Как правило, консультирование носит информационно-рекомендательный характер. Психолог предоставляет информацию о преимуществах и проблемных сторонах ребенка, которые выявлены в доадаптационный период. Важно соблюдать принципы диагностического заключения: конкретность (родителям должно быть понятно, что можно предпринять), учет адресата (выводы и суждения должны быть сформулированы на языке обратившихся, быть им доступны), позитивная направленность (важно отметить преимущества ребенка, проблемы переформулировать в задачи, которые следует решать, поскольку это зона ближайшего развития ребенка, избегать указаний на недостатки), диалогичность (желательно спросить у родителей как они понимают проблему, прежде, чем сообщить свое мнение).
Важно помнить, что эффективность такого консультирования ограничена теми проблемами, которые связаны с отсутствием у родителей необходимой информации. Если налицо иная ситуация, проблемы обусловлены нарушениями более или менее выраженными в межличностных отношениях, то более адекватным будет личностное консультирование.
|
|
2 этап. Адаптационный.
Целью данного этапа является оптимизация условий и снижение психоэмоционального напряжения на основе изучения процесса адаптации.
o Обеспечение условий успешной адаптации
Создание условий является важнейшим фактором успешной адаптации в группе раннего возраста. Предметно-окружающая среда в группе должна соответствовать потребностям ребенка в адаптационный период. Во-первых, группа должна быть уютной, светлой, радостной. Беседуя с родителями в доадаптационный период, мы рекомендуем приблизить жизнь ребенка дома к условиям дошкольного учреждения, придерживаясь определенного режима дня, питания. Дошкольное учреждение также должно заботиться о близких к домашним условиях пребывания детей в ДОУ. Во-вторых, среда должна быть специально подготовлена для развития, разнообразной деятельности и отдыха.
Продуманная, правильно организованная среда не только помогает ребенку развиваться, она создает положительный климат в группе, снижает психоэмоциональное напряжение. И наоборот, несоответствие окружающей среды потребностям детей в этот период может стать серьезным препятствием в адаптации ребенка. В ряде случаев это может являться угрозой психологической безопасности личности ребенка (отсутствие условий для реализации естественных потребностей ребенка в движении и игре, несоблюдение гигиенических норм проветривания, светового и температурного режима, жесткое ограничение доступа к игрушкам, необоснованные запреты).
|
|
Чаще всего ребенок впервые попадает в дошкольное учреждение в возрасте 1,5 – 2 лет. Как известно, в этот период ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Через предметный мир малыш познает жизнь. Пространство, наполненное новыми, отличными от домашних предметами, может стать для малыша весьма заманчивым. Если это пространство частично освоено в условиях доадаптационной группы, когда ребенок чувствовал себя безопасно в присутствии родителей, дальнейшее его освоение начнется гораздо быстрее и свободнее.
Наполнение группы должно соответствовать, в первую очередь, потребностям детей, но в то же время быть удобным и для работы воспитателя. Реальность сегодняшнего дошкольного учреждения для многих детей раннего возраста, к сожалению чревата многочисленными депривациями, которые определяются окружением и средой, в которые попадает ребенок в дошкольном учреждении. (Депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей, Энциклопедический словарь медицинских терминов 1982-1984) Депривация может иметь различные причины, в том числе физиологические, биологические. В дошкольном учреждении чаще у ребенка возникают сенсорная и двигательные депривации. В первом случае ребенок испытывает сенсорный голод в условиях обедненной информационной среды, т.е. не получает достаточного количества стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не возникает речь, не развиваются движения, отмечается торможение умственного развития. Понимая необходимость создавать сенсорно насыщенную среду, во многих учреждениях подходят к этому примитивно. Стараются максимально насытить интерьер красочными панно, картинками, выкрасить стены в яркие цвета, создать звуковой фон. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. С другой стороны, излишне насыщенная среда может вызвать своеобразное сенсорное переутомление, когда нагрузка возрастает и в сочетании с перенасыщением контактами с детьми и взрослыми приведет к ухудшению адаптации ребенка.
Обязательно должна быть предусмотрена зона двигательной активности, которая важна не только с точки зрения физического развития. Психоэмоциональное напряжение ребенка можно отследить в основном на уровне телесных, физических проявлений, поскольку ребенок именно таким образом «разряжается». Накопившееся отрицательное напряжение выражается в плаче, истериках, топанье ногами, мышечных зажимах тела, немотивированной агрессии (драчливость, кусание других детей). Снять это напряжение помогают предметы, стимулирующие физическую активность в приемлемых формах: мягкие мячи для бросания, горка, подушки.
Сбросив острое напряжение, малышу важно успокоиться, что так важно в адаптационный период. В этом случае будет полезен сухой бассейн, уголок уединения, емкости для манипуляций с сыпучими предметами (крупы, бобы, чечевица).
Положительное влияние на состояние ребенка оказывают знакомые, домашние предметы. Особое место могут занять в группе фотографии, любимые игрушки. Хорошо, если в кроватке ребенка будет ждать особая игрушка, с которой он будет спать. Важно помнить о том, с каким трепетом малыши относятся к такому «кусочку дома», поэтому эти вещи в период адаптации могут быть только индивидуальными.
Если ребенок попадает в период адаптации в благожелательную среду, где все продумано, направлено на ребенка, доступно и открыто, то можно с уверенностью прогнозировать более успешную адаптацию большинства воспитанников. Враждебная среда, где пространство обеднено и обезличено, недоступно, неудобно процессы адаптации усложняет. Усложняется также и деятельность педагога, поскольку в такой среде единственной опорой для адаптации остается педагог.
|
|
o Прием ребенка в группу.
Прием ребенка должен осуществляться после согласования его сроков специалистами ДОУ и родителями по гибкому графику с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его состоянием здоровья на период приема, прогноза адаптации, наполнением группы. Оптимальным считается прием новых детей с интервалом 5 дней. Как правило, первые дни ребенок посещает группу несколько часов, затем первую половину дня и при привыкании вводится на весь день. Существует множество рекомендаций в педагогической литературе, в основе которых лежит требование к ознакомлению родителей с правилами приема ребенка в группу заранее в доадаптационный период. Основу этих рекомендаций составляют следующие положения:
§ Перед приходом ребенка в дошкольное учреждение необходимо проконсультироваться со специалистами (медиками, психологами, педагогами) по вопросам адаптации и возможных трудностей.
§ Для лучшего привыкания необходимо сблизить режим дня и питания дома и в дошкольном учреждении.
§ Необходимо заранее познакомиться с обстановкой, педагогами и детьми, с которыми ребенок будет посещать группу.
§ Не нужно обсуждать тревоги и страхи в отношении детского сада в присутствии ребенка.
§ Не нужно оставлять малыша сразу надолго.
§ Ребенок должен знать, что его любят по-прежнему.
При введении ребенка в группу недопустимо:
· Форсирование сроков ввода ребенка в группу.
· Ввод нездорового, даже легко заболевшего ребенка.
· Прием ребенка в кризисные периоды - «кризис 3 лет», который может начаться в уже в 2,5 года. Некоторые исследователи такими периодами считаются эпикризные сроки 1г.3м., 1г.6м., 1г.9м., 2г.., 2г.3м., 2г.6м., 2г.9м., 3года.
· Совмещать этот период и борьбу с вредными привычками.
o Оценка процесса адаптации.
Каждый ребенок уникален и неповторим, у каждого малыша, приходящего в детский сад, свой маршрут адаптации. Мы можем лишь несколько сгруппировать показатели, чтобы определить наши действия в дальнейшем. Необходимо помнить, что в период адаптации у большинства детей наблюдается регресс в речи, умениях, навыках, снижение эмоционального настроя, различные психологические и физиологические нарушения как ответ на сложную стрессовую ситуацию. Причинами такой ситуации могут быть как факторы, не подлежащие изменению (сама ситуация посещения детского сада, длительное нахождение в большом коллективе детей), так и факторы, которые можно отследить и изменить. К таким факторам относят:
|
|
1) фрустрация базовых потребностей ребенка,
2) строгие дисциплинарные правила, за которыми следует наказание,
3) общение с детьми, которые агрессивны и т.д.,
4) одновременное общение с несколькими взрослыми.
Во время адаптации ребенка к детскому саду, наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процессов адаптации. Для этого педагогом ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Эти вопросы рассматривались Н.М. Аксариной, К.Л. Печерой и другими авторами. Мы предлагаем вариант, разработанный на базе дошкольных учреждений города Череповца
Педагог фиксирует данные наблюдения в специальный протокол, где отмечаются:
Особенности поведенческой реакции:
отношение к расставанию с родителями,
эмоциональное состояние,
аппетит,
сон,
общение со сверстниками,
отношение к уходу из детского сада.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных приводятся ниже краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, -1, -2, -3). Суммарно по всем шести факторам можно получить +18 или -18, в интервале чего и определяется уровень адаптации.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ
В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ:
· Отношение к расставанию с родителями
+3 Жизнерадостный, поддается ритуалам прощания.
+2 Огорчается при уходе родителей, но в дальнейшем ведет себя спокойно.
+1 Не плачет, но не хочет расставаться с родителями или личными вещами.
-1 Легкая плаксивость, хныканье при расставании с родителями
-2 Плачет, плаксивость сохраняется в течение дня.
-3 Крик при расставании, ребенка трудно оторвать от родителей.
· Эмоциональное состояние ребенка
+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1 Иногда задумчив, замкнут.
-1 Легкая плаксивость, хныканье.
-2 Плачет за компанию; плач приступообразный.
-3 Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
· Аппетит ребенка
+3 Нормальный аппетит, съедает все с удовольствием.
+2 Ест до насыщения.
+1 Аппетит выборочный.
-1 Отвергает некоторые блюда, капризничает.
-2 Ест долго, неохотно.
-3 Отвращение к еде, кормление мучительно, рвота.
· Сон ребенка
+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
+2 Сон спокойный.
+1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
-2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
-3 Отсутствие сна, плач.
· Социальные контакты ребенка
+3 Охотно играет с другими детьми.
+2 Охотно играет один.
+1 Сдержан, просится на руки; неохотно играет.
-1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
· Отношение к уходу из детского сада
+3 Спокойно уходит, радуется приходу родителей.
+2 Бурно реагирует на приход родителей (или не желает уходить из дет. сада)
+1 Начинает плакать, когда приходят родители.
-1 Проявляет тревогу, реагирует на приход любого взрослого.
-2 Периодически оглядывается на дверь, говорит о приходе родителей.
-3 Постоянное стремление уйти.
Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ или быть сколь угодно долгой.
Невротические реакции:
общение только в определенных условиях,
стремление спрятаться от взрослых,
проблемы пищеварения,
пристрастия к личным вещам,
наличие страхов,
истерические реакции, неуправляемое поведение,
бледность, тремор подбородка, пальчиков.
Невротические реакции отмечаются в специальных графах (+) в день их проявления и учитываются при качественном анализе степени адаптации. Так же при качественном анализе учитывается заболеваемость, которая так же фиксируется педагогами в нижней части адаптационного листа.