Тема № 10. Методы исследования мотивационной сферы человека

Изучение проблемы мотивации в психологии деятельности. Опредмечивание потребностей как принцип развития мотивов. Смыслообразование как основа ситуативного развития мотивации.

Развитие мотивационной сферы человека. Изучение специфики мотивационной сферы человека. Социальная детерминированность и опосредованность интеллектом мотивации человека.

Анализ мотивационной сферы личности. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Факторы, определяющие иерархизацию мотивов: осознание собственных возможностей и объективных условий их достижения. Разновидности мотивов человека: актуальные и потенциальные мотивы, предметные и функциональные, смыслообразующие и мотивы-стимулы. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования.

Экспериментальные исследования целеобразования. Мотивационные процессы и проблема принятия решений.

Ситуативные факторы, определяющие актуализацию и побудительную силу мотивов. Проблема взаимодействия мотивации и ситуативных факторов. Каузальная атрибуция и мотивация. Фрустрация, реакции на состояние фрустрации.

Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности. Проблема стресса. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса-Додсона.

Мотивация отдельных видов деятельности. Потребность в игре, специфика ее проявления у человека. Особенности эстетической и нравственной мотивации, их развитие в онтогенезе. Результаты исследований мотивации трудовой и учебной деятельности. Изучение в современной экспериментальной психологии мотивов достижения, аффиляции, помощи, власти, агрессии. Проблема отклонений в мотивационном развитии человека. Мотивация преступного поведения.

Тема № 11. Методы исследования волевой регуляции человека.

Воля и эмоции человека. Воля и интеллект человека. Воля и мотивация. Воспитание и самовоспитание воли. Изучение способностей на уровне операций, на уровне действий и на уровне деятельности. Креативность. Виды способностей. Проблема методов практического раскрытия способностей. Значение теории способностей в профессиологии. Структура интеллекта Гилфорда. Методы диагностики способностей (Д.Векслер, Р.Амтхауэр,Г. Айзенк и др.). Развитие способностей.

Раздел III. Наблюдение и беседа как основные методы сбора первичной информации

Тема № 12. Методы исследования темперамента в психологии.

Исследования темперамента как совокупности психодинамических свойств человека. Концепции темперамента и его исследования в отечественной психологии. Концепция темперамента В.С. Мерлина и Я. Стреляу. Значение исследований Б.М.Теплова, В.Д. Небылицина для познания темперамента. Обобщение данных о темпераменте в работах В.Русалова. Основные свойства темперамента. Врожденные и приобретенные детерминанты темперамента. Концепция темперамента в зарубежной психологии. Типология темперамента. Методы психодиагностики темперамента. Влияние темперамента человека на особенности выполнения профессиональных задач.

Тема № 13. Методы исследования характера человека.

История изучения проблемы характера. Характерологические модели Э. Кречмера и У. Шелдона. Характер человека как основа его стабильности, энергии и индивидуальности. Исследование структуры характера. Типы характеров. Э.Фромм о социальных характерах. Методы изучения и оценки характера. Современные теории исследования характера. Изучение акцентуаций характера. Понятие акцентуации личности и характера. Исследовательские концепции К.Леонгарда, А.Е.Личко, Л.Д. Собчик. Типы и разновидности акцентуаций: гипертимность, циклоидность, лабильность, сензитивность, шизоидность, истероидность и др.

Защитные и адаптивные функции характера. Детерминанты формирования характера человека. Типы воспитания и характер. Проблема национального характера. Психодиагностика акцентуаций. Проявление акцентуаций в условиях трудовой деятельности.

Тема № 14. Исследование психологического содержания направленности человека.

Проблема изучения ценностей человека в психологии. Исследования человеческих потребностей и ценностей. Личностная иерархия ценностей человека. Место ценностей в психической активности людей. Механизм усвоения ценностей.

Анализ направленности личности. В процессе планирования и проведения экспериментального исследования использование методик ТЮФ, незаконченные предложения.

Изучение структуры профессиональной направленности личности.

Тема № 15. Исследование осознаваемых и бессознательных аспектов поведения человека.

История и актуальные проблемы изучения бессознательной сферы человека, каналы доступа в бессознательное. Процедура работы с тестом Роршаха, интерпретация материалов. Самодиагностика сферы бессознательного с помощью проективного теста “Дом, дерево, человек”, провести интерпретацию результатов. Диагностика с помощью методик “проективный рисунок человека”, “конструктивны рисунок человека с помощью геометрических фигур”, уделить внимание интерпретации результатов. Принципы работы и основы интерпретации теста Сонди. Рассмотреть порядок проведения и анализ результатов методики ТАТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: