Диагностика основных трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе

 Младший школьный возраст является одним из самых ответственных в развитии ребёнка. Именно в этот период под влиянием педагогического воздействия происходит становление учебной деятельности, в частности, базовых учебных навыков.

Работа ведётся  в МОУ СОШ №1 по рабочей программе для 2 класса, которая разработана и адаптирована для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР) в соответствии со следующими документами:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1];

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО) [2].

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

В классе, где я проводил исследование,  2 девочки и 10 мальчиков. У 9 обучающихся полные семьи, 1 ребенок -  опекаемый и инвалид, 1 многодетная семья, 3-матери в разводе. Все дети наблюдаются у логопеда и психолога, т.к. 2 ученика – с признаками дислексии, 2 с признаками дискалькулии, 2- с признаками дисграфии. 2 – с признаками гиперопеки. У ребят класса слабая учебная мотивация. Уровень подготовки обучающихся позволил начать освоение курса обучения по всем предметам в первом классе. Но во 2 классе требует особой корректировки. Учебные трудности сопровождаются отклонениями в поведении. Многие дети очень возбудимы, импульсивны, агрессивны.

В результате работы над темой исследования, я использовал разные диагностические методики, позволяющие определить трудности в процессе обучения детей с ЗПР в начальной школе.

Из моих наблюдений за работоспособностью учеников 2 класса с ЗПР я установил, что имеет место снижение работоспособности на уроках: ученики  с ЗПР начинают включаться в работу со второй-третьей минуты начала новой деятельности на уроке. Тем самым, теряют время на восприятие новых знаний или способов действий во время объяснений учителя.

 Как отмечает учитель этого класса, нередко ученики способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к уроку пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. У некоторых учеников собственное бессилие вызывает раздражение, другие категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый учебный материал.

Согласно диагностики неустойчивости внимания, я засек по времени, что каждые 1-2 минуты такие ученики отвлекаются: то на других учеников, смотрят в окно, начинают что-либо ковырять или теребить.

Своеобразное поведение. Некоторые обучающиеся тяжело входят в рабочий режим урока: они вскакивают, ходят по классу, говорят с товарищами, выкрикивают, задают вопросы, не относящиеся к уроку, без конца переспрашивают учителя. Утомляясь, дети ведут себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, притихают, не досаждают учителю, но и не работают.

Недостаточность произвольной памяти.  Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности: вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий;

Диагностическое обследование трудностей письменной речи обучающихся 2 класса показывает уровень ниже нормы. Навык письма сформирован недостаточно, обучающие допускают много исправлений. Из-за расстройства речевой деятельности, слаборазвитого фонематического слуха у учеников преобладают логопедические ошибки. Основные ошибки показаны в таблице №1.

Таблице №.1. Основные ошибки письменной речи.

№ п/п Вид ошибки Количество учащихся

1

Лексико-грамматические ошибки  
замены гласных и согласных 8
замена слов по звуковому сходству 7
слитное написание слов 9

2

Графические ошибки:  
зеркальное письмо букв 8
3 Ошибки на правила правописания орфограмм 12

4

Пунктуационные ошибки  
знаки препинания в конце предложения 8

 Наблюдения показали, что ученики под диктовку пишут медленно, с трудом и допускают 10-12 ошибок, при списывании ошибок намного меньше, но они все же есть от 7-9.

Диагностика трудностей обучения  по литературному чтению.

Проверка техники чтения по ФГОС НОО (количество слов в минуту) проводится 2 раза в год. В таблице №2 приведены нормативы техники чтения учеников 2 класса.

Таблица №2. Нормативы по проверке техники чтения по ФГОС НОО (количество слов в минуту)

Оценка

Учебные четверти

I четверть II четверть III четверть IV четверть

Второй класс

«5» больше 45 слов больше 55 слов больше 65 слов больше 70 слов
«4» 35–45 слов 40–55 слов 50–65 слов 55–70 слов
«3» 25–34 слова 25–39 слов 35–49 слов 40–54 слова
«2» меньше 25 слов меньше 25 слов меньше 35 слов меньше 40 слов

 Во время уроков чтения, я обратил внимание, что ученики с ЗПР допускают ошибки при чтении, темп чтения увеличивается очень медленно, большинство не понимает прочитанное, при чтении не соблюдают логические ударения и паузы. Скорость чтения у учащихся ЗПР составляет 25-40 слов в минуту, делают от 3 до 8 ошибок.

Характерные ошибки при чтении: пропуск букв, слов, замена, искажение, не умеют пересказывать, чтение невыразительное. Огромное количество ошибок на замены согласных по акустико-артикуляционному сходству. Сводная ведомость результатов контрольных измерений читательской грамотности обучающихся 2 класс 2019-2020 учебный год приведена в таблице №3.

Таблица №3. Ведомость результатов контрольных измерений читательской грамотности обучающихся 

№ п/п Ученик Темп чтения Выразительность Пересказ Объем слова Количество ошибок
  Ученик №1 40 + + Целыми словами 2
  Ученик №2 23 - - Слогами 6
  Ученик №3 24 - - Слогами 3
  Ученик №4 30 - - Слогами 4
  Ученик №5 40 + + Целыми словами 2
  Ученик №6 29 - - Слогами 4
  Ученик №7 38 + - Слог + слово 4
  Ученик №8 33 + - Слог + слово 4
  Ученик №9 40 + + Целыми словами 3
  Ученик №10 35 - +_ Слог + слово 6
  Ученик №11 24 - - Слогами 7
  Ученик №12 22 -- - Слогами 8

 

Диагностика трудностей при обучении математики.

При анализе тетрадей по математике для классных и контрольных работ я обнаружил, что большинство детей затрудняются в решении задач, делают ошибки в записи краткого условия, наименовании и ответа, в выборе действия при решении задачи, ее смысла. Почти все дети выполняют устные и письменные вычисления на «+» и «-» в пределах 20 с ошибками, но многие опираются на числовой ряд и линейку. Сравнение однозначных и двузначных чисел выполняют в основном правильно.

 Изучение геометрического материала вызывает трудности: учащиеся не различают ломаную, прямую, отрезок,  неправильно выполняют построение геометрических фигур по заданным размерам. Решение уравнений вызывает затруднения, т.к. учащиеся не знают правил нахождения суммы, разности. Путают правила нахождения слагаемых, уменьшаемого и вычитаемого.

Диагностика трудностей обучения по окружающему миру показала, что у учащихся бедный словарный запас, не сформирован понятийный аппарат. При работе с рабочими тетрадями не могут понять смысл заданий, в связи с чем затрудняются в выполнении практических заданий, схематических и табличных данных, обработке информации для решения познавательных задач.

Для определения самооценки я провел диагностику по методике В. Щур

 «Лесенка» [13]. Методика предназначена для выявления системы представлений ученика о том, как он оценивает себя сам. А также предложил оценить учеников по этой методике их учителя и их родителей. Результаты диагностики представлены в таблице №4.

Таблица №4. Результаты самооценки по методике «Лесенка»

Уровни самооценки себя со стороны учителя со стороны родителей
1. 1-2 ступени – завышенная самооценка. 2   4
2. 3-4 ступени – адекватная самооценка; 6 10 8
3. 5-6 ступени – низкая самооценка; 2 1  
4. 7 ступень – очень низкая самооценка; 2 1  

Адекватную оценку себе дали 6 учеников класса, 2 показали завышенную оценку, 4 занизили самооценку. Со стороны учителя 10 учеников уверены в адекватном отношении к ним учителя, 2 считают, что учитель оценивает их негативно. Со стороны родителей 4 ученика уверены, что родители завысили бы их успехи, 8 уверены в том, что родители адекватно реагируют на них.

В целом, ученики уверены в позитивном к ним отношении взрослых. Однако 2 ученика считают. что учитель выражает по отношению к ним негативную оценку. 

При оценке мотивации к школе я использовал анкету «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой[9]. В таблице №5 показаны результаты мотивации учащихся.

Таблица №5. 5 основных уровней школьной мотивации.

Уровни школьной мотивации Кол-во уч-ся ФИ
25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. 0  
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой уровень мотивации является средней нормой. 3 Ученики 1,5,9
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. 7 Ученики 3, 4, 6, 7, 8,10, 11
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. 2 Ученики 2, 12
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. 0  

В результате обработки данных я увидел, что 3 ученика показали мотивацию, как успешно справляющиеся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

7 учеников достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

2 ученика показали значения, при которых школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Диагностика отставания в развитии мышления.

Учитель жаловался на то, что даже в интуитивно - практическом плане при возможности опереться на наглядность, на конкретные действия и элементарные мыслительные операции школьники с ЗПР не всегда могут самостоятельно решить проблему «открыть» новую для себя закономерность.

Для определения уровня умственного развития учеников была использована методика, предложенная Э. Ф. Замбицявичене[4].

Ученики работали над четырьмя субтестами, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.  

4 субтест - выявление умения обобщать.  Результаты диагностики показаны в таблице №6.

Таблица № 6. Результаты диагностики уровня умственного развития учеников по методике Э. Ф. Замбицявичене

№ п/п ФИО 1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест Общий результат Уровень развития
1 Ученик №1 5 5 5 6 20 низкий
2 Ученик №2 3 4 3 5 15 очень низкий
3 Ученик №3 5 5 4 5 19 недостаточный
4 Ученик №4 4 6 6 5 21 низкий
5 Ученик №5 5 6 7 8 26 средний
6 Ученик №6 5 5 5 5 20 низкий
7 Ученик №7 6 4 5 5 20 низкий
8 Ученик №8 5 5 5 6 21 низкий
9 Ученик №9 7 7 6 7 27 средний
10 Ученик №10 6 5 5 5 21 низкий
11 Ученик №11 5 4 5 4 18 очень низкий
12 Ученик №12 4 4 4 4 16 очень низкий
  Среднее значение по профилю 5 5 5 5,4 20 низкий
  Уровень развития, в % 50% 50% 50% 54% 50% низкий

 

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = X х 100% /40

где Х - сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с учащихся с ЗПР):

Высокий уровень  - 32 балла

Средний уровень  - 31,5-26,0 балла

Низкий уровень  - 25,5 - 20,0 балла

Недостаточный уровень  - 19,5 балла.

Очень низкий уровень – ниже 19,5

В состав первого субтеста входят задания, требующие от учеников дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения субтеста можно судить о запасе знаний в среднем значении по классу на 5 баллов.

Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего". Данные, полученные при исследовании, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности учеников выделять существенные признаки предметов или явлений, среднее значение по классу - 5 баллов.

Третий субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения ученики должны уметь установить логические связи и отношения между понятиями, среднее значение по классу 5 баллов.

Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ученик должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста), среднее значение по классу 5,4 балла.

В целом, по классу, 2 ученика показали средний уровень  умственного развития, 6 учеников – низкий, 1 ученик недостаточный уровень умственного развития, 3 ученика очень низкий уровень развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: