Игра-упражнение «Веер»

На доске веером прикреплены разноцветные полоски бумаги, на которых описаны ситуации. Выбирается водящий, который выбирает полоску, читает ситуацию и предлагает решение. Тот, у кого другое предложение, озвучивает его. В процессе обсуждения дети принимают верное решение.

 

 

Технология критического мышления подразумевает определённую модель урока, которая состоит из следующих этапов:

1. Вызов.

-актуализация и обобщение знаний по теме;

-мотивация;

-побуждение к активной работе.

2. Осмысление.

-получение новой информации;

-осмысление информации;

-соотнесение её с имеющимися знаниями;

-поддержание активности школьников.

3. Рефлексия

-закрепление полученных знаний;

-обобщение информации;

-присвоение учеником нового знания4

-формирование у обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Такая модель задаёт не только логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приёмов. Технология предлагает множество разнообразных приёмов для всех стадий урока.

В своей практике я использую следующие приёмы:

Приём «Знаю – хочу узнать – узнал». Этот приём подразумевает заполнение таблицы с соответствующими колонками. Возможна работа в парах. Если материал изучается с опорой на текст, можно использовать приём маркировки текста «инсерт».

Приём «Лекция с остановками». П осле каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идёт коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняется дополнительное задание.

Приёмы «Верные – неверные утверждения», «Перепутанные логические цепочки» и др. позволяют развить умение прогнозировать, способствует повышению мотивации к изучению материала.

Приём «Перепутанные логические цепочки»: на отдельные листы выписываются 5-6 событий из историко-хронологического текста (можно использовать исторический источник). События располагаются в заведомо нарушенной последовательности. Обучающимся нужно восстановить порядок хронологический или причинно-следственный. Варианты обсуждаются, затем учитель предлагает исходный вариант. Приём хорошо работает на информативно-содержательных текстах.

Для осмысленного конспектирования применяю приём «Чтение с пометками», он позволяет делить информацию на известную, новую, интересную, непонятную.

Кластер – способ графической подачи материала. Схематическое изображение материала позволяет сделать наглядными мыслительные процессы.

Эссе – письменное размышление на заданную тему. Этот жанр подразумевает свободно трактовать различные социальные, моральные и иные проблемы, способствует выработке собственной позиции.

Внедрение технологии критического мышления развивают навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации, формируют умение вырабатывать собственное мнение, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, развиваю умение участвовать в беседе, умение ставить вопросы, выражать свою точку зрения, сотрудничать и работать в группе.

Приложения:

 

Примеры приемов и стратегий технологии развития критического мышления.

Стадия вызова

Мозговая атака

• Ключевые слова (словосочетания, предложения)

• Перепутанные логические цепочки

• Разбивка на кластеры (смысловые блоки)

• Денотатный граф - [от лат. denoto - обозначаю и греч.- пишу] - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Конструктивная таблица (Знаем - Хотим узнать - Узнали)

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Стадия реализации смысла

Система маркировки текста «ИНСЕРТ»

Чтение с остановками

Таблица «Плюс - минус - интересно»

Метод RAFT

Прием ПОПС

Прием «фишбоун»

Стадия рефлексии

• Парная (групповая) мозговая атака; парное (групповое) подведение итогов

• Возвращение к приемам применяемым на стадии осмысления

• Мини-сочинение, эссе

• Синквейн

• Перекрестная дискуссия

• «Шесть шляп мышления» и др.

Глава 3. Опыт использования приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

Работа с кластерами - способ формирования учебно-познавательной мотивации на уроке.

Приём, который я использую в своей работе, это составление КЛАСТЕРА. Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) следует написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг расположить слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В 5-6х классах работа над кластером может быть одним из компонентов комбинированного урока и частью домашнего задания. В начале следующего занятия школьники в парах изучают работы друг друга, по очередиозвучивают отдельные «гроздья», отвечают на уточняющие вопросы одноклассника-эксперта. В результате каждый ученик может продемонстрировать не только знания новой темы, но и умения:

1) ясно и доходчиво объяснять новый материал;

2) представлять его под иным, чем в учебнике, углом зрения;

3) сформулировать собственные выводы и оценочные суждения;

4) вести диалог;

5) слушать другого;

6) корректно обсуждать спорные идеи;

Все эти умения составляют основу критического мышления и носят методологический характер. Например, на уроке обществознания в 8классе, при изучении темы «Типология обществ», на стадии вызова прошу учащихся перечислить известные им общества, изобразив это схемой:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: