Основные профессионально важные психологические качества | Примеры воинских должностей | ||
Командные (организаторские) | |||
Развитые организаторские и познавательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, самостоятельность. Ясная и разборчивая речь | Командир боевой машины. Командир орудия Командир отделения. Командир танка Командир установки. Командир боевого поста Начальник команды. Начальник мастерской Начальник поста Начальник пункта Начальник радиостанции Начальник станции Старшина команды | ||
Операторские (сенсорно-гностические) | |||
Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость и концентрация. Оперативная память. Быстрота мышления, умение выделить в информации главное. Координация движений руками | Оператор (РЛС, ЗРК, ПТРК, энергосистем, постов управления, АСУ, ЭВТ и др). Наводчик орудия (танка, САО и др.) Наводчик-оператор (БМП, БМД, противолодочных бомбовых установок и др.) Радиометрист. Снайпер и др. | ||
Связи и наблюдения (сенсорные)
| |||
Острый слух (зрение). Точность слухового (зрительного) восприятия. Устойчивость внимания. Оперативная память. Развито чувство ритма, выносливость и подвижность нервной системы. Правильная дикция, разборчивый почерк. Подвижность кистей и пальцев рук | Радиотелеграфист, радист, радиотелефонист. Телеграфист. Наблюдатель. Акустик, гидроакустик. Сигнальщик | ||
Водительские (сенсомоторные) | |||
Распределение и устойчивость внимания. Быстрая сенсомоторная реакция. Подвижность нервных процессов. Двигательная память. Координация движений руками и ногами | Водитель. Механик-водитель (танка, БМП, БМД, САУ и др.) Машинист тепловоза. Рулевой. Крановщик и др. | ||
Специального назначения (моторно-волевые) | |||
Координация движений, ловкость, физическая сила и выносливость, решительность, смелость, самообладание. | Специалисты воздушно-десантных, десантно-штурмовых, разведывательных подразделений, морской пехоты и др. | ||
Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники) | |||
Развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Общеобразовательная и техническая грамотность | Аккумуляторщик. Дизелист. Моторист. Механик. Мастер (радиомастер, телефонный мастер и др.) Электрик. Электромонтер и др. | ||
Прочие | |||
Особых профессионально важных психологических качеств не требуется | Стрелок. Помощник гранатометчика. Заряжающий и др. |
Подведение итогов урока.
|
|
Вопросы для закрепления знаний.
1. Какие нормативно-правовые акты регламентируют проведение профессионального психологического отбора?
2. Кто проводит профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет?
3. Каким образом и где отражаются итоги профессионального психологического отбора?
4. Как влияют результаты профессионального психологического отбора на определение порядка прохождения военной службы гражданином?
Домашнее задание.
1. Ситуационная задача. Используя психологическую классификацию воинских должностей, определите, на какие должности может быть назначен гражданин И., если он не имеет развитых организаторских способностей, но в его профессионально-психологической характеристике указано что его психологические качества следующие: «Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Оперативная память. Быстрота мышления, умение выделить в информации главное. Координация движений руками».
Страницы учебника 50—53.
Урок 13. Обязательная подготовка граждан к военной службе
Цель: Изучить цели, задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе.
Ход урока:
Изучение нового материала.