- Имя существительное. Начальная форма. Принадлежность к лексико-грамматическому разряду: одушевленное/не-, собственное /нарицательное, конкретное, вещественное, собирательное, отвлеченное. Род, число, падеж. Тип склонения. Синтаксическая функция.
- Имя прилагательное. Начальная форма. Принадлежность к ЛГР: качественное, притяжательное, относительное. Полная/краткая форма. Степень сравнения. Число, род, падеж (если есть). Тип склонения. Синтаксическая функция.
- Имя числительное. Начальная форма. Принадлежность к ЛГР: количественное, дробное, собирательное, порядковое. Падеж, род, число (если есть). Синтаксическая функция.
- Местоимение. Начальная форма. Принадлежность к семантическому разряду. Падеж, род, число (если есть). Синтаксическая функция
- Глагол. Инфинитив. Переходность/не-, возвратность, залог, вид, спряжение.Синтаксическая функция. Спрягаемая форма. Начальная форма.Переходность/не-, возвратность, залог, вид, наклонение, время, лицо или род, число, спряжение.Синтаксическая функция
- Причастие. Начальная форма. Признаки глагола: переходность/не-, возвратность, залог, вид, время. Признаки прилагательного: форма (полная /краткая), число, род, падеж. Тип склонения. Синтаксическая функция
- Деепричастие. Признаки глагола: переходность/не-, возвратность, вид.Синтаксическая функция
- Наречия и категория состояния. Принадлежность к семантическому разряду.Степень сравнения (если есть).Синтаксическая функция.
- Предлог. Разряд по структуре, происхождению. С каким падежом употребляется? Какую семантику выражает?
- Союз. Функциональный разряд. Разряд по структуре, происхождению. Группа по значению.
- Частица. Функциональный разряд. Группа по значению. Разряд по структуре, происхождению.
- Междометие. Функциональный разряд. Группа по значению. Разряд по структуре, происхождению.
Контрольные вопросы
|
|
- Что изучает морфология?
- Дайте полную характеристику частей речи.
- Охарактеризуйте каждую часть речи по следующим признакам: вопросы, общее грамматическое значение, морфологические признаки, разряды, синтаксическая роль (для самостоятельных частей речи), значение, морфологические признаки, разряды (для служебных частей речи). Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
- Дайте определения междометий и звукоподражаний. Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
- Каков план морфологического анализа слов?
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки различных частей речи | |||||||||||
Самостоятельные части речи | |||||||||||
Часть речи | Вопросы | Общее грамматическое Значение | Морфологические признаки | Разряды | Примеры
| ||||||
Имя существительное | Кто (что)? и др. падежные | Предметность | Постоянные: одушевленное/не-, разряд, собственное/нарицательное, склонение, род. Непостоянные: число, падеж. | Конкретные Отвлеченные Вещественные Собирательные | Дерево Любовь Белизна Собака | ||||||
Имя прилагательное | Какой? Чей? | Признак предмета | Постоянные: разряд. Непостоянные: степень сравнения (у качественных), род, краткая или полная форма, число, падеж. | Качественное Относительное Притяжательное | Старый Летний Заячий | ||||||
Имя числительное | Сколько? Который? | Количество предметов и их порядок при счете | Постоянные: простое, сложное, составное; разряд (для количественных). Непостоянные: род, число, падеж. | Количественные: целые, дробные, собирательные Порядковые | Пять, оба Две третьих Сорок восьмой | ||||||
Местоимение | Кто (что)? Какой? Который? Сколько? | Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их. | Постоянные: разряд, лицо. Непостоянные: род, число (у местоимений-прилагательных); падеж. | Личные Возвратное Притяжательные Вопросительноотносительные Неопределенные Отрицательные Указательные Определительные | Я Себя Мой Кто(?)
Некто Никакой Тот Сам | ||||||
Глагол | Что делать? Что сделать? | Действие и состояние предмета | Постоянные: вид, переходность, возвратность, спряжение. Непостоянные: наклонение, время, число, лицо, род. | Бежать Дописать Смеяться | |||||||
Причастие (или как форма глагола) | Что делающий? Что сделавший? Какой? Каков? | Признак предмета по действию | Начальная форма Глагол, от которого образовано, и суффикс причастия. Постоянные: вид, время, возвратность,действительное/страдательное. Непостоянные: полная/краткая форма (у страдат.),число, род, падеж (у полных). | Пишущий Писавший Написавши | |||||||
Деепричастие (или как форма глагола) | Что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Когда? Почему? | Добавочное действие при основном действии | Глагол, от которого образовано, и суффикс деепричастия. Вид. | Читая Сидя Увлекшись Прочитав | |||||||
Наречие | Где? Когда? Почему? Зачем? Куда? Как? Откуда? | Признак действия или признак предмета | Неизменяемость Степени сравнения у наречий на –о | Определительные: меры и степени, образа и способа действия Обстоятельственные: места, времени, причины, цели Местоименные: указательные, неопределенные, отрицательные, вопросительно-относительные | Быстро Вдвое Назло
Здесь Где | ||||||
Служебные части речи | |||||||||||
Часть речи | Общее грамматическое Значение | Морфологические признаки | Разряды | 1. Примеры 2. В 3. Вследствие 4. При 5. Из-за 6. По мере 7. И 8. Также 9. Если (бы) 10. Как будто 11. Б0ы (б) 12. Пусть 13. Не 14. Как 15. Авось 16. | |||||||
Предлог | Образование форм косвенных падежей имен существительных, числительных, местоимений. Связь слов в словосочетании и предложении. | Простой/составной. Производный/не-. | По происхождению Производные (отыменные, наречные, отглагольные) Непроизводные По составу Простые Сложные Составные. | ||||||||
Союз | Связь между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения. | Разряд Простой/составной | По значению Сочинительные (соединительные, противительные, разделительные) Подчинительные (изъяснительные, обстоятельственные: времени, причины, цели, уступки, условия, сравнения, следствия) По строению Простые Составные | ||||||||
Частица | Вносит в предложение различные оттенки значения. Служит для образования форм слов | Разряд | Формообразующие (образующие формы условного и повелительного наклонений глагола). Смысловые: отрицательные, усилительные, вопросительные, восклицательные, уточняющие, выделительно-ограничительные, указательные, выражающие сомнение.
| ||||||||
| |||||||||||
Особые классы слов | |||||||||||
Часть речи | Определение | Примеры | |||||||||
Междометие | Неизменяемые слова, выражающие: o эмоции, чувства o некоторые формы общения (этикетные слова) o приказы, команды | Бог с тобой Здравствуй (те) Кис-кис | |||||||||
Звукоподражания | Неизменяемые слова, своим звучанием воспроизводящие звуки, издаваемые человеком, животными, предметами. | Гав-гав Апчхи Бац | |||||||||
Лекция № 7
Тема: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Количество часов: Формируемые ОК: 1,2, 4, 5, 6, 8
План
- Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. Синтаксические единицы.
- Словосочетания и их типы.
- Предложение как синтаксическая единица. Типы предложений. Главные и второстепенные члены предложения.
- Простое предложение. Способы осложнения простого предложения.
- Сложное предложение.
- Чужая речь.