Перечень учебной литературы к занятию

Обязательная литература:

1) Лакосина Н.Д. Клиническая психология: учеб. пособие / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – М.: МЕДпресс-информ, 2006

2) Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПБ.: Питер, 2004.

Дополнительная литература:

1) Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практиче­ское руководство. - М.: МЕДпресс, 2008.

2) Леонгард К. Акцентуированные личности. Изд-во «ФЕНИКС», 2000.

3) Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1981

 

ЗАНЯТИЕ 5. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ И СОМАТОПСИХИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ.

 

Тема 1. Внутренняя картина болезни.

Реакция личности на болезнь. Нозогении.

Сравнительно-возрастные особенности.

Общий бюджет времени – 2,0 академических часа

Этап занятия Время, отводимое на этап (мин) Вид учебно-познавательной деятельности обучающихся Средства обучения
1. 2. 3. 4. 60 15 30 15 Теоретическое собеседование Решение ситуационных задач Клинический разбор больных Проверка итоговых знаний  

1. Научно-методическое обоснование темы. Занятие позволяет составить представление о психологическом содержании и последовательности процесса формирования отношения к заболеванию, содержании и особенностях типов отношения и реакции пациента на болезнь, особенностях его поведе­ния при определенных видах реакций. Это позволяет врачу предвидеть и прогнозировать поведение пациента, соблюдение либо несоблюдение им по­казаний лечения, личностные реакции и таким образом эффективно строить свою работу с пациентом, корректировать личностные реакции на болезнь, которые могут помешать эффективному лечению.

2. Необходимо знать: Стадии процесса формирования психологического отношения пациента к своей болезни и их особенности, типы отношения к своему заболеванию, роль личностных особенностей в формировании этого отношения, психологические аспекты умирания.

Необходимо уметь выявлять этапы формирующегося отношения больного к своему заболеванию и определять типы сформировавшегося от­но-шения к болезни.

Необходимо ознакомиться: с практическими примерами проявления различных видов отношения к собственному заболеванию, представленны­ми в литературе.

3. Содержание обучения. Субъективные проявления здоровья и болезни. Понятия образ тела, схема тела, концепция тела. Содержание отношения человека к своему здоровью. Больной человек, его психологические особенно­сти. Индивидуальный смысл болезни.

Развитие соматического заболевания и соматонозогнозии. Сенсологический этап. Характер субъективных переживаний больного на сенсологическом этапе формирования отношения личности к соматическому заболева­нию. Нарушение биосоциальной адаптации. Характеристика больного на начальной стадии заболевания. Оценочный этап. Внутренняя картина болезни. Компоненты личностного реагирования на болезнь. Уровни внутренней картины болезни. Моменты, важные для формирования внутренней картины болезни. Этап сформировавшегося отношения к болезни. Реакция на болезнь лиц, отличающихся особенностями преморбидного состояния. Типы реаги­рования на болезнь. Развитие соматического заболевания и соматонозогнозии. Особенности стрессовой ситуации и виды стрессоров на начальной стадии заболевания. Стадия разгара болезни. Особенности субъективных переживаний больного. Госпитализм. Ис­ход болезни: выздоровление. Полное и неполное выздоровление. Исход болезни: умирание, смерть. Психологические стадии умирания. Хоспис. Проблема эфтаназии. Роль преморбидно-личностных особенностей в формировании отноше­ния к болезни. Роль личностных особенностей в формировании отношения к болезни. Влияние клинических форм акцентуаций характера на формирование отно­шения к болезни. Особенности реагирования на болезнь лиц, страдающих алкоголизмом. Возрастные особенности формирования отношения к болез­ни.

Основные понятия здоровья.

Здоровье (по определению ВОЗ) является состоянием полного физического, психологического и социального благополучия. В соответствие с этим болезнь - это отсутствие благополучия в какой-либо из упомянутых областей.

Петровский Б.В. особенно подчеркивал важность критерия трудовой деятельности для понимания здоровья. В его понимании здоровье – это не только отсутствие болезни и инвалидности, но и наличие полноценного, гармонично развитого физического, психического и нравственного состояния человека, позволяющего ему оптимально, без всяких ограничений, осуществлять общественную и, прежде всего, трудовую деятельность. 

Содержание отношения человека к своему здоровью зависит от личностных особенностей – возраста, пола, образа жизни и труда, физической тренированности и т.д.

Важнейшим содержанием субъективных переживаний больного человека помимо непосредственно боли и дискомфорта, связанных с болезнью, является переживание несвободы, зависимости от болезни. Больной человек переживает нарушение биосоциальной адаптации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: