Конкретно – индуктивный (в готовом виде не сообщается, проводится спец работа по проведению учащихся к теореме. Итог: формулирование изучаемой теоремы).
Абстрактно – дедуктивный (Начинается с того, что учитель сам формулирует теорему, затем проводится работа по уточнению смысла данной теоремы, ее условия, заключения, построения чертежа). Этот метод требует затрат времени нежели предыдущий.
Доказательство – рассуждения с целью обоснования личности, каких либо утверждений
Метод доказательства – способ связи аргументов при переходе от условия к заключению суждений.
2 метода доказательства:
1. По пути обоснования тезиса (прямое и косвенное)
2. По математическому аппарату, используемое в доказательстве.
К прямым приемам доказательства относят приемы:
1. Преобразования условия суждения (синтетический).
2. Преобразования заключения суждения:
· Отыскание достаточных оснований справедливости заключения (восходящий анализ)
· Отыскание необходимых признаков справедливости суждения с последующей проверкой обратимости рассуждений (нисходящий анализ).
3. Последовательного преобразования то условия, то заключения суждения.
К косвенным приемам поиска доказательства относят:
- Метод от противного (истинность доказываемого тезиса устанавливается посредством опровержения противоречащего ему суждению).
- Разделенный метод, или метод разделения условий (тезис рассматривается как один из возможных вариантов предположений, когда все предположения отвергаются, кроме одного), иначе это метод называют методом исключения.
К методам доказательства по мат. аппарату относят:
- Метод геом. мест
- Алгебраический м-д
- Векторный м-д
- Координатный м-д
Для того чтобы учащиеся овладели прямым и косвенным доказательствами необходимо сформировать у них определенную последовательность умений
- Искать док-во
- Проводить док-во
- Оформлять док-во теорем
Прямое
· Синтетическое - Исходным моментом яв-ся условие теоремы. На основе предыдущих и законов логики условие теоремы преобразуют по не приходят к заключению. Достоинства: полнота, сжатость, краткость. Минусы: мало способствует самостоятельному открытию док-ва; идея, план рассуждения остаются скрытыми от учащихся
· Аналитическое:
a) Восходящий анализ – Отталкивается от заключения теоремы и подбпраются для него достаточные условия.
b) Нисходящий анализ – Рассуждения начинаются с заключения теоремы, подбирают необходимые условия.
- Косвенное (м-д от противного) Док – во теоремы из А следует В начинают с допущения, что из А следует В, пока не получится следствие которого противоречит условию теоремы, либо с одним из ранее изученных предложений.
В. А. Гусев предлагает следующие требования к проведению доказательств, которых надо придерживаться при доказательстве теорем.
1. Прежде всего, должно быть совершенно ясно, что дано и что требуется док-ть.
2. Очень велика роль чертежа, причем сопровождают весь ход док-ва, в динамике, а не как обычно – на одном чертеже сразу все.
3. Главное - постоянно формировать потребность у учащихся в проведении док-в, общая стратегия док-ва и любого его этапа должны быть смотивированы, обсуждены, самостоятельно осмыслены, только после этого есть смысл проведении этих док-в.
4. Все основные этапы док-ва нумеруются, при этом, во-первых, их удобно видеть, а во-вторых, на них удобно ссылаться.
5. Очень важно, что в конце каждого пункта док-ва в скобках даны основания сделанных выводов – это либо определения, либо доказанные ранее теоремы, либо ссылки на предыдущие этапы док-ва.
В учебнике Л. С. Атанасяна в основном используется прямой и косвенный виды док-ва. При док-ве сперва формулируется теорема, потом сразу док-ва. После теорем нет задач в виде закрепления.
У А. В. Погорелова после теорем нет задач для закрепления. Док-во теорем предлагается в алгоритмической деятельности, но не оговариваются. Не ясны использование свойств, аксиом, нет обоснованных выводов. Учебник Погорелова скорее рассчитан на учителя, чем на ученика, поэтому самостоятельное изучение учащимися теорем затруднительно.
В учебнике А. Н. Колмогорова рассуждения при док-ве теорем, связанные с использованием некоторых свойств, аксиом для учащихся не ясны.
В учебнике Валерия Александровича Гусева док-во приводится очень подробно, алгоритм оговаривается, каждый шаг и каждый этап подробно описан. У учащихся не возникает трудностей при самостоятельном изучении теорем. Учащиеся учатся алгоритмически думать.