Прочитайте текст и выполните задания 20-23

Тот факт, что демократические системы правления распространились на большое число стран, не потерпели при этом крушения и, таким образом, остаются на месте, означает, что на смену прежним неблагоприятным для возникновения и сохранения демократических институтов условиям должны были прийти в значительной мере более благоприятные условия...

Когда демократические институты утверждаются в стране, в которой широко распространены антидемократические убеждения, а демократические взгляды слабы, демократические правительства вряд ли могут устоять, особенно в периоды кризисов и напряжённостей, которым время от времени оказываются подверженными все страны. В течение XX столетия в разных странах произошли огромные изменения в соотношении силы демократических и антидемократических идеологий и убеждений. В первой половине века существенно ослабла поддержка монархии, потомственной аристократии и олигархии, являвшихся до того времени наиболее распространёнными формами недемократического правления. В течение следующей четверти века основные недемократические идеологии и поддерживавшие их системы правления...были окончательно разрушены их собственными роковыми провалами в военной, экономической и политической областях. Хотя антидемократические идеологии, такие как крайний национализм и религиозный фундаментализм, представляют собой постоянные препятствия для демократизации в некоторых странах, в целом на мировой арене они лишены той притягательности, которой обладает демократия. Значение демократических идей в создании и сохранении легитимности власти выявляется той настойчивостью, с которой авторитарные правительства пытаются замаскировать суть своих режимов псевдодемократической риторикой.

...в некоторых странах, таких как Южная Африка, в которых существует значительный потенциал культурного конфликта, переходу к демократии и её последующей консолидации способствует тщательная разработка электоральных договорённостей и политических практик, поощряющих политическую включённость и компромисс скорее, чем дискриминацию и конфликт.

Наконец, распространение капиталистических рыночных экономик и замена ими в некоторых странах экономических систем централизованного управления помогли создать социальные структуры, установки и запросы, более благоприятные для демократических убеждений, для демократического образа действий и демократических институтов. Во многих странах по всему миру рыночный капитализм явился фактором, поощрившим экономический рост, повышение уровня жизни и формирование более широкого среднего класса... Таким образом, глобальное распространение рыночного капитализма сопровождается глобальным увеличением числа стран, характеризующихся существованием гражданских обществ, более благоприятных для демократических институтов.                                           (Р. Даль)

20. Какие два изменения в соотношении демократических и антидемократических сил в ХХ столетии привёл автор?

 

21. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения мысли автора о важном значении демократических идей в создании и сохранении легитимности власти.

22. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте три объяснения связи формирования широкого среднего класса и утверждения демократии.

23. Предположите, как культурные (межэтнические) конфликты могут помешать утверждению демократии. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения

 

24. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о двух любых институтах политической системы общества, и одно предложение, раскрывающее роль средств массовой информации (СМИ) в политической системе общества.

25. Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функ­ций. Укажите любые три из них, сопроводив каждую примером.

 

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции политической партии в современном обществе. (Сначала назовите функцию, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

 

27. В стране Z глава государства избирается всенародным голосованием. Все граждане обязаны придерживаться общегосударственной идеологии, существует постоянный контроль государства над всеми сферами жизни, осуществляются внесудебные преследования представителей оппозиционных движений. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.

На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z (обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства Z).

 

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическая элита и её роль в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

 

Какие два изменения в соотношении демократических и антидемократических сил в ХХ столетии привёл автор?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть названы изменения: 1) существенно ослабла поддержка монархии, потомственной аристократии и олигархии; 2) основные недемократические идеологии и поддерживавшие их системы правления  были окончательно разрушены. Изменения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках  
Правильно названы два изменения 2
Правильно названо одно любое изменение 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения мысли автора о важном значении демократических идей в создании и сохранении легитимности власти.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть даны такие объяснения: 1) народ ощущает себя источником власти; 2) власть представляет интересы народа, поэтому ей готовы подчиняться; 3) народ имеет реальные рычаги воздействия на власть, вплоть до смены правительства. Могут быть даны другие объяснения  
Даны два объяснения 2
Дано одно объяснение 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте три объяснения связи формирования широкого среднего класса и утверждения демократии.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть даны такие объяснения: 1) средний класс является основой гражданского общества; 2) средний класс заинтересован в реализации своих политических прав посредством демократических институтов; 3) средний класс, законными средствами защищая свои права собственности и другие права, воздействует на государственную власть. Могут быть даны другие объяснения  
Даны три объяснения 3
Даны два объяснения 2
Дано одно объяснение 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Предположите, как культурные (межэтнические) конфликты могут помешать утверждению демократии. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть высказаны такие предположения: 1) в условиях межэтнических конфликтов может быть невозможен диалог различных политических сил; 2) конфликт может быть связан с ущемлением прав каких-либо этнических групп, что противоречит ценностям демократии; 3) в условиях межэтнических конфликтов нередко поддержкой пользуются авторитарные лидеры и режимы. Могут быть высказаны другие предположения  
Высказаны три предположения 3
Высказаны два предположения 2
Высказано одно предположение 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: