Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности
Начиная с первых уроков обществознания в 8 классе, когда ученики знакомятся с понятиями «общество», «сферы общественной жизни» и с их характеристикой, обязательным домашним заданием является просмотр новостей и чтение периодической печати. Класс делится на четыре группы (по сферам общества: политическая – «политики», социальная – «социологи»,
экономическая - «экономисты», духовная - «искусствоведы»). Каждаягруппа собирает информацию по своей сфере в течение недели, наследующем уроке отводится 4-5 минут на обсуждение новостей. Такаяформа организации работы позволяет развить коммуникативные ианалитические умения (корректировать информацию, дополнять ее с учетомрезультатов, полученных другими), понимать и принимать иную точкузрения при наличии убедительных аргументов, что важно для развитиятолерантности. Одной из наиболее эффективных форм групповой работыучащихся являются, на мой взгляд, дискуссии, помогающие школьнику определить свою точку зрения.
|
|
Прием «Шесть шляп мышления» предполагает групповую работу на уроке. Учащиеся знакомятся с текстом и организуют анализ информации. Этот прием позволяет не только анализировать, но и высказывать свою точку зрения на содержание текста.
Белая шляпа: изложение нейтральной информации, перечисление фактов, событий;
Черная шляпа: критическое восприятие, поиск качеств, событий, последствий, носящих отрицательный характер;
Желтая шляпа: прогнозирование социальных последствий, поиск фактов, подтверждающих эти прогнозы;
Синяя шляпа: интерпретация, размышления о прочитанном;
Зеленая шляпа: поиск выхода из тупика, поиск решения проблем;
Красная шляпа: отношение к обсуждаемым проблемам. Нюансом является момент, что мнение одной группы может не совпасть с мнением другой, и подведение итогов на стадии рефлексии может перерасти в интересную и плодотворную дискуссию.
Следующий используемый мною прием это синквейн.
Название слова происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Чаще всего синквейн применяется на стадии рефлексии в качестве:
1) инструмента для понимания сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности;
4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности
|
|
Существуют определённые правила написания синквейна:
1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Например, при изучении темы «Избирательная система Российской Федерации» по предмету обществознание 11 класс возможны такие варианты сенквейна:
· Выборы
· Демократические, свободные
· Определяют, обязывают, направляют
· Выборы - право человека.
· Избиратель.
· Грамотный, ответственный.
· Голосует, агитирует, выдвигает.
· Он определяет будущее страны.
· Кандидат
· Ответственный, законопослушный.
· Выполняет, представляет, управляет.
· Кандидат – это наш представитель в органах власти.
Процесс составления синквейна очень интересен учащимся.
Фишбоу - анализ через скелет рыбы. Еще один вариант групповой работы. Преподаватель только направляет, координирует, не дает отвлечься от темы.
Голова рыбы: проблема, заявленная в тексте
Скелет рыбы: пути решения этой проблемы
Хвост рыбы: вывод по этой проблеме, ее значимость и актуальность.
Эссе– один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Чаще применяю 5-минутное эссе, на уроках обществознания в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме в творческой форме. Для меня – это возможность получить обратную связь. Очень полезна эта форма работы в связи с новой системой итоговой аттестации. Одно из заданий ЕГЭ необходимо выполнить в виде небольшой письменной работы – эссе.
Заключение.
Таким образом, применение в учебно-воспитательном процессе данной технологической модели соответствует реализации личностно - ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, формирует учебно-познавательную мотивацию.Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийсяполучает возможность самому в процессе обучения конструировать этотпроцесс и отслеживать направления своего интеллектуального развития.В целом же выбор методов, средств и приемов обучения зависит от особенностей класса.
Сергей Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологий обучении. Достигнуты ли цели урока, которые сформулировал я, как учитель, и мои ученики? Если на него можно ответить утвердительно, то это означает, что выбранная стратегия обучения была эффективной независимо от того, являлась ли она классической в рамках
данной педагогической технологии или возникла как продукт творческого поиска»[8]. Король в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». По существу, в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, мы часто игнорируем это правило.