Становление бытового жанра в живописи и графике второй половины XVIII века

Русская живопись и скульптура второй половины XVIII века

Сформировать представление о развитии русской живописи и скульптуры во второй половине XVIII века. Раскрыть новое идейное содержание русского искусства. Познакомить с деятельностью A.П. Лосенко как художника и педагога. Рассказать о расцвете русской портретной живописи на примере творчества Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского; о бытовом жанре в живописи и графике И. Фирсова, М. Шибанова, И.А. Ерменева; портрете в скульптуре Ф. И. Шубина. Рассмотреть развитие монументальной скульптуры: работы Э.М. Фальконе в России, Ф.Г. Гордеева, И.П. Прокофьева, М.И. Козловского.

Академия художеств и историческая живопись. Роль отечественной тематики в становлении исторической живописи второй половины XVIII века. (А.П. Лосенко, И.А. Акимов, Г.И. Угрюмов).

Антон Павлович Лосенко (1737-1773) – первый русский исторический живописец, значение его педагогической деятельности. Роль отечественной тематики в становлении исторической живописи второй половины XVIII века. А.П. Лосенко: «Владимир и Рогнеда» (1770).

Творчество Григория Ивановича Угрюмова (1764-1823) – новый этап в развитии исторической живописи. Педагогическая деятельность художника в воспитании русских мастеров исторической живописи. Основная тема его композиций – борьба русского народа: с кочевниками («Испытание силы Яна Усмаря», 1796-1797).

Расцвет русского живописного портрета во второй половине XVIII в.

Творчество Федора Степановича Рокотова (1735/36-1808). Национальное своеобразие его творчества, развитие интимного портрета, высокая живописная культура исполнения, тонкость психологического содержания образов. Основные произведения Рокотова: портреты Г.Г. Орлова (1762-1763), В.И. Майкова (около 1766 г.), Струйских (1772) В.Е. Новосильцевой (1780), Е.В. Санти (1785), В. Н. Суровцевой (конец 1780-х г.) и другие.

Творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Композиционное разнообразие портретов Левицкого, черты аллегоричности, полнота характеристик и конкретность портретных образов. Портреты А.Ф. Кокоринова (1769-1770), воспитанниц Смольного института (1772-1776), П.А. Демидова (1773), Д. Дидро (1773-1774), М.А. Дьяковой-Львовой (1778), отца художника (1779), Урсулы Мнишек (1782), Екатерины II – законодательницы (1783). Трезвое, объективное отношение к модели, подчеркивание типичных черт, психологизм образов, четкость пластических объемов, колористическая сдержанность.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Стремление к определенной характеристики, к верности передачи черт, поиски естественности изображения, введение в портретную структуру пейзажных мотивов, черты сентиментализма. Портреты Екатерины II (1794-1796), М. И. Лопухиной (1797), В. И. Арсеньевой (сер. 1790-х гг.), сестер Гагариных. Парадный портрет А.Б. Куракина (ок.1801). Черты классицизма в портретах начала ХIХ века (портреты Долгоруких, дамы в тюрбане), особенности композиции, трактовка пластической формы и колорита.

Становление бытового жанра в живописи и графике второй половины XVIII века.

Иван Иванович Фирсов (1733-после 1785) и его картина «Юный живописец» (середина XVIII века).

Михаил Шибанов и его жанровые композиции: «Крестьянский обед» (1774), «Празднество свадебного сговора» (1777). Социальная направленность его творчества, внимание к правдивой передаче народных обычаев, образов русских крестьян, народным костюмам. Композиционные особенности произведений.

Иван Алексеевич Ерменев (1749 (?) -после 1792). Изображения крестьян и нищих в акварелях и рисунках начала 1770-х годов. 

Самостоятельная работа: записать в тетради название основных работ, подготовить сообщения о творчестве Ф.И. Шубина, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

 

 

Исторический жанр – изображение событий прошлого. Это не всегда реалистическое изображение, порой событие преднамеренно героизируется или прославляется. Сюжеты исторической живописи весьма разнообразны: от действительно реальных событий до мифологических (в том числе религиозных).

А.П. Лосенко. «Чудесный улов рыбы» (1762). От Академии художеств А.П. Лосенко для продолжения учёбы направили в Париж (1760-1765), где он посещал мастерские Рету и Вьена, затем изучал искусство в Риме (1766-1769). Здесь он копирует Рафаэля, пишет натурщиков, изучает искусство итальянского Возрождения. В этот период художник написал картины «Чудесный улов рыбы» (1762) и «Зевс и Фетида» (1769), которые созданы на стыке барокко и классицизма. «Чудесный улов рыбы» – варьированная копия картины Ж.Жувене, 1705 из Лувра. Сюжетом послужила библейская притча о чуде Господнем на берегу моря. Композиция и колорит картины были признаны достойными, и это позволило художнику продолжить стажировку во Франции. Полотно было приобретено императрицей для Эрмитажа. Великолепно выстроенная композиция позволяет уделить внимание центральной фигуре Христа, при этом, не упустив из вида ни одной детали во второстепенных персонажах. Реализм и динамическая пластичность образов передает удивление и восторг, смешанный с некоторой опаской при лицезрении чуда. Фигура Христа отличается не только цветом одежды, где символично появление синего — божественного. Художник изобразил свечение вокруг головы. Спокойная поза и мудрый взгляд придают значительность и излучают уверенность. Поражает широкая гамма чувств на лицах людей, от недоверия до фанатичного блеска глаз. Мастеру удалось показать глубинные чувства каждого персонажа. Сети, полные рыбы, символизируют изобилие. Для того, чтобы их вытащить, приходится прилагать совместные усилия многим людям, от детей до стариков. Игра светотени высвечивает отдельные фрагменты и заставляет обратить внимание на женщину, сосредоточенно тянущую сеть. Или мальчика, который помогает по мере своих сил. Символично обозначенный фон придает картине глубину и, в то же время, не отвлекает от главного — людей, полных жизни и надежд на лучшее. Колористическая гамма картины строится на противопоставлении холодных тонов одежды и теплых оттенков кожи работающих людей. Мастеру удалось вдохнуть жизнь в библейский сюжет.

 

Полотна Антона Павловича Лосенко полны духа Просвещения, национальное прошлое впервые стало сюжетом в его исторической картине («Владимир и Рогнеда»), а герои его замечательных портретов – люди Нового времени. Актуальность и гражданский пафос произведений Лосенко, выразительность образов, прекрасное знание натуры и уверенное мастерство сделали его основоположником прогрессивного направления в русском историческом жанре конца XVIII — начала XIX в. и дали право современникам называть его «Ломоносовым русской живописи». Став директором АХ (с 1772 г.), до конца жизни Лосенко оставался на этом посту, он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс «Изъяснение краткой пропорции человека...», ставший пособием для нескольких поколений русских художников. Чрезмерная нагрузка, многочисленные обязанности, интриги в Академии подорвали здоровье художника, и он умер на 36 году жизни – в самом расцвете своего таланта…

А.П. Лосенко. «Жертвоприношение Авраама» (1765)   Значение петербургской Академии художеств в истории русского искусства чрезвычайно велико. Она была основана в 1757 году усилиями Ивана Ивановича Шувалова, просвещённого вельможи, фаворита Елизаветы Петровны. В шуваловской Академии преподавали в основном французские профессора. Первыми учениками стали молодые воспитанники Аргунова, а также дети солдат и крестьян. Антон Лосенко, пробыв в Академии всего два года, был отправлен для продолжения учебы в Париж. Там он поступил, по рекомендации, в мастерскую живописца Жоржа Рету, в творчестве которого, переплетались академические принципы с рококо. Усердный и добросовестный, Лосенко усваивает парижскую науку, занимаясь с утра до вечера. Работа молодого художника вполне соответствует уровню французской академической живописи 18 века. После успеха картины «Чудесный улов рыбы» Лосенко вернулся в Петербург в Академию. Первоначально в Академии был создан один живописный класс, но вскоре количество их увеличилось, произошла четкая специализация классов: живописный, исторический, батальный, домашних упражнений, птиц и зверей, плодов и цветов, пейзажей и другие. Лосенко начал преподавать в натурном классе. Преподавание основывалось на принципах классицизма. На первое место в живописи ставился исторический жанр, к которому относились также библейские, мифологические, легендарные сюжеты. Расцветший талант Антона Лосенко пришёлся, как раз кстати. Однако вскоре Лосенко вновь отправляется в Париж, на этот раз в мастерскую знаменитого Жозефа Мари Вьена, чьё творчество уже почти свободно от рокайльных настроений. Итогом второй поездки становится картина «Жертвоприношение Авраама». Авраам, следуя воле божьей, приносит в жертву сына Исаака, но рука ангела останавливает занесенный кинжал. Это всё ещё барочная сцена с дымовыми эффектами и ангелом, который является на облаке, подобно тому, как из театральной машины возникает на театральных подмостках божество. Обучаясь в Париже (позднее) у Ж. М. Вьена (где ему покровительствовал Д.М. Голицын), Лосенко написал программную работу «Принесение Исаака в жертву (Жертвоприношение Авраама)». За эту картину Лосенко получил большую золотую медаль от Французской Академии художеств, и продолжил совершенствоваться во Французской академии в Риме.  

 

А.П. Лосенко. «Владимир перед Рогнедой» (1770)   После возвращения в Россию Лосенко снискал известность полотном «Владимир и Рогнеда» (1770) — впервые представившим русскую древность наглядно, на принятом в то время художественном языке. Сюжет картины был утверждён советом профессоров Академии художеств. За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора. Вскоре он стал профессором, а в 1772 году – директором Академии художеств. Рогне́да – полоцкая княжна, дочь полоцкого князя Рогволода. События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, но получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына рабыни (наложницы). Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом союзе её отца Рогволода в пользу Киева, что привело бы к войне с Новгородом. Оскорблённый отказом, Владимир с войском пришёл под стены Полоцка. Рогволод потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 г. город был взят. В отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и по совету своего дяди и наставника Добрыни надругался над Рогнедой на глазах её родителей, а затем убил их. Рогнеду он принудительно взял в жёны (этот момент изображён на картине). В это же время, по преданию, она получила имя Горислава. Картина достаточно психологична: и сюжет, и композиция, и типы героев – серьёзный повод для раздумья. В центре изображено противостояние двух героев. Рогнеда в кресле одной рукой пытается оттолкнуть Владимира. Как человек гуманный и чуждый произволу, художник ищет в поступках князя Владимира причины, которые бы если не оправдали, то заставили отнестись к нему с сочувствием. Владимир в данный момент насильник и язычник, вызывает совсем другие чувства, нечто вроде сострадания. Одной рукой он держит её отталкивающую руку, а вторую руку прижимает к груди, пытаясь уверить девушку в искренности своих чувств. У каждого персонажа картины эта сцена вызывает различные чувства. Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица со смиренным и скорбным лицом. За Владимиром – наслаждается победой его дружина. С безразличием взирает на драматичность сцены служанка на переднем плане.

Кисти художника принадлежит ряд выразительных классицистических портретов, Основная отличительная черта портретов Лосенко – интерес к конкретному живому человеку, к его духовному миру. А. Лосенко создал ряд портретов деятелей русской культуры: И.И. Шувалова, А.П. Сумарокова, Я. Шуйского и др, среди которых наиболее известен портрет актера Федора Григорьевича Волкова (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель. Создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра. Мы видим на портрете молодого человека, полного радостных надежд, открытого людям и готового делиться со всеми щедростью своей души.

А.П. Лосенко. «Портрет И.И. Шувалова» (1760)

А.П. Лосенко. «Портрет А.П.Сумарокова» (1760)

Лосенко. «Портрет актёра Ф.Г. Волкова» (1763)
Иван Иванович Шувалов (1727-1797) – гос. деятель, фаворит Елизаветы, меценат, основатель Московского университета и Академии художеств.

Сумароков Александр Петрович (1717–1777) – поэт и драматург, автор трагедий, комедий, басен, лирических песен.

Ф.Г. Волкова (1729-1763) – русский актёр и театральный деятель, создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра.

А.П. Лосенко. «Портрет актёра Я.Д. Шумского»

А.П. Лосенко. «Портрет Павла I в детстве»

       

 

А.П. Лосенко. «Прощание Гектора с Андромахой», 1773 г. Холст, масло. 156,3 × 212,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Лосенко работал над полотном по заказу императрицы Екатерины II, но некоторые детали картины остались не вполне завершёнными из-за смерти художника, скончавшегося в возрасте 36 лет. Не смотря на это, особенности построения картины были взяты на вооружение его учениками и «развиты в не писанную систему композиционного мышления, оказавшую влияние на последующую историю русской исторической живописи». В течение пяти десятилетий полотно считалось в русской живописи «эталоном исторической классицистической картины».

Произведение написано в духе классицизма. Сюжет картины связан с описанным Гомером в древнегреческой эпической поэме «Илиада» эпизодом Троянской войны с греками — прощанием троянского принца Гектора (cын троянского царя Приама) с его женой Андромахой и сыном Астианаксом. Тему прощания с семьёй троянского героя художник объединяет с темой патриотического подвига и гражданского долга. Выходя на битву с греками, осаждавшими Трою, Гектор встречает у ворот города свою жену, которая держит на руках их малолетнего сына. Предчувствуя беду, Андромаха уговаривает мужа не рисковать своей жизнью. Но патриотические чувства Гектора берут верх, на мольбы Андромахи он отвечает отказом — герой считает, что обязан защищать жителей Трои и принять участие в битве. Троянский народ называл Гектора щитом своего города и почитал как бога. Гектор попытался обнять сына, но тот отпрянул от отца, испуганный страшным шлемом с гребнем. Гектор снял с головы испугавший ребёнка шлем, отдал свой щит, сопровождавшим его слугам, и обратился с мольбами к богам. Предчувствуя свою гибель, он просит богов сотворить его сына смелым воином, сокрушителем врагов, мощным правителем Трои, достойным уважения граждан, радующим сердце матери. Именно этот момент патетического обращения Гектора к богам и изобразил Лосенко на своей картине. Тему прощания троянского героя с семьёй художник объединяет с темой патриотического подвига и гражданского долга, с клятвой Гектора в верности своему народу.

Композиция картины включает в себя несколько групп людей. Центральную группу, к которой принадлежат Гектор, Андромаха с сыном и служанка, окружают две группы, составленные в основном из троянских воинов. Кроме того, справа на заднем плане есть ещё одна группа, к которой относятся коневод и вооружённая свита. В композиционном центре картины находится Гектор, который показан народным героем, исполненным самоотверженности. Произнося слова клятвы, он протянул левую руку в сторону, показывая, что он обращается ко всем троянцам. Это подчёркивает избранную художником трактовку главного героя, согласно которой он является и любящим отцом, и верным гражданином Трои. Центральное положение Гектора в композиции картины подчёркивается его развевающимся на ветру красным плащом-гиматием. Выражение лица и устремлённый вверх взгляд свидетельствуют об искренности, как его клятвы, так и переполняющих его чувств. При этом, одежда Гектора, включая его плащ, написана в живописных традициях XVIII века и более напоминает барокко, чем классический стиль, а в его внешности «гораздо больше реальной простоты, чем эпического величия». В целом здесь сказывается традиция русского классицизма, в которой, избегая чрезмерной абстрактности, автор вносил в изображения героев элементы конкретности, что делало их более понятными и близкими для зрителей. Главное содержание образа Гектора у Лосенко в том, что он «полон силы, веры в победу, высокого патриотического порыва».

Правая группа состоит из пяти фигур. К ним относятся воины в доспехах, юноша, поддерживающий щит и мальчик со шлемом Гектора (тем самым, который испугал Астианакса). Эти доспехи Ахиллеса Гектор добыл в бою, во время вылазки, убив в поединке Патрокла (друга Ахилла). Искусствоведы также отмечают большое мастерство художника, проявленное им при создании образов воинов, изображённых в левой части картины, которые тоже воспринимаются в качестве активных участников композиции. Несмотря на известную условность и театральность, свойственную исторической живописи стиля классицизма, произведение Лосенко полно драматического действия и проникнуто высоким гражданственным пафосом.

Значительную роль в композиции полотна играет архитектурный фон — Лосенко стремился как можно шире воспользоваться его возможностями и сделать его активным элементом образной выразительности картины. Следует отметить, что в XVIII веке никто не имел представления о том, как выглядели здания, стены, ворота и оборонительные укрепления Трои. Главным источником информации для художника была «Илиада», которая изобиловала поэтическими преувеличениями. На картине Лосенко архитектурный образ древнего города выглядит весьма грандиозно — «высокая стена с рядом дорических колонн, огромные, в античном духе ворота и крепостные башни на втором плане создают впечатление подлинного величия».

Искусствоведы полагают, что Лосенко использовал при работе над картиной текст «Илиады» на французском языке из собственной библиотеки. Книга была проиллюстрирована гравюрами, на одной из которых и была изображена сцена прощания Гектора и Андромахи. Также прообразом картины послужило одноимённое полотно французского художника Жана Ресту-младшего, написанное в 1727 году. Ресту был наставником Лосенко, когда тот работал в Париже во время пенсионерской поездки за границу в 1760-1762 годах. Сохранился и ряд рисунков, созданных Лосенко при подготовке к написанию картины в собрании Государственного Русского музея.

Картина «Прощание Гектора с Андромахой» находилась в музее Академии художеств, и в течение полувека считалось в русской живописи «эталоном исторической классицистической картины», после революции она перешла в Государственный музейный фонд, а в 1924 году была передана в Третьяковскую галерею, где находится и по сей день.

Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. В их глазах он был «отцом исторической жи­вописи», едва ли не создателем этого жанра, и слава его затмила славу Лосенко. «Живописец, наполненный любви Отечества, он достоин предавать бессмертию славу Российских героев», — писали о нем критики. Фигура Угрюмова, действительно, отвечала общест­венной потребности в художнике, который воплотил бы идеалы гражданственности в духе эпохи Просвещения – и на материале русской истории.

«Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне», 1785. Холст, масло. 149,5×109 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Согласно библейской родословной, Ной, происходящий по прямой линии от Адама, является родоначальником всех народов мира. Его правнук Авраам считается родоначальником еврейского народа, которому Бог обещал, что произведёт от него великий народ (евреев), благословит и возвеличит самого Авраама и через него – все народы на Земле (Иисус – потомок евреев). Даст Аврааму многочисленное потомство, которому будет отдана земля от «реки египетской» до реки Евфрата и которое будет вначале порабощено, но потом освобождено и богато. Что от него произойдут цари, и что Бог даст им землю Ханаан в вечное владение и будет им Богом. Однако его жена Сарра долго была бесплодна, и не могла дать мужу потомков. Тогда она отдала мужу свою рабыню – египтянку Агарь. Лишь в старости Сарра смогла родить Аврааму (с благоволения Бога) сына Исаака (второй из патриархов Израиля). Став наложницей Авраама, Агарь забеременела и стала презирать свою госпожу. Она родила сына Исмаила, который затем стал надсмехался над законным сыном Авраама – Исааком. Сарра потребовала изгнать служанку Агарь с сыном Исмаилом. Авраам вынужден был подчиниться воле жены (и Бога). Агарь с сыном, взяв немного воды и припасов, ушли от Авраама. По Книге Бытия, удалённый вместе с матерью в пустыню, Исмаил вырос на свободе, женился на египтянке, и от него произошло двенадцать сыновей, ставших родоначальниками мелких племён бедуинов, которые завладели пустыней, лежавшей между Ханааном и Египтом (Синайский полуостров). Потомки Измаила наполнили всю область от р. Евфрат до Красного моря. Местные арабы относят своё происхождение к Измаилу, и даже родословная Мухаммада (пророка и посланника Аллаха, которому было ниспослано священное писание ислама — Коран) восходит к нему. В арабской литературе сохранилось много легенд об Агари, в живописи сцена изгнания Агари и Измаила из дома Авраама многократно воспроизводилась художниками всех времён. На картине Угрюмова изображена сцена, когда Агарь с сыном Исмаилом заблудились в пустыне во время песчаной бури. У них кончилась вода и провизия. Видя мучения сына Исмаила, мать обратилась с молитвами к Богу. Она просила помощи, не в силах наблюдать мучения малолетнего сына. Бог присылает Ангела, который усмиряет бурю, и помогает найти источник воды в пустыне. В 1785 году за программную картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: