Особенности общинных отношений у разных народов

Процесс развития первобытной экономики имел значительные отличия у разных народов. Так, в районах Древнего Востока в силу тёплых климатических условий и наличия пищи стала возможной большая концентрация населения в очень ранний период. Богатство животного и растительного мира, разнообразие природных условий облегчали возникновение охоты, скотоводства и земледелия. Став земледельцами, жители этих районов создали постоянные поселения, совершенствовали методы агрикультуры, повышали урожайность, строили ирригационные системы, помогающие регулировать стихийные разливы рек, и использовали их для орошения полей. Не случайно, именно страны Древнего Востока оказались родиной мировой культуры.

Определённые особенности экономического развития имелись в древних земледельческих общинах в ряде стран Азии. Здесь большое значение на развитие земледельческого производства оказало создание и поддержание в пригодном состоянии ирригационных систем. Устойчивость азиатских общин подкреплялась тем, что внутри их существовало довольно развитое разделение труда между общинниками, что делало эти общины обособленными экономическими единицами.

На экономическое развитие народов Восточной, Центральной и Северной Европы в условиях низкого ещё тогда уровня производства оказывали влияние такие факторы, как суровые природные условия и редкое население. Остановимся подробнее на специфике общинной организации социально-экономической жизни у древних славян и других народов Восточной Европы.

Славянские племена обитали на обширной территории, которая простиралась от Ладожского озера на севере до Чер-ного моря на юге и от Дона, Оки и верхнего течения Волги на востоке до Днестра и Карпат на западе. Ко II веку н.э. они составляли 15 племенных союзов, в каждом из них насчитывалось по 120–150 племён. Это были поляне, древляне, смоляне, родимичи, кривичи, вятичи и другие. Земля полян, по летописи, называлась Русью.

Восточно-европейские народы занимались собирательством даров природы, охотой, рыболовством. Главной отраслью хозяйства славян, особенно живших в лесостепных районах, стало земледелие и осёдлое скотоводство. Неблагоприятные климатические условия, краткость периода, пригодного для сева и уборки урожая, оказали влияние на формирование коллективистского характера земледелия, структуру славянской семьи, организацию деревенского быта. Преобладала большая семья: отец, мать, малолетние дети, женатые сыновья с женами и потомством. Глава хозяйского двора – отец, или большак. После его смерти большаком избирался один из братьев. Всё имущество было в совместном владении семьи.

Родоплеменная община – вервь состояла из 50–60 человек. По мере развития пашенного земледелия, освоения новых пространств она перерастала в соседскую общину. Территория с центром в сравнительно большом населённом пункте называлась волостью. Все владения общин делились на общественные и личные. Дом, скот, приусадебная земля, инвентарь были в личном владении, а земельные угодья, луга, леса – в общем. Всё население свободных земледельцев – общинников, именуемых смердами, составляло социально-экономическую общность людей, которая объединялась понятием мир. Мир решал многие хозяйственные вопросы, а именно: дела по общинному владению землей, её разделу и переделу между домохозяйствами, расклад податей, пользование лесом, строительство дорог, плотин, пополнение общественных запасов на случай неурожаев, стихийных бедствий.

Мир регулировал все стороны трудовой жизни села: сроки начала и окончания сельскохозяйственных работ, починку дорог, чистку колодцев, строительство изгородей, штрафы за самовольную порубку леса, неявку на сход, нарушение общинных запретов, сбор средств на общие расходы селян. Различное качество земель компенсировалось их разбивкой в разных местах, чтобы каждое домохозяйство могло обеспечить средний по общине урожай.

Веками русский мир давал человеку гарантию владения землей. Имелось в виду не общее владение и пользование, а напротив, общее право на надел каждого домохозяина отдельным участком земли, чтобы обрабатывать его силами своей семьи, распоряжаться урожаем за вычетом части на покрытие общих нужд. Община на сходах сама решала, как разверстать все повинности и тяготы среди смердов: «по животам и промыслам», «по силе» каждого домохозяйства. Иные повинности отбывали сообща, с круговой порукой всех за каждого. Имущие отвечали за неимущих, хозяйственные жильцы, или волощане, отвечали за пустые, заброшенные участки.

Применение железных орудий труда, таких, как наконечники сох, лёгкие плуги, позволило обрабатывать земельные площади при помощи тягловой силы скота. Это явилось качественной ступенью в сельскохозяйственном производстве. У восточных славян сложились два вида систем земледелия: переложная и подсечно-огневая. Культивировали посев ржи, пшеницы, ячменя, овса, бобов, проса, репы, льна и конопли; разводили крупный рогатый скот: лошадей, овец, свиней и коз.

Развитие хозяйственной жизни Древней Руси было сопряжено с крупными этапами общественного разделения труда. Это ускоряло товарообмен внутри славянских и соседних племен, способствовало накоплению богатств у родоплеменной знати. Из среды знати выделялись светлые князья и лучшие мужья, которые опирались на военных дружинников – бояр. Начался процесс образования государственности.

 Разложение первобытнообщинного способа производства

По мере того, как труд людей становился всё более производительным, и отдельные члены общины получали возможность обеспечивать себя необходимыми продуктам собственными силами без помощи коллектива, появилась тенденция к индивидуализации труда. Коллективизм первобытных производственных отношений начал тормозить дальнейшее развитие производства, так как ограничивал инициативу отдельных людей.

С развитием производства и изменением его характера в составе большой родовой общины – большой патриархальной семьи созревает и постепенно выделяется новая общественная ячейка. Это индивидуальная или относительно малая семья, которая состоит из родителей и детей. Продукты, создаваемые членами индивидуальных семей, перестают поступать в общее пользование и распределяться между всеми членами родовой общины. Они превращаются в собственность индивидуальных семей. Позднее в собственность этих семей переходит и земля. Происходит распад родовой общины. Основой хозяйственной ячейки общества становится индивидуальная семья.

На месте теряющей своё значение родовой общины складывается сельская или соседская община. У земледельческих народов она развивается как сельская земледельческая община, а у скотоводов – как соседская кочевая община. Процесс образования сельской или соседской общины был в то же время процессом разложения и окончательного распада родовой общины и перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому обществу.

Характерной чертой соседской общины была её двойственность, которая вытекала из сочетания элементов коллективной и частной собственности. На смену распадавшимся кровнородственным родовым связям приходили связи территориальные, соседские. Семьи, принадлежавшие ранее к различным родам, стали поселяться поблизости друг от друга.

Индивидуальная семья имела свой дом и своё обособленное хозяйство. Вместе с тем до поры до времени сохраняется ещё коллективная общинная собственность на землю. Даже пахотные участки находятся первоначально лишь во временном пользовании индивидуальных семей. Каждая индивидуальная семья получала в пользование от сельской общины земельный надел. Размер земельного участка опреде-лялся либо по числу работников, либо по числу едоков, обрабатывался надел силами семьи, получившей его в пользование.

В процессе дальнейшего развития сельской общины вначале приусадебная, а затем и пахотная земля стали переходить в собственность индивидуальных семей. Другая же часть земли (сенокосы, выгоны, пастбища и разные угодья) ещё долго используется сообща и представляет коллективную собственность общинников. Позднее значительная часть и этих общинных земель так же переходит в собственность индивидуальных семей и становится частной собственностью. Коллективная общинная собственность на землю постепенно вытеснялась частной собственностью.

Совместный коллективный труд первобытных людей требовал в своё время коллективной собственности. Индивидуальный труд производителей в форме семейного труда требует уже частной собственности на средства производства.

Огромное значение для возникновения и развития частнособственнических отношений имел товарный обмен. Первоначально товарный обмен существовал между родовыми общинами и племенами. В качестве общественных представителей в меновых сделках выступали родовые старейшины и племенные вожди.

С появлением частной собственности начинает складываться имущественное неравенство между людьми как между родами, так и внутри рода. Появляются богатые и бедные.

Разложение общинных отношений и переход от бесклассового первобытного общества к классовому рабовладельческому и феодальному обществу имело свои особенности у разных народов. Но, в конечном счете, трансформация первобытно общинных отношений обусловила появление, а затем и дальнейшее развитие рабовладельческих и феодальных форм зависимости людей.

Так, рабство впервые появилось ещё в эпоху патриархата, оно называлось патриархальным. Первым источником отношений рабства были межплеменные столкновения и войны. В рабов стали превращать захваченных в плен. Позднее, в связи с ростом имущественного неравенства те, кто был богаче, начали превращать в рабов не только пленных, но и своих соплеменников, которые обеднели и оказались в долговой зависимости.

В заключение следует отметить, что после разложения и гибели первобытнообщинного способа производства остатки и пережитки его в той или иной степени и форме сохранялись длительное время и сохраняются у некоторых народов до настоящего времени.

Так, в ряде районов России остатки сельской общины, а в ряде случаев и остатки родоплеменных отношений, существовали вплоть до начала XX века. В этих районах леса, луга, степные пастбища, а иногда и часть пахотных земель находились в общинной собственности.

Остатки и пережитки патриархальных, а иногда даже и матриархальных родоплеменных отношений сохранились и до наших дней у некоторых народов Африки и Азии, в Австралии и Океании, а также у некоторых индейских племен, которые живут во внутренних районах Латинской Америки.

Однако приобщение этих народов в той или иной степени к цивилизации неуклонно ведёт к отмиранию родоплеменных отношений, которые превращаются в туристическую экзотику.

 

Задания. Вопросы. Ответы.
Дайте характеристику вариантов периодизации экономической истории. Какие этапы выделяют в развитии экономики первобытного хозяйства? Какие причины привели к смене матриархата на патриархат? Объясните термин «неолитическая революция». Почему для древних людей охота была наиболее важным занятием? Какие важнейшие научно-техни-ческие изобретения человечества оказали наибольшее влияние на хозяйственную жизнь первобытного общества? Какие факторы определяли экономическое развитие народов Восточной, Центральной и Северной Европы? По какому принципу делились владения родоплеменной общины у восточных славян? Какие хозяйственные единицы объ-единялись понятием мир? Какие культуры преобладали в земледелии у восточных славян? Что обусловило переход к индивидуальной семье в качестве основой хозяйственной ячейки общества? Что стало предпосылкой развития рабовладельческих отношений?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Особенности первобытной экономики состояли в следующем: а) примитивные, недостаточно развитые орудия труда; б) индивидуальный характер труда; в) общинная форма собственности; г) разделение общества по имущественному признаку. 2. Вследствие каких факторов страны Древнего Востока оказались родиной мировой культуры: а) тёплые климатические условия; б) высокая концентрация населения; в) богатство животного и растительного мира, разнообразие природных условий; г) ранняя специализация производства на основе отделения скотоводства и земледелия. 3. Общинное владение землёй у восточных славян предполагало: а) общее владение и пользование; б) совместную обработку земельных участков с распределением урожая по числу работников; в) совместную обработку земельных участков с распределением урожая по числу едоков; г) общее право на надел каждого домохозяина отдельным участком земли, чтобы самостоятельно обрабатывать его и распоряжаться урожаем. 4. Смердами у восточных славян именовали: а) всё население свободных земледельцев; б) захваченных в плен рабов: в) рабов, которые попали в зависимость из-за долгов; г) всё население родовой общины. 5. Разложение первобытнообщинного способа производства обусловили следующие факторы: а) переход от коллективного труда к индивидуальному; б) повышение производительности труда вследствие разделения труда и специализации; в) социальное расслоение внутри родовой общины в процессе появления рабов и общинников; г) социальное расслоение внутри родовой общины на основе имущественных различий. 6. Основными причинами появления частной собственности можно считать: а) имущественные претензии членов общины друг к другу; б) разделение труда и развитие товарного обмена; в) обособление индивидуальных семей в самостоятельные хозяйственные единицы; г) усложнение орудий труда.  

ГЛАВА 17. Экономика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: