Полет ЛА происходит в подвижной воздушной среде. Воздушная среда (атмосфера) движется относительно земной поверхности, увлекая за собой ЛА.
Вектором воздушной скорости V называется направление и скорость движения ЛА относительно воздушных масс в горизонтальной плоскости.
Вектором путевой скорости W называется направление и скорость движения ЛА относительно земной поверхности в горизонтальной плоскости.
Вектор ветра U определяется направлением ветра и скоростью ветра относительно земной поверхности в горизонтальной плоскости.
Три вектора в пространстве V, W, U образуют векторный треугольник скоростей, проекция которого на горизонтальную плоскость носит название навигационного треугольника скоростей. Поэтому можно записать векторное соотношение:
W = V + U.
U V УС W ЛА |
Угол сноса, УС – это угол заключенный между векторами воздушной и путевой скорости.
Навигационное направление ветра, НВ – угол между северным направлением меридиана и направлением вектора U.
Угол ветра, УВ – угол, заключенный между направлениями вектора путевой скорости W и вектора ветра U.
Курсовой угол ветра (КУВ) – угол, заключенный между направлениями вектора воздушной скорости V и вектора ветра U.
МК |
МПУ |
УС |
НВ |
КУВ |
УВ |
V |
U |
W |
См |
V – воздушная скорость движения ЛА относительно воздушных масс;
W – путевая скорость движения ЛА относительно земной поверхности;
U – скорость ветра;
УС – угол сноса;
МК – магнитный курс
МПУ – магнитный путевой угол;
НВ – навигационное направление ветра;
КУВ – курсовой угол ветра;
УВ – угол ветра.
Взаимосвязь параметров навигационного треугольника скоростей:
W=VcosУС + UcosУВ.
УВ = НВ – МПУ УС = МПУ – МК КУВ = УВ + УС.
Особые случаи направления векторов:
а) если УВ = 0°, то ветер попутный, УС = 0, W = V+U
б) если УВ = 180°, то ветер встречный, УС = 0, W = V – U
в) если УВ = 90°, то ветер боковой, W = V cos УС, а при малых углах сноса W» V.
V U а) |
V U УС в) W |
V U б) |
Пример 6. Выполнить расчет путевой скорости W по исходным данным: МК=23°, МПУ=57°, НВ=103°, V =400 км/ч, U =6 м/с.
Расчёт:
УС = МПУ – МК = 57° – 23° = 34°.
УВ = НВ – МПУ = 103° – 57° = 46°.
U =6 м/с = 21,6 км/ч
Применим формулу W=VcosУС + UcosУВ = 400* cos 34° + 21,6* cos 46° = 346,6 км/ч.
Магнитное склонение ΔМ – угол, между северным направлением истинного и магнитного меридианов в данной точке. За северное направление магнитного меридиана принимается направление горизонтальной составляющей вектора напряженности магнитного поля Земли в данной точке. Это направление не совпадает с направлением истинного меридиана, из-за неравномерности магнитного поля Земли.
Положительное направление – от истинного меридиана к востоку, а к западу – отрицательное.
В различных точках Земли ΔМ разное (в диапазоне от –180° до +180°). Наибольшие значения в районе магнитных и географических полюсов.
Величину ΔМ можно определить с помощью аэронавигационных карт на которых нанесены изогоны – линии, соединяющие точки с одинаковым магнитным склонением.
Истинный курс, ИК – угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через самолет, и векторм воздушной скорости.
Магнитный курс, МК – угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через самолет, и векторм воздушной скорости.
Истинным путевым углом ИПУ называется угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана и линией заданного пути.
Магнитным путевым углом МПУ называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией заданного пути.
Истинный курс вычисляется по формуле:
ИК = МК + ΔМ,
где ΔМ– магнитное склонение, МК – магнитный курс, ИК – истинный курс.