I этап. Изобретение содержания речи

Внутри данного этапа можно выделить несколько других.

1. Изобретение предмета речи - темы сочинения.

2. Выбор темы.

Выбирая ту или иную тему сочинения, ученик должен осознавать, почему именно эту тему он выбирает: заинтересовала, есть достаточные знания.

Выберем условно тему сочинения для дальнейшей работы над ней, например: "Является ли комедия Н.В. Гоголя "Ревизор" сатирической?"

3. Обдумывание предмета речи - темы сочинения. В ходе обдумывания темы изобретается главная идея - главный тезис сочинения. Прежде всего, необходимо установить режим обдумывания темы. Он уже во многом задан режимом формулирования и выбора. Следует помнить, что в формулировке темы важным является каждое слово.

4. Подбор аргументов.

Тезис - это формула, с помощью которой пишущий имеет возможность убедить предполагаемую аудиторию согласиться с ним в спорном вопросе, и он должен быть сформулирован достаточно четко прежде всего для самого пишущего. Затем, по законам риторики, следует этап оценки тезиса: пишущий должен определить, как его тезис будет воспринят читающим, читающими. От этого будет зависеть выбор стратегии доказывания. В риторике принято считать, что в том случае, когда мы предполагаем, что отношение к тезису будет благожелательным, лучше выбрать дедуктивную стратегию доказывания, т.е. идти от общего (тезиса) к частному (доказательствам). В том случае, когда нам трудно предусмотреть отношение читающих к выдвигаемому тезису, эффективнее использовать индуктивную стратегию доказывания, т.е. идти от доказательств к формулированию тезиса.

После выбора стратегии доказывания переходим к подбору аргументов. В риторике "аргумент - это довод, служащий для доказательства, а следовательно, необходимый для убеждения". Очень важно определить параметры, по которым будем подбирать аргументы. В нашем случае параметрами будут различные составляющие проблематики и поэтики текста, прежде всего, драматургического, такие, как: конфликт, речь персонажей и т.д. Составим риторический эскиз речи.

5. Размножение идей.

В риторике существует несколько способов размножения идей, способов обогащения содержания речи. Самый распространенный из них - использование "риторических", или "общих мест" - смысловых моделей - топов. Пишущий обычно или прилагает серьезные усилия к тому, чтобы чем-то наполнить содержание основной части сочинения, или на интуитивном уровне прибегает к использованию топов - примеров, цитат, сравнений и т.д.

II этап. Расположение изобретенного содержания.

Безусловно, что школьное сочинение - работа творческая, и она не может быть подчинена строгому порядку. Более того, авторы учебников по риторике подчеркивают, что риторическое расположение - "не догма, а руководство к действию".

 Школьное сочинение традиционно имеет трехчастную структуру: Введение, Основная часть, Заключение. Отдельно можно говорить о расположении содержания внутри этих частей. В вводной части пишущий должен обосновать свой выбор главной мысли сочинения - тезиса, для этого он может использовать материалы обдумывания темы. Основная часть состоит соответственно из тезиса и необходимых аргументов. Выбирает стратегию доказывания и определяет последовательность аргументов - ученик. Принято считать, что та или иная смысловая модель занимает свое место в общей структуре доказывания: "определение" располагается ближе к началу речи, за ним, как правило, идет топ "свойства", "причины" предшествуют "следствиям", "примеры" следуют за тезисом, "свидетельства" занимают или пограничные позиции, или используются во Введении и Заключении и т.д. Заключение содержит вывод - подтверждение тезиса.

III этап. Словесное выражение содержания.

Следующий этап работы над сочинением - запись подготовленного и обдуманного материала. Далее осуществляется работа с выполненной записью: анализ сочинения под самыми разными углами зрения: соответствие требованиям канонов (изобретения содержания речи, расположения, словесного выражения) - риторический анализ; соответствие требованиям стилистики, грамматики, орфографии, пунктуации и т.д.; а также следование принципам речевого поведения, принципам диалогизации речи (внимание к адресату, благожелательность и т.д.). Очень важно, чтобы в сочинении была определена стратегия речевого поведения (или стратегия близости, или отстранения, или отказа от выбора). Наиболее уместна в школьном сочинении стратегия близости к адресату. При этом, как правило, используются не только аргументы к сути, о которых мы говорили, но и аргументы к адресату.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: