Общие выводы по работе

1. Данная система работы опосредованно влияет на позитивную динамику качества знаний учащихся.

2. Система работы, объединяющая уроки и развивающие курсы в единое целое, способствует  формированию коммуникативной компетенции, развитию общей культуры личности, необходимых ученику в дальнейшем.

3. Данная система работы показала, что совмещение уроков развития речи и развивающих курсов как органического продолжения уроков, позволяет сформировать умение анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

4. Ведущими методами обучения являются беседа и слово учителя, так как в процессе общения учащиеся видят пример правильной речи учителя, учитель всегда может исправить речевые ошибки учащихся. Конечно, немаловажное место занимают и другие методы обучения, но процесс живого общения незаменим.

Рекомендации.

1. Данный опыт работы по развитию  речи  учащихся в большей степени обращен к практическим потребностям: он способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся, которая необходима ученику не только для подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ, но и для повседневной жизни.

2. Данный опыт работы может быть использован в любом образовательном учреждении в 5 – 9 классах.

 

 

V. Приложение 1.

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 5 КЛАССЕ.

№ПП РУССКИЙ ЯЗЫК. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ. ТЕМА УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ КОЛ-ВО ЧАСОВ
1. Повторение изученного в начальной школе. ü Текст и его части. Повторение и углубление изученного в начальной школе. ü Тема широкая и узкая. ü Подробное изложение     1 1 2
2. Синтаксис и пунктуация. ü Понятие о стилях речи. Основные признаки разговорного стиля. ü Научный стиль речи и его языковые средства. ü Подробное изложение в научном стиле. ü Особенности художественного стиля речи. ü Подробное изложение в художественном стиле.   1   1   2   1   2
3. Фонетика. Графика. Орфография. ü Типы речи повторение и углубление изученного. ü Повествование и его структура. ü Подробное изложение повествовательного типа. ü Описание и его структура. ü Сочинение-описание.     1 1   2 1 1
4. Лексика. ü Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания.     2
5. Морфемика. ü Подробное изложение-описание животных. ü Подробное изложение – описание состояния природы.   2   2
6. Морфология. ü Рассуждение и его структура. ü Подробное изложение- рассуждение. ü Изложения текстов различной стилевой и типовой принадлежности. 1   2     6
7. Повторение изученного в конце года.   ü Повторение изученного о тексте. ü Контрольное изложение. 1 1  

                                                                                                                   

Приложение 2.

Р5. Подробное изложение текста повествовательного характера с элементами описания.

                                 СНЕГИРЬ.

    Еще наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири.

    Снегирь – пухленькая красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой, черной головой. Летает снегирь легко и красиво. Снегири обычно держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. Изредка она передвигается, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно.

    Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки.

    С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или на деревья.

    Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием.

                     (По Д.Кайгородову и П.Соколову)

ЦЕЛЬ: передать содержание текста, дав описание снегиря.

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ:

1. Когда зимняя природа становится еще наряднее?

2. Каков внешний вид снегиря?

3. Видели ли вы снегирей? Правильно ли снегирь назван красавцем? Почему вы так думаете?

4. Как держатся они во время морозов?

5. Чем питаются?

6. Где ночуют?

7. Как снегири украшают нашу зимнюю природу?

8. Каким близким по значению словом можно заменить прилагательное МЕЛОДИЧНЫЙ?

 

Приложение 3.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК» 5 КЛАСС.

ТЕМА УРОКА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Повторение в начале года. 5
2 Синтаксис и пунктуация. 5
3 Фонетика. 4
4 Лексика. 4
 5 Словообразование. 4
6 Самостоятельные части речи.   10
7 Повторение в конце года. 2

ПРИМЕР УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА.

Р5. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА.

               Самые мя…кие и трогательные ст…хи, книги и к…ртины написаны ру…кими поэтами, п…сателями и художниками об осени Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года осень сн…мала с л…сов, с п…лей, со всей пр…роды густые цв…та, смывала д…ждями зелень рощ(?) краски лета см..нялись ро…ким з…лотом, пурпуром и серебром изм…нялся не только цвет земли, но и сам воздух он был чище х…лоднее дали были гораздо глу…же, чем летом осень на к…ртинах Левитана очень разнообразна.

                                                             (К. Паустовский)

1. Прочитайте текст. Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки препинания.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Озаглавьте текст.

4. Разделите текст на четыре абзаца.

5. Какова тема текста.

6. Какова основная мысль текста.

7. Составьте план текста.

8. В тексте обозначьте склонение имен существительных.

9. Выполните морфемный разбор слов: темные, зелень, снимала.

 

Приложение 4. 

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ.

№пп Русский язык. Разделы программы. Тема урока по развитию речи. Кол-во часов
1. Повторение изученного в начале года. ü Официально-деловой стиль. ü Изложение – описание.   2 2
2. Лексика и фразеология. ü Изложение с лексическим заданием. ü Изложение  с лексическим заданием.   2   2
3. Словообразование. ü Изложение  с дополнительным заданием. ü Изложение с дополнительным заданием. ü Изложение в виде исторической справки.     2   2     2

4.

МОРФОЛОГИЯ: Имя существительное   ü Изложение с лингвистическим заданием(по конструированию предложений). ü Изложение-рассуждение с дополнительным заданием.     2   2
Имя прилагательное   ü Изложение-описание места. ü Изложение-повествование с элементами описания. ü Выборочное изложение.   2   2 2
Глагол   ü Изложение-рассуждение- объяснение. ü Изложение-повествование. ü Изложение с творческим заданием. ü Изложение-описание с орфографическим заданием. ü Контрольное изложение.   2 2   2     2 1
  Имя числительное   ü Изложение с дополнительным заданием. ü Изложение с грамматическим заданием.     2     2
  Местоимение ü Подробное изложение – повествование. ü Изложение с дополнительным заданием. ü Изложение с элементами описания пейзажа.   2     2     2  
5. Повторение и  систематизация изученного. ü Изложение  с дополнительным заданием. ü Контрольное изложение.   2   1

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: