Тот факт, что демократические системы правления распространились на большое число стран, не потерпели при этом крушения и, таким образом, остаются на месте, означает, что на смену прежним неблагоприятным для возникновения и сохранения демократических институтов условиям должны были прийти в значительной мере более благоприятные условия...
Когда демократические институты утверждаются в стране, в которой широко распространены антидемократические убеждения, а демократические взгляды слабы, демократические правительства вряд ли могут устоять, особенно в периоды кризисов и напряжённостей, которым время от времени оказываются подверженными все страны. В течение XX столетия в разных странах произошли огромные изменения в соотношении силы демократических и антидемократических идеологий и убеждений. В первой половине века существенно ослабла поддержка монархии, потомственной аристократии и олигархии, являвшихся до того времени наиболее распространёнными формами недемократического правления. В течение следующей четверти века основные недемократические идеологии и поддерживавшие их системы правления...были окончательно разрушены их собственными роковыми провалами в военной, экономической и политической областях. Хотя антидемократические идеологии, такие как крайний национализм и религиозный фундаментализм, представляют собой постоянные препятствия для демократизации в некоторых странах, в целом на мировой арене они лишены той притягательности, которой обладает демократия. Значение демократических идей в создании и сохранении легитимности власти выявляется той настойчивостью, с которой авторитарные правительства пытаются замаскировать суть своих режимов псевдодемократической риторикой.
|
|
...в некоторых странах, таких как Южная Африка, в которых существует значительный потенциал культурного конфликта, переходу к демократии и её последующей консолидации способствует тщательная разработка электоральных договорённостей и политических практик, поощряющих политическую включённость и компромисс скорее, чем дискриминацию и конфликт.
Наконец, распространение капиталистических рыночных экономик и замена ими в некоторых странах экономических систем централизованного управления помогли создать социальные структуры, установки и запросы, более благоприятные для демократических убеждений, для демократического образа действий и демократических институтов. Во многих странах по всему миру рыночный капитализм явился фактором, поощрившим экономический рост, повышение уровня жизни и формирование более широкого среднего класса... Таким образом, глобальное распространение рыночного капитализма сопровождается глобальным увеличением числа стран, характеризующихся существованием гражданских обществ, более благоприятных для демократических институтов. (Р. Даль)
|
|
20. Какие два изменения в соотношении демократических и антидемократических сил в ХХ столетии привёл автор?
21. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения мысли автора о важном значении демократических идей в создании и сохранении легитимности власти.
22. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте три объяснения связи формирования широкого среднего класса и утверждения демократии.
23. Предположите, как культурные (межэтнические) конфликты могут помешать утверждению демократии. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения
24. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о двух любых институтах политической системы общества, и одно предложение, раскрывающее роль средств массовой информации (СМИ) в политической системе общества.
25. Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций. Укажите любые три из них, сопроводив каждую примером.
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции политической партии в современном обществе. (Сначала назовите функцию, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
27. В стране Z глава государства избирается всенародным голосованием. Все граждане обязаны придерживаться общегосударственной идеологии, существует постоянный контроль государства над всеми сферами жизни, осуществляются внесудебные преследования представителей оппозиционных движений. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.
На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z (обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства Z).
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическая элита и её роль в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Какие два изменения в соотношении демократических и антидемократических сил в ХХ столетии привёл автор?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы изменения: 1) существенно ослабла поддержка монархии, потомственной аристократии и олигархии; 2) основные недемократические идеологии и поддерживавшие их системы правления были окончательно разрушены. Изменения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно названы два изменения | 2 |
Правильно названо одно любое изменение | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения мысли автора о важном значении демократических идей в создании и сохранении легитимности власти.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть даны такие объяснения: 1) народ ощущает себя источником власти; 2) власть представляет интересы народа, поэтому ей готовы подчиняться; 3) народ имеет реальные рычаги воздействия на власть, вплоть до смены правительства. Могут быть даны другие объяснения | |
Даны два объяснения | 2 |
Дано одно объяснение | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте три объяснения связи формирования широкого среднего класса и утверждения демократии.
|
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть даны такие объяснения: 1) средний класс является основой гражданского общества; 2) средний класс заинтересован в реализации своих политических прав посредством демократических институтов; 3) средний класс, законными средствами защищая свои права собственности и другие права, воздействует на государственную власть. Могут быть даны другие объяснения | |
Даны три объяснения | 3 |
Даны два объяснения | 2 |
Дано одно объяснение | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Предположите, как культурные (межэтнические) конфликты могут помешать утверждению демократии. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть высказаны такие предположения: 1) в условиях межэтнических конфликтов может быть невозможен диалог различных политических сил; 2) конфликт может быть связан с ущемлением прав каких-либо этнических групп, что противоречит ценностям демократии; 3) в условиях межэтнических конфликтов нередко поддержкой пользуются авторитарные лидеры и режимы. Могут быть высказаны другие предположения | |
Высказаны три предположения | 3 |
Высказаны два предположения | 2 |
Высказано одно предположение | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
|
|