Тема: Вербальное общение. Речевые средства общения

План:

1.Функции вербального общения.

2.Виды вербального общения.

3.Речевые средства общения.

Вербальное общение бывает письменным и устным.

Функции вербального общения:

  1. Обмен информацией между людьми.
  2. Организация взаимодействия между людьми.
  3. Восприятие друг друга партнерами по общению.

Умеющий по-настоящему слушать, воспринимает гораздо больше информации, чем тот, кто обращает внимание только на слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает неправильность построения фраз. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица собеседника полезны для понимания истинной сути сообщения. Огромную роль в этом играет понимание интонации.

Интонация – это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается. Энтузиазм, радость, недоверие передаются высоким голосом. Печаль, горе, усталость – мягким, приглушенным голосом, с понижением звука к концу каждой фразы. Темп и громкость речи. В общении важно обращать внимание на темп речи. Люди говорят быстро:

  • когда взволнованы или обеспокоены чем-либо;
  • когда они говорят о личных трудностях;
  • когда хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его.

Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны – о высокомерии. Сбивчивая речь указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Чем больше прерывиста речь, тем больше в ней запинок, слов-паразитов. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, означает, что он больше ориентируется на себя. Если человек с трудом выносит паузы в разговоре – он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.

Эффективным средством общения является тактика постоянного изменения громкости голоса. Факт: сказанное более тихим голосом на фоне громкой речи привлекает гораздо большее внимание, чем даже крик.

Умение держать паузу – незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов.

Вопросы для проверки знаний по теме:

1. В чем заключается роль в общении интонации, темпа речи, паузы?

2. Почему важно выбирать определенную форму изложения своих мыслей?

3. Есть ли у вас собственные наблюдения: что значат разные интонации?

 

Перед вами 12 рекомендаций Дейла Карнеги. Ваша задача будет определить,

какие приемы относятся к открытому общению, способствуя расположению к вам

людей, а где манипуляция:

  1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. (О)
  2. Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему. (М)
  3. Если вы ошиблись, признайтесь в этом. (М,О)
  4. Улыбнитесь. (О)
  5. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи. (О)
  6. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других. (О)
  7. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе. (О)
  8. Взывайте к благородным побуждениям. (М)
  9. Бросайте вызов. (М)
  10. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника. (О)
  11. Давайте людям почувствовать их значительность. (О)
  12. Делайте так, чтобы людям было приятно выполнять то, что хотите. (М)

Тема: Стили общения

Умение общаться с людьми – это товар, который можно купить так же, как сахар и кофе.

И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо на свете.

Дж.Рокфеллер

План:

1.Стили общения.

2.Техники эффективного знакомства.

Все стили общения условно можно поделить на три группы в зависимости от цели общения и ролей, какие вы играете.

  • симпатия – ваша цель вызвать симпатию, доверие, интерес у человека, с которым вы общаетесь.
  • психологическое карате – ваша цель – психологически подавить другого человека, вызвать у него неуверенность, страх, вину. Вопросы – мощное психологическое оружие в умелых руках. Используя вопросы, вы контролируете ход и направление беседы, вы занимаете доминирующую позицию, вы активны, ваш собеседник пассивен. К психологическому карате относится модель эксперта и криминальный наезд как наиболее жесткий вариант.
  • психологическое айкидо – цель этого стиля – уйти из-под психологического давления человека, использующего психологическое карате, нейтрализовать его психологическую атаку и мягко добиться своих целей.

Эта классификация условна и в реальной жизни в общении чаще применяется комбинация, смешение этих стилей. Проблема коммуникации – самая главная в жизни любого человека. При общении важны: доброжелательность, внимание, диалог, информативность  Что мешает непринужденному знакомству, что отталкивает от нас людей? Это неуверенность, самоуглубленность, категоричность, плохое настроение, чрезмерное умничанье, постоянные поддакивания, банальные темы, банальные рассуждения.

Техники эффективного знакомства  выглядит так:

 непринужденное знакомство – вызов симпатии – доверительные дружеские отношения или прочные деловые связи.

  • Все начинается с первого взгляда: доброжелательный, уверенный, проникновенный взгляд располагает к контакту.
  • Улыбка, комплимент при встрече расположат собеседника быстрее, нежели потоки красноречивых слов.
  • Войти в роль известного вам, уверенного в себе человека, и поступить так, как в аналогичной ситуации поступил бы он.
  • Иметь в запасе ряд проверенных в действии речевых или поведенческих заготовок (Хотите, я вам погадаю? Хотите, я угадаю ваше имя? и т.д.).
  • Чаще называйте собеседника по имени (Больше всего на свете люди любят свое имя)
  • Проявите к собеседнику неподдельный интерес. (Дайте почувствовать человеку его значимость)
  • Ваш настрой дожжен быть позитивным.
  • Используйте прием «веер тем». (Перебирая одну за другой темы разговора, вы быстро сможете определить, что же действительно интересует вашего нового знакомого. Избегайте переливания из пустого в порожнее)
  • Задавайте «открытые» вопросы. (А что вы думаете? А что вы чувствуете?)
  • Прием «родственные души». (Общее: профессия, увлечения, взгляды на те или иные приятные события жизни)
  • Прием «землячество».
  • Спросите: «Чем вам помочь?»
  • Идите на совместные действия. (Заварите вместе чай и т.д.)
  • Используйте юмор.
  • Определите дистанцию комфортного общения (межличностное пространство).
  • Выразите уверенность в плодотворности дальнейших контактов. (Жалко с вами расставаться, вы произвели на меня приятное впечатление, надеюсь, это не последняя наша встреча)

Вопросы для проверки знаний по теме:

1. Какие существуют стили общения?

2. Какие качества человеку мешают ему общаться?

3. Перечислите техники эффективного знакомства.

 Тема: Манипулирование

План:

1.Понятие «манипуляция».

2.Причины манипуляции.

3. Способы манипулирования людьми и как им противостоять?

Манипуляция - побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнерами своих собственных целей.

Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество). Манипуляции имеют скрытый характер воздействия (для манипулятора важно, чтобы адресат считал мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них). Манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях – чувство собственного достоинства, чувство собственности, власть, слава, служебное продвижение, общение.Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно.

Причины манипуляции:

  1. Недоверие. (Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет.)
  2. Любовь. (Любовь – это победа, достичь которой нелегко. Это власть, которая позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь.)
  3. Неопределенность. (Человеку трудно переносить неопределенность, и он стремится преобразовать ситуацию в выгодную для себя сторону.)
  4. Нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения.
  5. Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.

Вопросы для проверки знаний по теме:

1.Что такое манипулирование?

2.Какие существуют причины манипулирования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: