МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
План:
1) Роль международного права в обеспечении национальной безопасности |
2) Национальная безопасность, международное право и внешняя политика России |
3) Верховенство норм международного права и национальные интересы России |
4) Международно-правовые средства обеспечения национальной безопасности |
Вывод |
Роль международного права в обеспечении
Национальной безопасности
Международное право, его система и многочисленные механизмы
реализации создавались народами земли в течение многих столетий
именно с целью поддержания мира и безопасности государств. В преамбуле Устава ООН прямо говорится о назначении современного международного права: «избавить грядущие поколения о т ужасов новой
мировой войны». Поэтому принято вести речь о праве международной
безопасности как точке соприкосновения международного права и национальной безопасности.
Дело в том, что безопасность одного государства связана с безопасностью мира в целом: безопасность отдельного государства зависит
|
|
от обеспечения безопасности всех государств, безопасность всех предполагает безопасность каждого государства. Э то особенно четко прослеживается в целом ряде нормативных актов международного характера. Например, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (подписан в г. Хельсинки 01.08.1975) содержи т
большое количество моментов регламентации совместного обеспечения
отдельных видов безопасности, важных для стран-участни ков: экологическая, военная, миграционная, и информационная и др.
Важнейшую роль в международно -правовом обеспечении национальной безопасности играю т нормы международного уголовного права. Под международным уголовным правом или международным прав о-
охранительным правом понимается отрасль международного права,
принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и
международных организаций в борьбе с преступностью, включая ее
предупреждение, профилактику и преследование.
Большую роль в борьбе с терроризмом играет международное сотрудничество, которое основано на большом количестве международных актов: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля
2005 г. № A/Res/59/290 «Международная конвенция о борьбе с актами
ядерного терроризма» (91-е пленарное заседание)
2) Национальная безопасность, международное
Право и внешняя политика России
Основные концептуальные приоритеты и понятия, отражающие
роль международного права в обеспечении национальной безопасности
|
|
страны, содержатся в……..
Концепции внешней политики Российской Федерации (утвержденной Президентом Российской Федерации В.Путиным
12 февраля 2013 г.). В ней высшим приоритетом внешне-политического
курса России, формально-юридическим отражением которого являются
международно-правовые обязательства России, провозглашается «защищенность личности, общества и государства». Следовательно, главные цели внешней поли тики: обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета, авторитета и территориальной целостности; создание благоприятных внешних условий для устойчивого
и динамичного роста экономики России, реализации прав и свобод человека; активное продвижение курса на всемерное укрепление между-
народного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы
О международной безопасности говорится и в Стратегии национальной безопасности. В ней подтверждается, что Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международно го права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, проводя при этом для защиты своих национальных
интересов рациональную и прагматичную внешнюю по ли тику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.
Стратегия кратко очерчивает международные организации, необходимые для обеспечения национальной безопасности. Прежде всего,
это – Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Кроме того, различные блоковые организации, типа «Группа восьми», «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия
и Ки тай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), Шанхайской организации сотрудничества, а также другие неформальные международные
институты могут быть использованы в интересах национальной безопасности.
3) Верховенство норм международного права
и национальные интересы России
пример, Всемирной организацией здравоохранения был разработан документ, озаглавленный «Стандарты сексуального образования в Европе: документ для лиц, определяющих политику, руководителей и специалистов в области образования и здравоохранения». Он предусматривает необходимость сексуально го образования детей, начиная с момента рождения. Понятно, что для национальной безопасности России реализация таких «стандартов» катастрофична.
Разъяснение позиции:
С этой целью, 6 декабря 2013 го да Конституционный суд РФ по -
станови л, что толь ко он может разрешить вопрос о применимости законодательных норм, которые препятствуют исполнению постановления
Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), но не были ранее признаны неконституционными. Дело в том, что согласно ст.15 Конституции РФ правила международного договора России выше по юридической силе тех правил, которые предусмотрены законами Российской
Федерации. Российская Федерация в с т. 1 Федерального за кона от
30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав
человека и основных свобод и протоколов к ней» при знала юрисдикцию
Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней.
Постановления Европейского суда, принимаемые в отношении
Российской Федерации, являются составной частью правовой си с темы
России. Однако толь ко Конституционный су д может решить проблему
соответствия Конституции той и ли иной норме законов, а следователь-
но, в случае непротиворечия Основному закону нормы, препятствую-
щей исполнению постановления Европейского суда по правам человека,
предложить «возможные способы реализации решения международной
|
|
инстанции», как сказано в Постановлении.
В контексте суверенитета России важно отметить и вопрос о верховенстве международных договоров Российской Федерации. Основополагающая норма содержится в ч. 4 с т. 15 Конституции РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила между-
народного договора». При э том не всегда международный договор Российской Федерации непосредственно изменяет положения российского
законодательства. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от
25.12.2012) «О международных до говора х Российской Федерации» в
статье 6 прямо указывает формы выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. Согласие
Российской Федерации на обязательность для нее международно го до-
говора может выражаться путем: подписания договора; обмена доку-
ментами, образующими договор; ратификации договора
4) Международно-правовые средства обеспечения