В банковской практике не редки случаи, когда одному из клиентов банка необходима помощь в организации регулярной продажи его продукции и максимального сокращения сроков получения выручки, а другому – регулярная покупка и получение этой продукции со значительной отсрочкой платежа. В таком случае банк организует проведение факторинговых операций.
Факторинговые сделки предполагают участие трех (и более, если покупателей в сделке больше одного) участников: поставщик (предприятие-производитель и продавец продукции), покупатель (фирма, приобретающая продукцию поставщика), банк (участвующий в сделке как финансовый помощник и поставщику и покупателю). В этой сделке банк выполняет роль фактор-компании и его называют «банк-фактор».
В общем случае понятие «факторинг» заключается в следующем.
Факторинг с экономической точки зрения — это торговля долговыми обязательствами, с правовой точки зрения – это сделка, означающая уступку прав требования, с точки зрения коммерческого банка — финансирование клиентов под уступку ими своих денежных требований к должникам (счетов-фактур).
|
|
Основубанковской факторинговой (факторской) операции составляет покупка (учет) у своего клиента-поставщика (продавца) счета-фактуры, не оплаченного контрагентом поставщика — покупателем (должником). Банк покупает, счет-фактуру на основе договора с поставщиком с условием немедленной оплаты значительной части (до 80%) стоимости поставки и выплаты оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку независимо от того, перечислит деньги покупатель (должник) или нет.
Проще говоря, банк-фактор покупает у поставщика право требовать выручку за отгруженную продукцию с покупателя, предоставляя последнему отсрочку платежа. Практически факторинг осуществляется в следующей последовательности. Предприятие- производитель (поставщик) отгружает продукцию в адрес покупателя и получает так называемые отгрузочные документы (счет-фактуры, включающие данные о виде отгруженного товара, ассортименте, стоимости и другие данные, характеризующие товар, а также акты, подписанные перевозчиком, например, представителями железной дороги, о погрузке и отправке товара, с указанием сроков погрузки и отправки, адресов отправителя и получателя, объемов отгрузки, видах упаковки и т.п). Документы составляются таким образом, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что, сколько, когда, куда, кому и от кого принято к отправке. При этом достоверность данных гарантирована наличием на документах подписей как поставщика, так и перевозчика. Поставщик заинтересован в том, чтобы покупатель получил то и столько, сколько определено контрактом по поставкам, в противном случае покупатель может не принять груз и продажа не состоится. Перевозчик заинтересован ровно в том же, потому, что отказ от получения груза покупателем оборачивается для перевозчика издержками на возврат груза, неполучением доходов от проделанной работы и, наконец, судебными хлопотами.
|
|
Эти документы, а также копию контракта о поставках данной продукции поставщик передает в банк-фактор, который сразу зачисляет на расчетный счет поставщика 80% от суммы выручки за проданную продукцию, так как у банка нет оснований не доверять предъявленным документам. Эта процедура носит название «торговля долговыми обязательствами» или «уступка прав требования».
Банк-фактор, выкупив отгрузочные документы, приобретает право требования от покупателя уплаты за поставленный товар. Если у покупателя нет возможности уплатить за полученный товар в установленный контрактом срок, то банк оформляет этот долг как кредит, начисляя соответствующие проценты.
Строго говоря, факторинг на практике включает в себя следующие укрупненные виды операций:
• кредитование сбыта;
• принятие риска неплатежа;
• бухгалтерский учет дебиторов;
• контроль и инкассацию задолженности;
• статистику продаж и пр.
С точки зрения банка целями факторинга являются своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь от просроченного платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении бухгалтерского учета, увеличении оборота и прибыльности.
В целях ведения факторинговых операций банк, устанавливает лимиты (предельные суммы):
• кредитования для каждого клиента-поставщика лимита, в пределах которого банк-фактор несет ответственность;
• отгрузки – объемы отгрузки за определенный период (квартал, месяц, декаду) в соответствии с лимитом кредитования;
• страхования отдельных сделок.
Организация факторинговых банковских операций может быть в двух вариантах – с одним банк-фактором, с двумя банк-факторами.
Первый вариант проще – продавец и покупатель обслуживаются в одном банке.
Второй вариант принципиальных отличий от первого не имеет, но несколько сложнее, так как предполагает взаимодействие между банками-факторами. Для ознакомления с составом факторных операций банков приведем следующую схему двухфакторной модели факторинга.
|
|
3 4 6 8 2 1 7
4
7
Рис. 4.4. Схема двухфакторных банковских операций
1 – подписание договора о факторинговом обслуживании покупателя
2 – подписание соглашения между банками-факторами о гарантировании платежей и инкассации выручки после окончания отсрочки платежей
3 – подписание договора о факторинговом обслуживании поставщика
4 – уступка прав на получение выручки от продаж
5 – отгрузка товара
6 – финансирование поставщика (передача 80% суммы счета) после получения подтверждения приемки товара покупателем
7 – после окончания отсрочки –платеж покупателя (100% плюс проценты по отсрочке платежа)
8 – выплата поставщику оставшейся суммы (за вычетом стоимости финансирования и комиссии)
Дополнительные сведения о факторинговых операциях содержатся в главе 6 настоящего учебника.
Форфейтинговые операции
|
|
Форфейтинговые операции банка являются практически разновидностью факторинговых операций. Принципиальное различие их состоит в том, что при факторинге взаиморасчеты и промежуточные, и окончательные осуществляются в денежной форме. При форфейтинге промежуточные расчеты производятся с помощью так называемых оборотных ценных бумагах (чаще всего векселей – простых и переводных), что дает дополнительную отсрочку окончательных платежей. Дополнительная отсрочка выгодна всем участникам сделки.
Выгода покупателя - в возможности как можно дольше «держать деньги в руках», что целесообразно при развитом рынке ценных бумаг и/или наличии других возможностей использовать их в краткосрочных доходных операциях, а товары получить в кредит.
Выгода поставщика – получая вексель, поставщик фактически кредитует покупателя, поэтому при окончательном денежном расчете поставщик получит сумму, несколько большую, чем при факторинге. Кроме того, если покупатель – известен на рынке и обладает хорошей рыночной репутацией, то его вексель может быть перепродан с дополнительным доходом для поставщика.
Выгода для банка – систематическое и тесное взаимодействие с клиентами – участниками сделки, что дает возможность достаточно глубоко изучить их бизнес и определить уровень риска операций с ним, а значит принять более действенные меры управления рисками сделки, а также получить более высокие доходы, поскольку вексельные расчеты обеспечивают более высокую доходность, чем прямое кредитование.
Форфейтинговые операции банка (форфейтирование, форфейтинг) — это покупка банком долгов его клиентов, выраженных в оборотных ценных бумагах, получение права требовать у должников удовлетворения по таким ценным бумагам и реализация такого права.
Иначе говоря, банк, как покупатель долга (прав требования на такой долг) берет на себя обязательство в дальнейшем ничего не требовать от клиента — прежнего владельца указанных документов (отказ от права оборотного требования к продавцу документов, что, собственно, и означает форфейтинг ) в случае невозможности получить деньги от должника и тем самым берет на себя риск неплатежеспособности последнего.
|
|
Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:
1. В финансовых сделках - в целях быстрой реализации финансовых обязательств долгосрочного характера.
2. В экспортных сделках — для содействия более быстрому поступлению денег экспортеру, выдавшему иностранному покупателю товарный кредит на крупную сумму и с длительной рассрочкой платежа.
Форфейтирование — один из наиболее оперативных способов кредитования клиентских операций, в частности внешнеторговых, обладающий важными преимуществами для всех участников сделки.
Для ознакомления с составом форфейтинговых операций банков приведем следующую схему модели форфейтинга.
|
|
5
7 1 2 6 4 8
Рис. 4.5. Схема форфейтинговых банковских операций
1 – инициатор-поставщик предоставляет форфейтеру (банку) краткое описание будущей сделки, данные о нужном объеме финансирования, валюте сделки, ее сроках. На основании полученных сведений банк проводит кредитный анализ и определяет условия форфейтирования.
2 – банк-форфейтер посылает специальным письмом свои предложения инициатору сделки и получает от него письменное согласие на предложенные условия
3 – экспортер и импортер заключают основной договор о поставках с учетом договора с банком-форфейтером
4 – банк-форфейтер заключает договор с импортером о денежных расчетах с поставщиком продукции и кредитовании импортера
5 – поставка продукции (с денежной оплатой не более 15% общей стоимости сделки)
6 – предоставление поставщику долговых обязательств по погашению остальной суммы оплаты за поставку продукции
7 – учет долговых обязательств (перечисление денежных средств) по мере наступления срока их погашения
8 – возврат кредита, предоставленного импортеру банком-форфейтером
Дополнительные сведения о форфейтинговых операциях содержатся в главе 6 настоящего учебника.