На уроках истории и обществознания я применяю приём ИНСЕРТ. Название складывается из первых букв его назначения: interactive (интерактивная) noting (размечающая) system (система) effective (для эффективного) reading and (чтения) thinking (размышления). В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап: предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.
1– я стадия | 2– я стадия | 3– я стадия |
Вызов: –актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения | Реализация смысла: – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми | Рефлексия: –размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения |
IVэтап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Этот приём использую при работе с текстом исторического источника. В 10 классе при изучении темы «Восточные славяне в 6 – 9 веках» из летописи «Повесть временных лет» мы узнаем о территории расселения и хозяйстве восточных славян. Используя условные значки можно проверить свои предположения («v»), осознать новые знания («+»), исправить неверные предположения («-»), пробудить дальнейший интерес к теме («?»). Преподаватель выступает в роли помощника, комментируя непонятные отрывки текста, отвечая на вопросы учащихся.
Прием «Пометки на полях» эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление «Маркировочной таблицы». В ней три колонки:
З (знаю) | У (узнал) | Х (хочу узнать) |
В колонки необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на учебном занятии, а если нет, то можно предложить завершить ее дома.
3.3. RAFT-технология.
Суть данного метода.
Название представляет собой сокращение, где R (роль, от имени кого будет представлено сообщение?) - А (аудитория, для кого?) - F (форма, в какой форме будет преподнесен материал сообщения?)- T (тема, о чем будет рассказано в сообщении?). Идея состоит в том, что учащийся выбирает для себя некую роль (историческая личность, ученый, журналист, путешественник и т.д.), и пишет текст от лица выбранной роли.
В 10 классе при изучении темы «Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XV вв.» я следующим образом применила RAFT- технологию. Класс был разделен на группы. Учащимся было предложено поработать над текстом, представив себя в роли журналистов. Первая группа составляла текст - интервью с крестьянином, вторая с купцом, третья с ремесленником. Ученик, получив такое задание, должен представить себя даже в двух ролях, в роли журналиста формулирующего вопрос и в роли интервьюера (крестьянина, купца или ремесленника). Из приёмов графическогооформления текста я использую на своих уроках сводную таблицу: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ)
«+» факты носят положительный характер | «-» отрицательное значение | «?» мне это интересно |
Данный прием мной использовался при изучении тем:
«Реформы Петра Великого»
«Либеральные реформы 60-70 годов XIX в.»
«НЭП»
«Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.»
Сводные таблицы можно использовать не только при работе с информационным текстом, но и при работе с историческими документами.