Вопросы для закрепления знаний.
1. Ситуационная задача. У пострадавшего в ДТП гражданина нет пульса на сонной артерии. Оказавшиеся на месте происшествия граждане решили оказать ему помощь и проводят сердечно-легочную реанимацию, уложив его на толстый слой свежего снега, прикрытый тонким одеялом. В чем ошибка?
Ответ: непрямой массаж сердца требует твердой подстилающей поверхности, иначе грудину не продавить.
2. Ситуационная задача. К пострадавшему подбежали двое граждан и принялись проверять наличие дыхания при помощи зеркальца. Зима, температура воздуха —15 градусов мороза. Зеркальце, поднесенное ко рту быстро запотело. Граждане утверждают, что дыхание, а следовательно, сердечная деятельность у гражданина есть. Правы ли они?
Ответ: возможно, правы, а возможно нет. Зеркальце, поднесенное ко рту человека на морозе, будет запотевать до тех пор, пока температура его тела не опустится до нуля. Пока температура тела человека выше температуры окружающего воздуха, из его рта будет испаряться влага, и зеркальце будет запотевать. Этот метод недостоверен. Лучше проверить пульс на сонной артерии.
3. Ситуационная задача. Дома на столе или на полу, табурете, скамейке отработайте правильное положение рук и правильные движения при непрямом массаже сердца. Помните: давим на середину грудины, ни в коем случае не на район ключиц или мечевидного отростка. Рук при надавливании не отрываем, следующее надавливание только после того, как грудина пострадавшего вернулась в исходное положение. Массаж совершаем только при прямых руках, работают спина и плечи, но не руки!
4. Ответьте на вопросы:
1. Что такое терминальное состояние? Что входит в это понятие?
2. Назовите признаки клинической смерти.
3. Как можно убедиться, что у пострадавшего наступила клиническая смерть?
4. Какова последовательность действий одного спасателя при сердечно-легочной реанимации? Двоих? Троих?
5. Какова максимальная численность группы спасателей при совершении сердечно-легочной реанимации?
6. Какое действие необходимо совершать спасателям после каждого цикла действий при сердечно-легочной реанимации?
У рок 11-12 Профессионально-психологический отбор в Вооружённых Силах РФ
Цели урока. Познакомить учащихся и изучить правила профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет; ознакомить с психологической классификацией воинских должностей.
Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.
Одним из основных мероприятий первоначальной постановки гражданина на воинский учет является профессиональный психологический отбор. Именно он даёт ответ на главный вопрос о дальнейшем выполнении гражданином воинской обязанности — в каком качестве и в каких войсках будет служить гражданин РФ.
Многие из ребят уже прошли первоначальную постановку на воинский учет и имеют довольно четкое представление о том, что представляет из себя профессиональный психологический отбор. На сегодняшнем уроке мы с вами подробно рассмотрим порядок прохождения профессионального психологического отбора, еще и некоторые важные теоретические вопросы, касающиеся этих мероприятий.
Вопросы для активизации знаний.
1. В чем состоит цель проведения профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет?
2. Как влияют итоги профессионального психологического отбора на то, каким образом гражданин будет исполнять воинскую обязанность?
3. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.
Действительно, не одними только духовными и нравственными силами воина достигается победа в бою. Нужна еще и сила физическая. Да и не только сила, но и ловкость, выносливость, другие физические качества, без которых невозможно представить настоящего военного.
Обратимся к руководству «По профессиональному психологическому отбору в Вооруженных силах Российской Федерации» (фрагменты).
I. Общие положения
3. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся штатными и нештатными подразделениями профессионального психологического отбора (далее именуются — подразделения профотбора) и специалистами по профессиональному психологическому отбору.
4. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.
5. Задачами профессионального психологического отбора являются: военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями солдат, матросов, сержантов старшин (далее именуются — военно-учетные специальности), обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям и поступление на военную службу по контракту;
определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту и выработка рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и определению по воинским должностям;
9.По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее
именуется — профессиональная пригодность):
а)рекомендуется в первую очередь — первая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;
б)рекомендуется — вторая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;
в)рекомендуется условно — третья категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;
г)не рекомендуется — четвертая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей). [...]
10.При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.
Оценка нервно-психической устойчивости выносится по четырем уровням:
—высокая нервно-психическая устойчивость;
—хорошая нервно-психическая устойчивость;
—удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;
—неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно-психическая неустойчивость.
12. Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности, не могут быть:
—направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения и учебные воинские части;
—направлены на обучение в военно-учебные заведения;
—приняты на военную службу по контракту на соответствующие воинские должности.
Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности по классам основных сходных воинских, должностей, назначаются на воинские должности, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности), установленные Психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 1 к настоящему Руководству). [...]
14. Заключения о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих учитываются:
военными комиссарами — при направлении граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;
призывными комиссиями — при принятии решений о направлении граждан для сдачи конкурсных вступительных экзаменов в военно-учебные заведения. [...]
15. Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности и другие данные на граждан и военнослужащих заносятся в соответствующие разделы карты профессионального психологического отбора. [...]
29. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору с гражданами, подлежащими призыву на военную службу, осуществляются поэтапно: в период первоначальной постановки граждан на воинский учет; в период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до их явки на заседание призывной комиссии.
30. Военные комиссары после составления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, направляют по месту учебы или работы этих граждан анкету и запрос на сведения о личностных качествах.
31. В период первоначальной постановки граждан на воинский учет нештатная группа профотбора военного комиссариата проводит их военно-профессиональную ориентацию, социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование. [...]
Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключение о профессиональной пригодности и решение о предназначении заносятся в разделы I — III, V, VI карты профессионального психологического отбора и журнал учета работы нештатной группы профотбора военного комиссариата (по форме, приложение № 4 к настоящему Руководству). Карта профессионального психологического отбора, подписанная военным комиссаром, вместе с другими документами гражданина, призванного на военную службу, направляется на сборный пункт субъекта Российской Федерации.