Требования к созданию различных видов учебных презентаций

Как показал практический опыт, при разработке учебных презентаций основные трудности у учителей вызывает не освоение интерфейса и инструментария презентационной программы, а осмысление целей ее применения в учебном процессе, потребностей учащихся, выявление преимуществ мультимедийного способа представления информации и другие действия креативного характера. Разработка учебной презентации включает четыре основных этапа (рис. 205).

 

На этапе концептуального проектирования формируются концепция и вид создаваемой презентации, продумываются ее основные функции и характеристики, определяются структура, содержательная направленность и глубина представляемого учебного материала, принимаются принципиальные дидактические и программнотехнические решения.

Концептуальное проектирование — наиболее сложная и ответственная стадия разработки презентации. Большинство решаемых в ее рамках задач имеют творческий характер и трудно формализуемы. Выбор темы и подбор материала остаются творческими процессами педагога и не автоматизируются. Автоматизации подлежат лишь процессы воплощения авторских идей в готовый продукт и процессы его публичного воспроизведения. При этом основой успешной презентации является оптимальный баланс между содержанием и средствами его представления. Можно сказать, что результатом этапа концептуального проектирования является формирование эскиза презентации. На этапе непосредственного создания презентации осуществляется формирование заготовок слайдов и основных информационных компонентов: текстовых фрагментов, графических объектов (например, элементов структурных схем) и их наполнение предметным содержанием с позиций принципа генерализации информации. Важным моментом является отладка презентации. На этапе выработки методических рекомендаций учитель прогнозирует эффективность использования презентации при проведении различного рода занятий, определяет методические аспекты их проведения и проектирует основные виды деятельности с учащимися.

Основная цель педагогической реализации — перевод педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия, после которой осуществляется оценка результатов. На этом этапе устанавливается, достигнуты ли цели применения учебной презентации (например, в осуществлении соответствующих изменений в знаниях учащихся). Приступая к составлению презентации, необходимо учесть ряд требований, связанных с формами, методами и возможностями представления учебного материала в виде последовательности слайдов. Составлять макет

слайдов, подбирать иллюстрации, продумывать текст и логику построения презентации нужно заранее, поскольку импровизация снижает эффективность проводимого занятия. Необходимо детально продумать дизайн презентации и цветовое решение каждого слайда. Если презентация состоит преимущественно из текста, то предпочтительнее светлые тона, на фоне которых он будет зрительно восприниматься даже с последней парты. В соответствии с принципами краткости изложения и максимальной информативности текста связанные по смыслу информационные элементы необходимо объединять в целостно воспринимающиеся группы. При этом каждому положению (каждой идее) должен быть отведен отдельный абзац текста или (по возможности) весь слайд.

Основная идея абзаца должна находиться в самом начале (в первой строке абзаца), поскольку лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца. Предложения должны быть по возможности короткими для лучшего их усвоения. Желательно не перегружать слайд наличием больших текстовых блоков (в случае необходимости лучше предоставить их ученикам в распечатанном варианте).

Предпочтительнее использование табличного (матричного) формата предъявления материала. Он в отличие от текстового формата позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между понятиями, явлениями и т. п.

Графика должна органично дополнять текст. Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала. Большие иллюстрации могут храниться в отдельном альбоме рисунков (графиков, схем, фотографий), оформляемом в виде самостоятельного модуля презентации, на который указываются гиперссылки. При этом надо продумать фон рисунков, чтобы он подчеркивал все его детали. Наличие графических изображений на самом слайде должно быть взаимосвязано с текстом. Желательно, чтобы изображение было не столько фоном, сколько иллюстрацией, равной по смыслу самому тексту, чтобы помочь понять и раскрыть его.

При выборе последовательности предъявления учебного материала должен соблюдаться принцип стадийности: информация может разделяться в пространстве (одновременное отображение в разных зонах одного слайда) или во времени (размещение информации на последовательно демонстрируемых слайдах). Вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок, которые ставят под сомнение функциональную грамотность составителя презентации. Презентация, сопровождающая объяснение (презентация-визуализация) не должна подменять и вытеснять самого учителя. Поэтому оптимальное количество основных слайдов презентации — порядка 10 для одного урока. Тогда не возникает «гонки за временем» по ходу занятия, появляется возможность осмыслить прочитанное и увиденное на слайде.

Дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн презентации не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход. Наглядный материал не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и дизайна.

Одним из основных компонентов дизайна учебной презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм. К наиболее значимым из них относят:

 теплые (стимулирующие) цвета, которые способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия), — красный, оранжевый, желтый;

 холодные (дезинтегрирующие) цвета успокаивают, вызывают вялое состояние (в том же порядке) — фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, зеленый;

 существуют нейтральные цвета — светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый;

 сочетание двух цветов – цвета знака и цвета фона – существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне); наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона — белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем;

 составление цветовой схемы презентации начинается с выбора трех главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок; цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах, так как это создает у обучающегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности;

 при выборе шрифтов для вербальной информации следует учитывать, что прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные; при этом следует помнить, что заголовки не должны сливаться с самим текстом;

 белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности;

 фон является элементом второго плана и должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

 любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала;

 большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация, ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео; четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание, причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее;

 любой случайный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания;

 включение в качестве фонового сопровождения неподходящих звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

Учет указанных особенностей оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации. Назовем структурные элементы интерактивной обучающей презентации (рис. 206).

 

Титульный слайд должен быть по возможности красочным. Для этого следует оформлять его с помощью графических вставок и фонов. Дизайн обложки должен способствовать улучшению эмоционального состояния учащихся и повышать их интерес к изучаемой теме и предмету вообще. На титульном слайде обычно указывают название темы, сведения об авторе, дату разработки, информацию о местоположении информации в сети, на локальном компьютере и имя файла (при необходимости последующего доступа).

Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна представлять собой отдельный слайд с описанием всех используемых экранных кнопок для уточнения их функционального назначения. Основные требования к элементам управления — понятность, наличие на экране нужных подсказок в нужный момент и минимальное (только необходимое) количество элементов управления на каждой странице.

Основными элементами управления являются:

 кнопки перехода из оглавления на начало тем;

 кнопки перехода со слайда на слайд вперед и назад;

 кнопка возврата в оглавление;

 кнопка вызова подсказки;

 кнопка перехода в словарь терминов;

 гиперссылки для перехода к иллюстрациям, таблицам, видео и т. п.

Элементы управления презентацией, имеющие не очевидное представление, должны обеспечиваться всплывающими подсказками. Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна вызываться практически с любого слайда, и поэтому ее желательно представить на всех кадрах управляющей кнопкой на экране.

Оглавление является очень важным структурным элементом презентации. С одной стороны, оно должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ (через гипертекстовые ссылки) к ее сравнительно небольшим содержательным частям, с другой стороны — максимально обозримым, то есть находиться на одном слайде.

Информационное обеспечение презентации удобно организовать в виде гипертекстовой системы. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации. Учебный материал в презентации, как правило, представлен в краткой форме. Такое представление дает качественно иной ракурс для рассмотрения содержания, что достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщения и систематизации учебного материала. Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т. п., то есть в обычном «книжном» виде, хотя в презентацию могут быть интегрированы и элементы, не свойственные бумажным носителям, такие как анимация, видеовставки, звуковые фрагменты и др. При этом мультимедийное представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.

Наличие словаря терминов (глоссария) весьма желательно в интерактивной презентации по изучению новой темы (обучающей, консультационной). Конечно, предпочтительнее дать все определения терминов с помощью гиперссылок в тексте, однако оформление любой гиперссылки связано с выделением ее в тексте. Текст может оказаться чрезвычайно перегруженным выделениями, так как в нем могут присутствовать также и смысловые выделения, и гиперссылки на иллюстрации, таблицы, графики и др. Чтение и осмысление такого текста будет весьма затруднено. Поэтому предпочтительнее оформить словарь терминов и определений на отдельном слайде (серии слайдов). Для обращения к словарю терминов на соответствующих страницах учебного материала целесообразно разместить соответствующую кнопку.

Система контроля знаний может быть организована как эспресс–тестирование (в презентации-визуализации) или через систему гиперссылок (в интерактивной презентации). Информационные ресурсы по теме представляют собой перечень источников информации как на бумажных, так и электронных (DVD-ROM, распределенные информационные образовательные ресурсы) носителях, используемых педагогом при подготовке презентации. Список ресурсов может содержать обязательные и дополнительные источники информации, предлагаемые учащимся для самостоятельного изучения отдельных вопросов по теме урока.

Структура других видов интерактивной презентации, а также презентации-визуализации может быть такой же (за исключением справочной системы и оглавления), но в основном она зависит от той локальной педагогической задачи, которую решает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: