Международная арт-ярмарка Cosmoscow прошла в Москве
Текст: Жанна Васильева
Фото: Сергей Михеев
Российская газета - Федеральный выпуск № 201(7959)
В течение двух дней посетители Cosmoscow 2019 могли наблюдать, как на их глазах в Гостином дворе 140-метровый лабиринт, закручивающийся в спираль, расписывают облаченные в белые фартуки и вооруженные кистями художники.
Роспись "мурала" выглядела так, словно могучая кучка стрит-артистов занялась своим любимым делом в респектабельном пространстве международной арт-ярмарки. Правда, в роли стрит-артистов оказались известные современные художники - от Владимира Дубосарского до Павла Пепперштейна, от Ирины Кориной до Алисы Йоффе, от Гоши Острецова (которому и принадлежала идея большой художественной компанией расписать стену-ленту, оставив "автограф" потомкам) до группы "ЕлиКука"… Название проекта "Философия общего дела" отсылает вроде бы к теории Николая Федорова, мечтавшего воскресить мертвых. Но лихой хэппенинг, почти в дадаистском духе, поддержанный галерей ГУМ Red-line, мало напоминал торжественное воскрешение навеки уснувшего авангарда. При желании можно было, конечно, увидеть в спирали "разбегающиеся галактики", то бишь авторские миры. Или - метафору "раскрутки" художника. Но более всего холст двухметровой высоты, прикидывающийся стеной, вызывал в памяти бумажную ленту комиксов и знаменитую игру сюрреалистов "изысканный труп", когда каждый следующий автор продолжал текст, начатый предшественником "вслепую".
|
|
Легко, конечно, пошутить, процитировав одну из работ Кирилла Кто, представленных на ярмарке, "Смысл есть, но он спит". Но в данном случае уместнее будет лаконизм древних - Vita brevis, ars longa. Проект и впрямь получился "длинным" - 140 метров не шутка. А кроме того, "философия общего дела", как ни странно, именно то выражение, что довольно точно определяет дух Cosmoscow, московской международной арт-ярмарки, проходившей в Гостином дворе с 6 по 8 сентября.
Речь не только о той общности коммерческих интересов галеристов, работающих с современным искусством, которая побуждает их объединять ресурсы и регулярно сверять часы и цены на площадках, скажем, Арт Базеля и Арт Майями, Гонконга и Дубай, художественных ярмарках Вены и Лондона… И - да, уже седьмой раз - на Cosmoscow в Москве. Речь еще и о желании искать общие точки соприкосновения интересов галеристов, художников и музеев. Фонд современного искусства Cosmoscow не первый год дарит российским музеям работы молодых современных художников. Так, благодаря Фонду в Третьяковской галерее появились работы Андрея Кузькина, а в ГМИИ им. А.С. Пушкина - Таус Махачевой. Значение этого и для музеев, и для авторов трудно переоценить. В этом году музеем года, принимающим дар, на Cosmoscow выбран Московский музей современного искусства, отмечающий свое 20-летие.
|
|
Но это не единственный способ поддержки молодых художников Cosmoscow. Для них предназначена совместная премия Credit Suise и Cosmoscow (она дает возможность воспользоваться не только премиальной суммой в 3000 швейцарских франков, но и три месяца поработать в арт-резиденции в Берне) и грант Ruinart Art Patronat. В этом году героями-победителями стали Игорь Самолет и Мария Агуреева, показавшая перформанс на открытии ярмарки.
Наконец, представление некоммерческих проектов, созданных специально для Cosmoscow, - это шанс встретиться незнакомцам из разных "углов". Скажем, художникам, представленным на выставке ЦСИ "Заря" из Владивостока (она стала "институцией года"), с галеристами со всего света. Из Германии, Италии, из Аргентины или Таллина, не говоря уж про их московских или петербургских коллег.
А "художником года" Cosmoscow назвала в этом году дуэт "МишМаш". Название группы родилось из соединения имен Миши и Маши: архитектор Миша Лейкин и художница Маша Сумнина объединились вначале в семью, а потом и в арт-группу. Говорят, что название группы возникло благодаря ребенку, решившему поиграть с именами родителей. Игра случая, как выяснилось, может быть плодотворной. И МишМаш взяли случай (непредвиденную находку или оказию - в лице, допустим, ветра иль плесени) в соавторы. И вот уже из старого непроданного розового мыла отливается… маленькая копия Венеры Милосской и отправляется в чебуречную - натурально в качестве мыла. Проект "Краткая история искусств своими руками" впечатляет тонкостью замысла, юмором, отважным выходом искусства в гущу жизни и чебуречной… Чем не изящное противостояние замыленному взгляду?
Для Cosmoscow МишМаш подготовили пленительную "микроспективу", вписавшуюся в "ничейное" пространство на стыке галерей, в углах и на торцах стен или над ярмарочным "проспектом", где появилась растяжка с загадочным хэштэгом "#хидеизм"… Спрятанное противостояние хаосу жизни (задача аккурат для Аполлона) обретает масштаб домашний, уютный, но и наивно-возвышенный. Спичечные коробки, из которых клеились шкатулки для полезных гвоздиков, болтиков и прочих разностей, найденные в отцовском шкафу, становятся моделью "микрорайона". А в "Модулоре" метафора "человеческое измерение" становится мерой вещей. А заодно - способом диалога со старшим поколением концептуалистов.
67 галерей, 300 художников из 14 стран участвовали в арт-ярмарке Cosmoscow 2019
Космос Cosmoscow представляет расширяющуюся вселенную. Тут итальянская галерея Giorgio Persano показывает серию "Смартфон" легендарного Микеланджело Пистолетто. Галерея Quimera из Буэнос-Айреса привезла антивоенный проект Хорхе Помара с выразительным названием "Улыбайся или умри". Лейблы корпораций, производящих оружие, кучковались тут на флагах разных стран под сенью знака доллара или/и в окружении смайликов. Керамический разноцветный маузер остался на стенде чуть ли не в гордом одиночестве - "калашниковы" оказались востребованы и тут. Среди специальных проектов - выставка "Белое солнце", представленная государством Катар и поддержанная Qatar Airways. Здесь можно было услышать марсианскую музыку "поющих песков" - в инсталляции Soundwalk Collective, и увидеть серию "Оазис" Данилы Ткаченко, созданную по заказу Национального музея Катара. А рядом - отличный проект Фонда русской шелкографии, где графика Михаила Рогинского, Леонида Сокова, Комара и Меламида из частной коллекции соседствовала с работами Павла Отдельнова, Татьяны Ян, Сергея Шеховцева и других художников. Тут же Викентий Нилин демонстрировал любопытствующим, как печатаются литографии.
Коммерческие итоги ярмарки подводятся, разумеется, после ее окончания. Но судя по столпотворению в Гостином дворе на выходных, галеристы в накладе не останутся.
Прямая речь