Особенности поэтической речи и стихосложения

 

Стих — строка в стихотворном произведении.

Строфа (от греческого strophe — букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторя­ющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно не­велика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Про­стейшие строфы — четверостишия и двустишия, кото­рые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе).

 

I. Строфика:

· Двустишие — простейший вид строфы из двух стихов.

 

· Терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB, ВВС, CCD и т.д.

 

· Катрен (четверостишие) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

 

· Пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов

 

· Октава — восьмистишие ABABABCC

 

· Онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)

 

· Сонет - строфа, которая состоит из 14 строк, сложенный по определенным правилам:

I катрен (четверостишие) – экспозиция темы стихотворения.

II катрен - развивает положения, намеченные в I катрене.

I терцет (трехстишие) - намечается развязка темы.

II терцет - развязка.

(Сонет возник в 13 веке в Сицилии. Сонеты Петрарки, Данте, Шекспира, Тредиаковского.)

 

&

 

 

II. Метрика — наука о стихотворных размерах

 

Стопа — повторяющаяся в силлабо-тоническом стихе группа чередующихся ударных и безударных слогов. Стопа является метрической ос­новой стиха, по ней определяется стихотворный раз­мер.

 

Стихотворные раз­мерысиллабо-тонического стиха.

 

1. Двусложные размеры:

(В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов - ударного и безударного.)

· Хорей - размер, в котором ударение приходит­ся на первый слог.

(„Мча`тся /ту`чи,/ вью`тся/ ту`чи..." Пушкин.)

 

· Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге.

(„Я вас любил, любовь еще, быть мо­жет..." Пушкин.)

 

Пиррихий — стопа, состоящая из двух безударных слогов.

(„Три девицы под окном" Пушкин)

Спондей — стопа, состоящая из двух ударных слогов.

(„Швед, русский, колет, рубит, режет"Лермонтов.)

 

2. Трехсложные размеры:

(Состоят из одного ударно­го и двух безударных слогов.)

· Дактиль — трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

(„В полном разгаре страда деревенская..." Некрасов).

 

· Амфибрахий — трехсложный метр с ударени­ем на втором слоге.

(„Гляжу, как безумный, на черную шаль..." Пушкин).

 

· Анапест — трехсложный метр с ударением на третьем слоге.

(„Что ты жад­но глядишь на дорогу..." Некрасов).

 

III. Рифма - созвучие концов стихов.

 

Рифмы:

· Мужская рифма - рифма из слов с ударением на последнем слоге

· Женская рифма - рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге.

· Закрытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на согласные звуки.

· Открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки.

 

IV. Рифмовка:

Парная рифмовка — в двустишиях, когда рифму­ющиеся строки идут одна за другой. Схема — АА.

Перекрестная — в четверостишии, ког­да 1-я строка рифмуется с 3-й, а 2-я с 4-й.

Схема — АБАБ.

Кольцевая — в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется с 4-й, а 2-я с 3-й.

Схема АББА.

 

Смежная - в четверостишиях, когда 1-я строка рифмуется со 2-й, а 3-я с 4-й.

Схема — ААББ.

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: