Проверки кредитных организаций и их филиалов Банком России. 1 страница

На основании ст. 73 Закона о Банке России Банк России наделен правом проводить проверки кредитных организаций (их филиалов), по итогам которых он полномочен направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применять меры принудительного воздействия (санкции).

Подробнее порядок проведения таких проверок, а также обязанности кредитных организаций и их филиалов по содействию в проведении проверок установлены в нормативно-правовых актах Банка России, например в Инструкции ЦБ РФ от 5 декабря 2013 года N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации" <1> и в Инструкции ЦБ РФ от 25 февраля 2014 года N 149-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" <2>.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

<2> Там же.

 

Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся:

а) уполномоченными представителями Банка России.

б) аудиторскими организациями по поручению Совета директоров.

В проведении проверки могут участвовать служащие государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".

Проверки проводятся не реже одного раза в 24 месяца. При этом проверяемый период не может превышать пяти календарных лет деятельности кредитной организации, предшествующих году проведения проверки.

Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации. Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период разрешается лишь по следующим основаниям:

1) если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

2) по мотивированному решению Совета директоров.

Проверки, проводимые уполномоченными представителями Банка России, подразделяются на комплексные, тематические и специализированные.

Комплексная проверка - проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период ее деятельности.

Тематическая проверка - проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией (ее филиалом), за определенный период ее деятельности.

Специализированная проверка - проверка, проводимая исключительно по отдельному вопросу деятельности кредитной организации (ее филиала) за определенный период ее деятельности. К примеру, специализированные проверки могут проводиться по вопросам: выполнения кредитной организацией нормативов обязательных резервов; соответствия активов; наличного денежного обращения; осуществления уполномоченным банком (его филиалом) отдельных видов банковских операций с денежными знаками.

В зависимости от местонахождения структурных подразделений кредитной организации, проверяемых в течение одной проверки, проверки кредитных организаций (их филиалов) подразделяются на два типа: региональные и межрегиональные.

Региональная проверка - проверка структурных подразделений кредитной организации, расположенных на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, инспекционная деятельность Банка России в которых осуществляется одной и той же региональной инспекцией либо межрегиональной инспекцией, выполняющей функции региональной инспекции (в случае ее отсутствия).

Межрегиональная проверка - проверка структурных подразделений кредитной организации, расположенных на территории разных субъектов Российской Федерации.

К межрегиональным проверкам относится также окружная проверка - проверка структурных подразделений кредитной организации, расположенных на территории разных субъектов Российской Федерации, инспекционная деятельность Банка России в которых осуществляется одной и той же межрегиональной инспекцией.

Комплексная проверка кредитной организации проводится в срок до 60 рабочих дней, тематическая проверка - до 35 рабочих дней, специализированная проверка - до 20 рабочих дней.

При необходимости срок проведения проверки кредитной организации (ее филиала) может быть продлен по решению должностного лица Банка России, поручившего проведение проверки, с увеличением общего срока проведения проверки не более чем до:

105 рабочих дней - для комплексной проверки;

80 рабочих дней - для тематической проверки;

25 рабочих дней - для специализированной проверки.

Проверки разделяются также на плановые и внеплановые.

Плановые проверки кредитных организаций (филиалов) проводятся в соответствии со Сводным годовым планом проверок кредитных организаций, составляемым на очередной календарный год.

Основаниями для проведения внеплановых проверок являются: наличие данных о нарушении кредитными организациями законодательства РФ, нормативных актов ЦБ; изменение финансовой устойчивости, экономического положения, финансового состояния кредитных организаций; выявление фактов, свидетельствующих о возможной недостоверности учета (отчетности) кредитных организаций, а также задержка представления в Банк России отчетности более чем на 15 дней и др.

По результатам проверки кредитной организации (филиала) составляется акт проверки, который относится к документам, содержащим информацию ограниченного доступа, и его содержание не может быть разглашено Банком России и кредитной организацией третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и нормативными актами Банка России.

Меры принуждения, применяемые Банком России к кредитным организациям. В процессе надзора при выявлении нарушений банковского законодательства ЦБ РФ полномочен применять к кредитным организациям меры воздействия. Эти меры применяются к кредитным организациям во внесудебном порядке. Кроме того, Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушений из числа перечисленных нарушений в ч. ч. 1 и 2 ст. 74 Закона о Банке России. К таким нарушениям относятся: нарушение кредитными организациями банковского законодательства, нормативно-правовых актов и предписаний Банка России.

В указанной статье определены также основные меры, которые Банк России вправе применить к кредитным организациям. К ним относятся:

1) предписание об устранении нарушений;

2) штраф;

3) ограничение проведения отдельных операций;

4) требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению;

5) требование о замене руководителя кредитной организации и иных лиц, указанных в ст. 60 Закона о Банке России;

6) запрет на осуществление отдельных банковских операций;

7) назначение временной администрации по управлению кредитной организации на срок до шести месяцев;

8) запрет на осуществление реорганизации;

9) предложение учредителям (участникам) кредитной организации предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;

10) ограничение на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки;

Указанные меры принуждения не могут быть применены Банком России к кредитной организации, если со дня совершения нарушения истекло пять лет.

Наиболее жесткой мерой принуждения является отзыв лицензии на совершение банковских операций (ст. 20 Закона о банках). Основания отзыва лицензии на право проведения банковских операций разделены на две группы.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации банковскую лицензию (ч. 1 ст. 20) в следующих случаях:

1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;

2) задержки начала банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;

3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;

4) и в других случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 20 Закона о банках.

Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

1) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации;

2) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Законом о банкротстве кредитных организаций, требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

3) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. Указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1 000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

4) и в других случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 Закона о банках.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением перечисленных в ст. 20 Закона о банках, не допускается.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии в "Вестнике Банка России". Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают его действия.

После отзыва у кредитной организации лицензии Банк России:

- назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

- осуществляет принудительную ликвидацию кредитной организации.

Принудительная ликвидация или ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России, в соответствии со ст. ст. 23.1 - 23.4 Закона о банках, происходит следующим образом.

Банк России в течение 15 рабочих дней со дня отзыва у кредитной организации банковской лицензии обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Однако, если ко дню отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства) или наличие этих признаков установлено назначенной Банком России временной администрацией после дня отзыва у кредитной организации указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Арбитражный суд рассматривает заявление Банка России о принудительной ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными АПК РФ. Арбитражный суд, принявший решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации, направляет это решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

Ликвидатор кредитной организации обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов.

После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов кредитной организации, ликвидатор кредитной организации составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень требований кредиторов кредитной организации, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс рассматривается на собрании кредиторов и (или) заседании комитета кредиторов кредитной организации и после такого рассмотрения подлежит согласованию с Банком России.

Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации. Вместе с тем указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация - прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

 

§ 6. Меры по обеспечению стабильности банковской системы

 

Меры по обеспечению стабильности банковской системы, направленные на защиту интересов вкладчиков, кредиторов и всей экономики страны в целом, предусмотрены гл. III Закона о банках. Указанные меры сводятся к следующим основным направлениям.

1. Требования к обеспечению финансовой надежности кредитной организации.

Кредитная организация обязана:

- создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России;

- осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков;

- соблюдать обязательные нормативы;

- создать системы управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, соответствующие характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков;

- создать систему оплаты труда как в целом, так и в части оплаты труда лиц, указанных в ст. 24 Закона о банках (руководитель, главный бухгалтер, их заместители и т.д.).

Кроме того, единоличный исполнительный орган кредитной организации при освобождении его от должности обязан передать имущество и документы кредитной организации лицу из числа ее руководителей. В случае отсутствия такого лица на момент освобождения от должности единоличного исполнительного органа он обязан обеспечить сохранность имущества и документов кредитной организации, уведомив о принятых мерах Банк России.

2. Обязательные резервные требования.

Кредитная организация обязана выполнять обязательные резервные требования. Для этого кредитная организация обязана иметь в Банке России счет (счета) для хранения обязательных резервов. Порядок открытия указанного счета (указанных счетов) и осуществления операций по нему (ним) устанавливается Банком России.

3. Субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) кредитной организации.

Данные инструменты являются антикризисными мерами, широко примененными, к примеру, в ходе преодоления последствий финансового кризиса 2008 года. В соответствии со ст. 25.1 Закона о банках, под субординированным кредитом (депозитом, займом, облигационным займом) понимается кредит (депозит, заем, облигационный заем), одновременно удовлетворяющий следующим условиям:

а) срок предоставления - не менее пяти лет либо срок не установлен;

б) договор кредита (депозита, займа) или зарегистрированные условия эмиссии облигаций содержат положения о невозможности без согласования с Банком России:

- досрочного возврата кредита (депозита, займа) или его части, а также досрочной уплаты процентов за пользование кредитом (депозитом, займом, облигационным займом);

- расторжения договора кредита (депозита, займа) и (или) внесения изменений в этот договор;

в) условия предоставления кредита (депозита, займа), включая процентную ставку и условия ее пересмотра, в момент заключения договора (внесения изменений в договор) существенно не отличаются от рыночных условий предоставления аналогичных кредитов (депозитов, займов), а выплачиваемые по облигациям проценты и условия их пересмотра существенно не отличаются от среднего уровня процентов по аналогичным облигациям в момент их размещения или внесения изменений в решение о выпуске облигаций;

г) если договор кредита (депозита, займа) или условия эмиссии облигаций, установленные зарегистрированным решением об их выпуске, содержат положение о том, что в случае несостоятельности (банкротства) кредитной организации требования по этому кредиту (депозиту, займу, облигационному займу), а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированному кредиту (депозиту, займу, облигационному займу) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.

4. Банковская тайна.

В соответствии со ст. 26 Закона о банках, кредитная организация, Банк России, организация, Агентство по страхованию вкладов гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Из этого правила предусмотрен целый ряд исключений. Так, банковская тайна может быть ограничена в случае проверки должностных лиц государственных органов в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" <1> и в других случаях, установленных в Законе о банках.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

 

6. Правила наложения ареста и обращение взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации.

Арест на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии судебного решения.

При наложении ареста кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу), а также перевод электронных денежных средств в пределах величины остатка электронных денежных средств, на которые наложен арест.

Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц может быть обращено только на основании исполнительных документов.

Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Конфискация денежных средств и других ценностей может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора суда.

 

Раздел VI. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ, РАСЧЕТОВ,

ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Глава XVI. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

§ 1. Правовые основы денежной системы России

 

Краткий экскурс в историю денег. Деньги - это продукт цивилизации, который менялся со временем под влиянием потребностей человечества, и "современные деньги отличаются от своих прародителей еще больше, чем, скажем, счеты от современной ЭВМ" <1>.

--------------------------------

<1> Горбунова О.Н., Денисов Е.Р. Некоторые вопросы финансово-правового регулирования денег и денежного оборота в Российской Федерации // Финансовое право. 2007. N 8.

 

Деньги появились на определенном этапе развития человеческого общества для обеспечения удобства товарообмена. При этом публичная власть (государство) к процессу рождения денег отношения не имела, а только впоследствии узурпировала право их эмиссии для получения выгоды.

Когда в результате разделения труда в обществе товарообмен достиг определенной степени активности, выделился один товар, который принимался к обмену каждым (универсальное средство обмена). Первоначально на разных территориях этот товар был разным (какао-бобы, бруски соли, раковины ракушек, скот и мех и др.). Однако со временем стало очевидным, что лучше всего функцию универсального средства обмена выполняют драгоценные металлы - золото и серебро. Именно эти металлы обладали всеми необходимыми свойствами универсального средства обмена: сами по себе имели потребительскую ценность (металлы были красивыми и мягкими, что позволяло использовать их для изготовления украшений), были удобными для хранения, перемещения и накопления (не подвергались быстрой порче, изделия из металлов могли быть компактными и легкими), легко делились (то есть могли использоваться для обмена на дешевый товар). В результате выделения золота и серебра в качестве универсального средства обмена появились металлические деньги, которые приобрели вид монет. При этом изначально монеты изготавливались частными лицами (на Руси их называли денежниками <1>). И только со временем, как было сказано выше, государство установило свою монополию на чеканку монет. Так, в России чеканка денег стала правительственной регалией в самом конце XVI века <2>.

--------------------------------

<1> См.: Арзуманова Л.Л. Денежное обращение и история его развития (финансово-правовой аспект): Монография / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М., 2013. С. 65.

<2> Там же. С. 66.

 

Установление государственной монополии на выпуск денег было обусловлено выгодой, которую государство получало, осуществляя эту деятельность: изготовленные деньги использовались для удовлетворения потребностей публичной власти. Наряду с налогами и государственными займами эмиссия долгое время являлась одним из основных источников доходов государства. И именно потребности государства в денежных ресурсах привели к появлению бумажных денег. Развитие государственности привело к увеличению публичных расходов (содержание двора, разросшегося бюрократического аппарата и армии, ведение войн). Покрыть эти расходы за счет выпуска золотых и серебряных монет уже не представлялось возможным. Поэтому государство постепенно приступает к выпуску монет из других металлов (в России медных монет), а потом и бумажных денег. Введение в оборот бумажных денег началось примерно в начале XVIII века и проходило постепенно, в разных государствах в разное время. В России Манифест об эмиссии бумажных денег был издан 29 декабря 1768 года, в период царствования Екатерины II, на основании которого начался выпуск ассигнаций <1>. Также бумажные деньги выпускались в виде банковских билетов, банкнот. Вхождение бумажных денег в денежное обращение также было обусловлено и тем, что денег из драгоценных металлов уже стало недостаточно для удовлетворения потребности увеличившегося населения в деньгах. Также значительно увеличился торговый оборот, и монеты были неудобными для расчетов в больших суммах, поскольку имели значительный вес и объем. Сначала бумажные деньги подлежали обмену на металлические монеты. На ранней стадии их обращения это было необходимо, чтобы вызвать у населения доверие к таким деньгам: в отличие от драгоценных монет они не имели собственной товарной стоимости, их стоимость была исключительно нарицательной (указанной на денежном знаке). Впоследствии эта практика отошла.

--------------------------------

<1> Там же. С. 74.

 

Появление безналичных денег, существующих в виде записей по банковским счетам, связано с появлением банков. Считается, что впервые безналичные деньги в виде записей в банковских книгах появились в начале XVII века в банках Венеции и Амстердама. Так, в Амстердаме в 1609 году был основан банк, который принимал иностранные и национальные монеты, а также серебряные и золотые слитки и на основе их чистого веса производил записи в своих банковских книгах <1>. Однако широкое распространение безналичные деньги получили только в XX веке, когда окончательно сформировались и укрепились банковские системы государств с разветвленной филиальной сетью банков, появились технические средства, обеспечивающие взаимодействие банков при осуществлении безналичных расчетов <2>. В этих условиях сформировались национальные платежные системы, а также международные межбанковские системы безналичных расчетов, которые обеспечили вхождение безналичных денег в широкое обращение. В настоящее время львиная доля (до 90 процентов) всех расчетов осуществляется безналичными деньгами. При этом общество идет к тому, что постепенно безналичные деньги полностью заменят наличные деньги (бумажные и металлические), поскольку они имеют ряд преимуществ. Так, безналичные деньги дешевле в выпуске и обращении (не имея материальной формы, они не изнашиваются и не подлежат замене; их не надо перевозить, инкассировать). Оборот безналичных денег достаточно прозрачен, что упрощает государственный финансовый контроль за их использованием. При определенном уровне технического развития расчеты безналичными деньгами удобнее; их сохранностью в большей степени обеспокоены банки, а не их владельцы. Так, уже Сингапур официально провозгласил ликвидацию бумажных денег <3>.

--------------------------------

<1> См.: Ахметшин И. Понятие и объект кредита // СПС "КонсультантПлюс"; Бизнес-адвокат. 1997. N 20.

<2> Первоначально таким техническим средством стал телеграф.

<3> См.: Метелева Ю.А. Товарный оборот. Право. Практика. Тенденции регулирования. М., 2008; СПС "КонсультантПлюс".

 

Современное общество ценит скорость и удобство во всем, в том числе в расчетах. Эти качества жизни современного человека во многом обеспечивают электронные устройства, которые давно стали мобильными, компактными и доступными практически каждому. Высокие электронные технологии дали жизнь электронным деньгам. Важно отметить, что электронные деньги не являются деньгами в собственном смысле этого слова (они не выпускаются государством). Это средство для расчетов, которое имеет непосредственную связь с реальными деньгами, так как участник электронных расчетов получает их в обмен на реальные деньги. С 2011 года в России принят Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <1>, в ст. 3 которого дано определение электронных денежных средств - это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа (п. 18).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.

 

Деньги как экономическая и правовая категория. Деньги - это экономическая категория, сущность которой проявляется в выполняемых функциях: измеритель стоимости товара (услуги), средство обращения, средство платежа, средство накопления и создания соответствующих денежных фондов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 8.

 

При этом деньги также являются и правовой категорией, поскольку реализация экономических функций современных денег обеспечивается исключительно нормами права.

Так, в ст. 75 Конституции РФ определено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <1> определяет, что банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации (ст. 30).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

 

Статья 140 Гражданского кодекса РФ также закрепляет статус рубля как законного платежного средства, обязательного к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации; устанавливает, что платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Отменив золотое содержание выпускаемых денег <1>, государство обеспечило использование их населением в качестве средства обращения, платежа и накопления, закрепив в правовых нормах указанные правила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: