Основные понятия темы:
Классификации проблем решаемых исследователем. Подходы к решению проблем. Методы разрешения противоречий: во времени и пространстве, в структуре, в воздействиях, в отношениях.
1. Проблема [35] (греч. problema - преграда, трудность, задача) - несоответствие между необходимой (желаемой) и фактической ситуацией. В широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Разрешение проблемы - ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека.
2. Действия по постановке проблемы:
1) формулирование проблемы [36], состоящее из: вопрошения (выдвижения центрального вопроса проблемы), констрадиктации (фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы), финитизации (предположительного описания ожидаемого результата);
2) построение проблемы [37], представленное операциями: стратификации («расщепление» проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос), композиции (группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему), локализации (ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя, ограничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения), вариантификации (выработки установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы);
|
|
3) оценка проблемы [38], характеризуется действиями: кондификация (выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и т.п.), инвентаризация (проверка наличных возможностей и предпосылок), когнификация (выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы), уподобление (нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой), квалификация (отнесение проблемы к определенному типу);
4) обоснование [39], последовательная реализация процедур: экспозиции (установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами), актуализации (приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения), компрометации (выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы), демонстрации (объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации);
|
|
5) обозначение [40], состоит из: экспликации (разъяснения) понятий, перекодировки (перевод проблемы на иной научный или обыденный языки), интимизации понятий (словесная нюансировка — малозаметный переход — выражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы).
3. Классификация проблем: фундаментальные и прикладные; общие и частные; теоретические и эмпирические; эвристические и диспетчерские; объекта управления, субъекта управления и взаимодействие субъекта и объекта; по степени структуризации.
4. Типовые задачи по исследованию систем [41]:
· известны: входная величина и ее изменения, закономерности поведения и свойства системы, ищутся: выходная величина и ее изменения, простые, возникают в технике;
· известны: закономерности поведения системы, ее свойства и выходные величины, ищутся: ее входные величины;
· известны: входные и выходные показатели, закономерности поведения системы, ищутся: количественная определенность ее свойств, инженерные – расчет каркаса здания;
· известны только входные и выходные параметры, такие задачи стоят перед исследователем, который изучает совершенно неизвестный или сверхсложноорганизованный объект (черный ящик).
5. Подходы к решению проблем [42]: 1. экстремистский - если имеются противоположные задачи, одна из них игнорируется или проблема (ресурс) уничтожается; 2. компромиссный - выбор среднего решения; 3. творческий - нужно разрешать противоречие.
6. Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания.
Условия разрешения противоречий [43]:
· Во времени и пространстве. В интервале времени изменяемый ресурс обладает некими свойствами, а в другом интервале не обладает этими свойствами. В некотором месте изменяемый ресурс обладает некими свойствами, а в другом месте не обладает этими свойствами.
· В структуре. Одна часть изменяемого ресурса (или системы в целом) обладает неким свойством, а другая часть (части) не обладает этим свойством.
· В воздействиях. При воздействии 1 изменяемый ресурс обладает неким свойством, а при воздействии 2 (или отсутствии воздействия 1) не обладает этим свойством.
· В отношениях. По отношению к эталону 1 изменяемый ресурс обладает неким свойством, а по отношению к эталону 2 не обладает этим свойством.
7. Основные стадии творческого процесса решения проблем [44]:
· анализ окружающей среды (распознание имеющейся проблемы);
· выявление (идентификация) проблем (выбор критериев для оценки различных вариантов решения проблемы), принятие допущений;
· генерирование альтернатив (перебор и перечисление известных вариантов (рациональный акт) и генерирование дополнительных вариантов (рациональный и интуитивный акты));
· выбор из альтернатив (на основе систематической оценки по ранее установленным критериям);
· внедрение (расчет деталей выбранного решения, прогноз и преодоление препятствий).
Схема процесса решения проблем [45]:
P1 -> ТТ -> ЕЕ -> Р2,
где P1 – исходная проблема, ТТ – пробные теории, ЕЕ – устранение ошибок, Р2 – новые проблемы.