классу с помощью специальных методов[1].
Распознавание образов [2] - научное направление, связанное с разработкой принципов и построением систем, предназначенных для определения принадлежности данного объекта к одному из заранее выделенных классов объектов. Под объектами в распознавания образов понимают различные предметы, явления, процессы, ситуации, сигналы.
Этапы процесса распознавания [3]: формулирование целей процесса распознавания; фильтрация (выделение) основных структурных элементов; определение принципов опознавания исследуемых элементов среды; установление сходств и различий элементов; анализ и нахождение наиболее рационального варианта разбиения элементов; непосредственная классификация элементов; выходная информация о процессе распознавания и результатах процесса.
Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования[4].
2. Понятие и роль исследований в научной и практической деятельности человека
Исследования - важная составляющая деятельности организации и один из главных факторов повышения эффективности работы систем управления предприятиями.
Исследование [5] - процесс - изучения объекта с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состояния в другое, получение и применение новых знаний в теории и на практике.
Исследование [6] – вид деятельности - распознавание проблем и ситуаций, определение их происхождения, выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития, установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний, нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
|
|
Характеристики исследований [7]:
- направленность на результат (фундаментальные, прикладные);
- решаемая задача (текущие, перспективные);
- продолжительность проведения (экспресс, краткосрочные, долгосрочные);
- емкость используемых ресурсов (мало-, средне-, ресурсоемкие);
- используемая информация (внутри-, внешне-, смешаноинформационные);
- число исследователей (индивидуальные, коллективные);
- уровень организации (спонтанные, организованные);
- полнота изучения и число исследуемых объектов (тематические, общие, частные);
- локальные, глобальные;
- регулярность проведения (регулярные, эпизодические, разовые);
- сложность (простые, сложные);
- подход к исследуемому объекту (локальные, системные);
- место проведение (лабораторные, промышленные);
- наличие модели исследования (натурные, модельные);
- характер объекта (геополитические, политическое, социологическое, экономическое, техническое);
- отношение к периоду функционирования (ретроспективные, текущее, прогнозные);
- методология проведения (контрольные, диагностические, сравнительные, классификационные);
- характер исследования (поисковые, научно-исследовательские, опытно-промышленные);
- форма получения результата (количественные, качественные);
- вид используемой информации (экспертно-оценочные, логические, математические, статистические);
- отношение к методу исследования (теоретические (позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические исследования), эмпирические (на базе установленных опытным путем новых факторов и их последующего обобщения сформулировать знания и прогнозы).
Объект [8] (от лат. objectum — предмет) — предмет, явление, процесс в целом или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности на которые направлена какая-либо деятельность.
Объекты исследования: мир, внешняя среда, системы, операции, отношения.
Классификация объектов исследования [9]:
· по сущности системы (биологическая, техническая, политическая, социальная…);
· по уровню управления (исполнитель, отдел, управление, организации, отрасль, регион);
· по общим функции управления (прогнозирование, планирование, организация, координация, выполнение, мотивация, регулирование, контроль, учет, анализ);
· по среде (внутренняя, внешняя);
· по структурно-функциональным подсистемам (линейные, функциональные, обеспечивающие);
· по элементам системы управления (цели управления, методы, решения, информация, кадры, организация структур управления, технологии управления);
· по видам оценок (оценка эффективности, качества труда, качества продукции, рисков, стратегии развития);
· по параметрам (состав оборудования, производительность, рентабельность, эффективность).
Предмет — целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания[10]; всякое материальное явление, вещь; то, на что направлена мысль, действие или чувство[11].
Объект и предмет исследования как научные категории - соотносятся как общее и частное. Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.
3. Методология исследований: цель, подходы, принципы, методы, средства
Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности[12]; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, учение об этой системе[13].
Предмет методологии – организация деятельности[14].
Методология исследования [15] - совокупность целей, гипотез, подходов, принципов, методов, средств, процедур логической организации, используемой при изучении явлений и осуществлении познавательной деятельности.
Цель исследования – поиск наиболее оптимальных вариантов построения системы управления, организации ее функционирования и развития.
Подход - совокупность основополагающих приемов, способов и средств управления чем-нибудь, исследования, осуществления или ведения чего-либо[16]; ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка с которой начинается исследование и которая определяет его направление относительно цели[17].
Виды подходов: аксиологический, антропологический, виртуальный, воспроизводственно-эволюционный, глобальный, гуманистический, деловой, деятельностный, диалектический, директивный (административный), инновационный, интегрированный, информационно-технологический, исторический, компетентностный, комплексный, критериальный, культорологический, личностно- ориентированный, личностно-деятельностный, логико-интуитивный, логический, маркетинговый, ноосферный, нормативный, оптимизационный подход, поведенческий, предметный, процессный, рейтинговый, рефлексивный, системно – деятельностный, системный, ситуационный, социокультурный, стандартизационный, стейкхолдерский, стратегический, структурный, феноменологический, функциональный, цивилизационный, эксклюзивный, эмпирический и другие.
Методология включает [18]:
методы – способы исследования;
принципы – обобщенные правила, требования к выполнению каких-либо процессов, указывающих путь к истине;
теории (что) – система обобщающих положений в той или иной отрасли знаний;
нормы – стандарты, правила, регулирующие определенный вид деятельности на основе дозволения, предписания или запрета;
понятия – логически оформленные общие мысли, представления, сведения о каком-либо предмете и явлении, фиксирующие их признаки.
Метод [19] (от греч. methodos — путь исследования, способ познания) —сознательно и последовательно применяемый способ достижения цели. Способ познания, исследования явлений природы и обществ, жизни с целью построения и обоснования системы знания.
Принципы – основные правила, положения, руководящие идеи и нормы, определяющие направление проведения и процессы организации познавательной деятельности.
Принципы исследования [20]: целеустремленность; целенаправленность – от целей к тождественным результатам; системность; обусловленность исследовательских функций целями исследования; первичность исследовательских функций; функциональность исследования; объективность; беспристрастность и непредвзятость, научная корректность; соблюдение правовых норм; своевременность; развития и движения систем управления; научность; прогрессивность; необходимое разнообразие; проверяемость практикой; взаимосвязь целей и функционирующих подсистем, элементов между собой и между внешними системами; комплексность; преемственность; оптимальность; перспективность; простота; доходчивость; согласованность с целями, задачами, стратегиями, тактикой, временем функционирования; учет специфичности; оперативность; автономность; экономичность; комфортность; параллельность работ; специализация; концентрация; систематичность и ритмичность; научное равенство исследователей; консультативность – получать и давать; ответственность; активизация и стимулирование; коллективное творчество; творческая активность; методический подход; замкнутость общих исследовательских функций.
Структура методологии [21]:
· характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;
· логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;
· временнáя структура деятельности: фазы, стадии, этапы деятельности.
По содержанию различают методологии [22]: агностицизма, дуализма, материализма, позитивизма, теологизма, экзистенциализма.
Методология позитивизма - изучение объектов только с точки зрения его полезности и оценки этой полезности.
Методология дуализма - построена на предположении наличия в явлении двух сущностей.
Методология агностицизма - предполагает невозможность познания реальной действительности.
Методология экзистенциализма - основана на априорном преувеличении фактических данных.
Методология материализма - в ее основе находится материалистическое понимание всех явлений.
Методология теологизма – основана на вере в Бога, абсолютную идею.
Методика исследований [23] - совокупность способов, приемов и действий практического выполнения определенных исследовательских процессов.
Средства исследования [24] - искусственно созданные объекты, предназначенные для проведения исследовательских работ, материальные объекты, предназначенные для проведения исследовательских работ.
4. Разработка гипотезы и концепции исследования
Гипотеза [25] - предположение, вариант развития или объяснений при недостающей информации.
Научная гипотеза должна [26]:
· быть в принципе проверяемой;
· поддаваться опытной проверке;
· обладать достаточной общностью и предсказательной силой;
· служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях;
· не содержать логических противоречий.
Концепция [27] - система взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), система понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов, ведущая идея или (и) конструктивный принцип, реализующий определенный замысел в той или иной сфере.
Концепция исследования [28] - комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.
5. Ресурсы, результаты исследования
Решение [29] - 1. Процесс и результат выбора способа и цели действий из ряда альтернатив в условиях неопределенности; осознание необходимости каких-либо действий. 2. Постановление, приговор. 3. Заключение, вывод из чего-либо.
Ресурсы – комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижения его результатов, источники, средства обеспечения производства
Ресурсы экономические [30] —природные (сырьевые, геофизические), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (денежный капитал).
Информационные ресурсы [31] – знания, сведения, данные, полученные в результате развития науки и практической деятельности людей, используемые в общественном производстве и управлении как фактор повышения эффективности.
Результат - следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог.
Научный результат [32] - продукт научной деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Разновидности результатов исследования:
- непосредственный результат[33] (результат по форме) – рецепт, рекомендация, модель, программа, стратегия, решение, методика, тип организации, система мотивации, решение, тип организационной культуры, технология, миссия, виденье, стратегия, система оценки, управленческий учет, система контроля, антирисковая система, система адаптации, система обучения;
- опосредованный результат[34] (результат по сущности) – эффективность, производительность, социально-психологическая атмосфера, имидж фирмы, прибыль, корпоративная культура, инновационный потенциал, качество, организация, организационная культура, ключевые ценности, моделирование действительности.
Виды исследований (основные):
· научное – выработка новых знаний и открытие закономерностей;
· пилотажное – проверка и уточнение элементов основного исследования и внесение необходимых корректив и изменений;
· полевое – сбор первичных данных в условиях естественных для исследуемого объекта;
· прикладное – направлено на решение каких-либо прикладных проблем;
· социальное – изучение поведения людей, групп, процессов социального взаимодействия в организованных сферах жизнедеятельности общества;
· социологическое – исследование социальных объектов, отношений, процессов для получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни;
· сравнительное – ориентировании на получение выводов, основанных на сравнении явлений и процессов во времени и пространстве;
· фундаментальное – с целью развития научных теорий или основополагающих принципов.