Проверки кредитных организаций и их филиалов Банком России. 2 страница

--------------------------------

<1> Согласно ст. 28 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

 

Также в нормах права закреплены гарантии, которые государство предлагает населению вместо золотого обеспечения денег. В ст. 30 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами (ст. 30). Согласно ст. 31 указанного Федерального закона банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца; не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена; при обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет. Государство высшим законом государства - Конституцией РФ возлагает на Банк России обязанность защищать и обеспечивать устойчивость рубля (ст. 75).

Денежная система России. Полноценное функционирование денег в современном обществе обеспечивается государством путем формирования денежной системы. Организация денежной системы заключается в (1) законодательном определении национальной валюты; (2) организации эмиссии национальной валюты; (3) установлении денежного регулирования; (4) организации денежного обращения.

Национальная валюта. Установление этого элемента денежной системы государства предполагает определение официальной денежной единицы и формы денег, находящихся в обращении.

В Российской Федерации официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, который состоит из 100 копеек (ст. 75 Конституции РФ, ст. 27 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <1>, валюта Российской Федерации - это денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

 

Таким образом, законодательно предусмотрено, что в России денежные средства обращаются и в наличной, и в безналичной форме.

Эмиссия (выпуск) национальной валюты. Эмиссия наличных денег заключается в изготовлении банкнот и монет Банка России и введении их в денежное обращение; эмиссия безналичных денег осуществляется путем выдачи эмиссионных кредитов центральным банком, в результате чего происходит увеличение остатков безналичных денег на банковских счетах и соответствующий рост денежной массы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Семенов С.К., Семенов К.С. Эмиссия денег: методы, балансовые модели и принципы бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 3.

 

В ст. 75 Конституции РФ определено, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Таким образом, в России законодательно закреплена государственная монополия на эмиссию денег.

Исключительное право государства на выпуск денег обеспечено введением ограничений на использование иностранной валюты (п. 2 ст. 140 ГК РФ) и установлением запрета на применение денежных суррогатов (ст. 75 Конституции РФ, ст. 27 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Денежный суррогат может быть определен как платежное средство, не отвечающее признакам законного платежного средства и не являющееся специальным законным платежным средством, выпуск в обращение которого запрещен государством и наказуем в соответствии с законодательством <1>. За изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег установлена уголовная ответственность (ст. 186 Уголовного кодекса РФ). Банк России разрабатывает меры, направленные на выявление поддельных денег <2>.

--------------------------------

<1> Кучеров И.И. Денежные суррогаты и иные квазиденежные платежные средства // Финансовое право. 2012. N 2.

<2> См.: Письмо Банка России от 14 октября 2004 года N 29-5-1-13/3836 "О признаках подлинности банкнот" // СПС "КонсультантПлюс"; Письмо Банка России от 15 февраля 2007 года N 29-5-1-8/778 "О применении Указания Банка России N 1778-У" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Денежное регулирование. Государство регулирует объем денежной массы, находящейся в обращении, поскольку к негативным последствия приводит как недостаточное количество денег, так и избыток. В первом случае из-за нехватки денег тормозятся торговля и производство; во втором - растет инфляция. Поскольку основные инструменты и методы, посредством которых государство воздействует на объем денежной массы, являются кредитными, то в нормативно-правовых актах регулирование называется денежно-кредитным.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется Банком России. Правовую основу для денежного кредитного регулирования составляют основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно разрабатываются Центробанком РФ и вносятся Правительством РФ вместе с проектом закона о федеральном бюджете в Государственную Думу (ст. 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

Денежно-кредитное регулирование осуществляется посредством следующих инструментов и методов <1>:

--------------------------------

<1> См.: статья 35 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

 

1) процентные ставки по операциям Банка России. Устанавливая процентные ставки по совершаемым им операциям (кредитование, купля-продажа ценных бумаг и др.), Банк России воздействует на рыночные процентные ставки;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Кредитные организации обязаны депонировать в Центральном банке РФ денежные средства, сумма которых определяется в процентах (не более 20) от суммы обязательств кредитной организации перед третьими лицами <1>;

--------------------------------

<1> См.: Положение об обязательных резервах кредитных организаций (утв. Банком России 7 августа 2009 года N 342-П) // Вестник Банка России. 2009. N 55.

 

3) операции на открытом рынке. Под операциями Банка России на открытом рынке понимаются купля-продажа государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, иных ценных бумаг, допущенных к обращению на организованных торгах и определенных решением Совета директоров, а также заключение договоров репо с указанными ценными бумагами;

4) рефинансирование кредитных организаций. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций;

5) валютные интервенции. Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

6) установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы (уровень инфляции, уровень спроса на денежную массу, темпы роста денежной массы, уровень спроса на кредитные ресурсы, ликвидность в банковской системе и др.), исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

7) прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ;

8) эмиссия облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Организация денежного обращения. Денежное обращение - это совокупность операций, совершаемых с деньгами в процессе их использования в соответствии с функциональным назначением. Организация денежного обращения государством заключается в создании условий, обеспечивающих возможность совершения операций с деньгами, и установлении правил совершения операций в целях их упорядочения.

Способы и приемы организации обращения наличных и безналичных денег различаются.

Наличные деньги существуют в виде банкнот и монет, которые используются в расчетах путем их передачи, а также пересчитываются, перевозятся, инкассируются, хранятся. Эти операции составляют наличное денежное обращение. Соответственно, в целях организации наличного денежного обращения государство устанавливает правила (1) использования наличных денег в расчетах; (2) хранения, перевозки и инкассации наличных денег; (3) замены поврежденных в процессе денежного обращения банкнот и монеты Банка России.

В отношении безналичных денег, которые существуют только в виде записей по банковским счетам и материальной формы не имеют, совершаются расчетные операции, которые в совокупности образуют безналичное денежное обращение. Таким образом, организация безналичного денежного обращения заключается в установлении правил безналичных расчетов. Кроме того, для осуществления безналичных расчетов обязательно необходима специальная инфраструктура - платежная система. Соответственно, в целях организации безналичного денежного обращения государство формирует национальную платежную систему.

В заключение следует сказать, что "деньги не просто служат орудием стоимостного обмена, но опосредуют современное управление, в том числе государственное, являются основным его инструментом" <1>. Соответственно, от того, насколько отлаженно функционирует денежная система государства, зависит эффективность экономики и стабильность финансов.

--------------------------------

<1> Горбунова О.Н., Денисов Е.Р. Некоторые вопросы финансово-правового регулирования денег и денежного оборота в Российской Федерации // Финансовое право. 2007. N 8.

 

§ 2. Правовые основы организации

наличного денежного обращения

 

Использование наличных денег в расчетах. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Наличными деньгами можно рассчитываться как в частноправовых, так и в публично-правовых отношениях (например, Налоговый кодекс РФ допускает уплату налогов наличными деньгами).

При этом государство ориентировано на сокращение объемов расчетов наличными деньгами ввиду их дороговизны, а также отсутствия эффективных способов государственного финансового контроля за их обращением.

С учетом этой цели и осуществляется правовое регулирование наличных денежных расчетов в Российской Федерации.

В настоящее время рассчитаться наличными деньгами могут как обычные граждане, так и хозяйствующие субъекты (индивидуальные предприниматели, организации). При этом если граждане вправе владеть и рассчитываться любой суммой наличных денег, то для хозяйствующих субъектов установлены ограничения в виде (1) лимита остатка наличных денег в кассе и (2) лимита расчетов наличными деньгами.

Лимит (максимально допустимая сумма) остатка наличных денег в кассе определяется на конец рабочего дня в соответствии с Указанием Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" <1>. Лимит определяется в зависимости от объема поступлений наличных денег за проданные товары (работы, услуги) либо от объема выдач наличных денег (за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам) - по усмотрению хозяйствующего субъекта. Этот лимит является обязательным для юридических лиц, за исключением субъектов малого предпринимательства <2>; последние, а также индивидуальные предприниматели лимит остатка наличных денег могут не устанавливать. Превышение лимита наличных денег в кассе допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения хозяйствующим субъектом в эти дни кассовых операций. Наличные деньги сверх лимита подлежат сдаче в банк.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2014. N 46.

<2> Под субъектами малого предпринимательства понимаются малые предприятия, в том числе микропредприятия, правовой статус которых определен Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". См.: статья 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

 

Также этим Указанием Банка России установлены правила приема наличных денег в кассу, правила выдачи денег из кассы и порядок документирования совершаемых операций. Эти правила установлены в целях упорядочения операций, совершаемых с наличностью.

Помимо того что хозяйствующие субъекты вправе в распоряжении иметь строго ограниченную сумму наличных денег, они еще обязаны соблюдать правила, касающиеся расходования этих денежных средств. В соответствии с Указанием Банка России от 7 октября 2013 года N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" <1> индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе расходовать наличность, поступившую в их кассы от продажи товаров (работ, услуг), только на строго определенные цели, в частности на выплату зарплаты работникам, оплату приобретаемых товаров (работ, услуг); выдачу наличных денег работникам под отчет. Для наличных расчетов из кассы по операциям с ценными бумагами, договорам аренды недвижимости и займа, при проведении азартных игр хозяйствующие субъекты должны снять деньги с банковского счета. Прочие расчеты должны производиться в безналичном порядке.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2014. N 45.

 

Кроме того, для хозяйствующих субъектов действует лимит (предельный размер) расчетов наличными деньгами. Этот лимит также установлен Указанием Банка России от 7 октября 2013 года N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" и составляет 100 тыс. руб. по одному договору. Установленное ограничение действует при наличных расчетах между хозяйствующими субъектами; к расчетам хозяйствующих субъектов с физическими лицами оно не применяется.

Ограничение наличных расчетов устанавливается в соответствии со ст. 82.3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Также государство осуществляет контроль за наличными расчетами. Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" <1> установлена обязанность по применению контрольно-кассовой техники всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.

 

За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов; неоприходование в кассу денежной наличности; ведение наличных расчетов сверх установленного лимита и др.) предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Следует сказать, что в последнее время государство принимает меры по повышению эффективности наличных расчетов. В этих целях получила правовое закрепление деятельность платежных агентов (субагентов) и банковских платежных агентов (субагентов), которые участвуют в наличных расчетах с населением, повышая доступность и удобство расчетов, при этом не являются кредитными организациями. Тем самым государство обеспечило формирование инфраструктуры, обслуживающей расчеты наличными деньгами.

Деятельность платежных агентов (субагентов) регулирует Федеральный закон от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" <1>. Платежные агенты - это организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют прием наличных платежей от физических лиц для оплаты: (1) любых товаров (работ, услуг), реализуемых физическим лицам хозяйствующими субъектами (включая коммунальные платежи) <2>; (2) услуг, оказываемых органами власти и учреждениями. Прием денежных средств ведется, в том числе, с применением платежных терминалов на основании договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключаемых платежными агентами с поставщиками товаров (работ, услуг). При этом платежным агентам запрещено принимать платежи в пользу кредитных организаций. В качестве примера платежных агентов можно привести компании группы "Евросеть", через которые можно оплатить услуги сотовой связи, Интернет, телевидение, ЖКХ, авиа- и ж/д билеты, туры, внести электронные деньги и др. <3>. Платежные агенты вправе привлечь к исполнению своих обязательств платежных субагентов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2758.

<2> Ограничения могут вводиться Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"). См., например: Постановление от 15 ноября 2010 года N 920 "Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц" // СЗ РФ. 2010. N 47. Ст. 6138. В настоящее время он включает в себя прием ставок, прием платежей за лотерейные билеты.

<3> Информация о принимаемых платежах размещена на сайте: http://euroset.ru/services/payments/.

 

Деятельность банковских платежных агентов регулируется Федеральным законом "О национальной платежной системе". Банковские платежные агенты - это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые на основании соответствующих договоров привлекаются для проведения отдельных банковских операций кредитными организациями (в отличие от платежных агентов, действующих по поручению поставщиков товаров (работ, услуг). В частности, банковским платежным агентам могут поручаться прием наличных денежных средств от физических лиц (например, в погашение банковских кредитов, для оплаты электронных денег и др.), а также выдачи наличности физическим лицам через платежные терминалы и банкоматы. В качестве примера можно привести ООО НКО "Яндекс. Деньги", которое является небанковской кредитной организацией и имеет широкую сеть банковских платежных агентов, которые принимают наличные деньги для пополнения электронных кошельков "Яндекс. Деньги" (группы компаний "Евросеть", "Альт Телеком", "Связной", ООО "Европлат", ООО "Ситипэй" и др.). Банковские платежные агенты также вправе привлекать субагентов.

За нарушение платежными агентами (субагентами), банковскими платежными агентами (субагентами) обязанностей предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).

Хранение, перевозка и инкассация наличных денег. В настоящее время государство устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций. Они закреплены в Положении о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации (утв. Банком России 24 апреля 2008 года N 318-П) <1>. Эти правила направлены на обеспечение сохранности наличных денежных средств в банковской системе.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2008. N 29 - 30.

 

Замена поврежденных в ходе денежного обращения банкнот и монеты Банка России. В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Правила обмена определены в Указаниях Банка России от 26 декабря 2006 года N 1778-У "О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

§ 3. Правовое регулирование безналичных денежных расчетов

 

В отличие от наличных денег "жизнедеятельность" безналичных денежных средств объективно и преимущественно заключается в использовании их в расчетах.

Безналичные расчеты осуществляются посредством перевода денежных средств и регулируются Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19 июня 2012 года N 383-П <1> (далее - Положение N 383-П).

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2012. N 34.

 

Согласно указанному Положению кредитные организации осуществляют перевод денежных средств: (1) по банковским счетам, (2) без открытия банковских счетов. Перевод денежных средств по банковским счетам является универсальным, то есть это способ расчетов может использоваться любыми субъектами - физическими лицами, хозяйствующими субъектами (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями). Перевод денежных средств без открытия банковского счета возможен исключительно по поручению физических лиц <1>. Исключение из этого правила составляют переводы электронных денежных средств, которые в принципе осуществляются без открытия банковских счетов по поручениям как физических лиц, так и хозяйствующих субъектов <2>.

--------------------------------

<1> Часть 7 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

<2> См.: статья 7 Федерального закона "О национальной платежной системе".

 

При осуществлении переводов денежных средств по банковским счетам кредитные организации открывают текущие и расчетные счета <1>. Текущие счета открываются физическим лицам для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью. Также расчетные счета могут открываться физическим лицам, занимающимся частной практикой, и некоммерческим организациям. Банковские счета открываются на основании договора банковского счета (гл. 45 Гражданского кодекса РФ).

--------------------------------

<1> См.: Инструкция Банка России от 14 сентября 2006 года N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" // Вестник Банка России. 2006. N 57.

 

Операции, выполняемые при осуществлении переводов денежных средств по банковским счетам:

 

┌──────────────────────────────────────────────────────────┐

│списания денежных средств с банковских счетов плательщиков│

└────────┬──────────────────────────────────────┬──────────┘

          V                                 V

┌───────────────────────────┐   ┌────────────────────────────────┐

│зачисление денежных средств│   │выдача наличных денежных средств│

│ на банковские счета │   │ получателям средств - │

│ получателей средств │   │   физическим лицам   │

└───────────────────────────┘   └────────────────────────────────┘

 

Операции, выполняемые при осуществлении переводов денежных средств без открытия банковских счетов:

 

    ┌────────────────────────────────────────────────────┐

    │ прием наличных денежных средств физического лица │

    └─────┬──────────────────────────────────────┬───────┘

          V                                 V

┌───────────────────────────┐   ┌────────────────────────────────┐

│зачисление денежных средств│   │выдача наличных денежных средств│

│ на банковские счета │   │ получателям средств - │

│ получателей средств │   │    физическим лицам   │

└───────────────────────────┘   └────────────────────────────────┘

 

Перевод денежных средств может осуществляться на разных условиях, которые зависят от формы безналичных расчетов, согласованной сторонами.

Положением N 383-П регулируется применение следующих форм безналичных расчетов:

(1) расчеты платежными поручениями (банк осуществляет перевод денежных средств по распоряжению плательщика). При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета получателю средств, указанному в распоряжении плательщика. Эта форма безналичных расчетов является наиболее распространенной в хозяйственной практике;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: