1) Выступление по одному участнику от каждой группы с презентацией основного тезиса выбранного текста (5-7 минут).
2) Последовательно каждой группе предъявляются контраргументы в виде вопросов или комментариев (не более 3 минут на каждый контраргумент), на каждый из которых после краткого совещания (1-2 минуты) представитель группы, выбираемый преподавателем, должен представить ответ (не более 5 минут).
3) После совещания представитель каждой группы произносит заключительную речь о том, какая позиция с точки зрения группы оказалась наиболее убедительной по разбираемому вопросу (не более 5 минут).
Примерный перечень тем дебатов:
Философия и софистика
Рационализм и эмпиризм
Трансцендентализм и диалектика
Государство и общество
Народ и множество
Проблема справедливости
Проблема Другого: экзистенциализм и психоанализ
Герменевтика и деконструкция
Онтология и логический анализ языка
Статус современной науки
Сознание и мозг
Медиа как внешние расширения человека vs. Медиа внутри нас
|
|
Человеческая и постчеловеческая телесность
Автономия мышления / Мышление тела
Итоговая тема дебатов выбирается в зависимости от интересов и уровня подготовки студентов.
Требования к выступлениям на дебатах
Требования | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов |
1. Точность изложения материала | 2 | 4 |
2. Полнота раскрытия проблемы | 2 | 3 |
3. Логичность и связность изложения | 2 | 4 |
4. Грамотность речи | 1 | 2 |
5. Привлечение дополнительной литературы по теме | 1 | 2 |
Итого: | 8 | 15 |
Работа студентов, не имевших возможности выступить в процессе дебатов, оценивается по среднему баллу группы: в данном типе аттестации играет роль не только индивидуальная, но и коллективная подготовка, умение как самостоятельно проработать и понять текст, так и умение объяснить свое прочтение группе. За счет того, что на втором этапе проведения дебатов преподаватель самостоятельно и в произвольном порядке назначает отвечающих, к проведению данной аттестационной процедуры должны быть равно подготовлены все участники дебатов. Соответственно, в результате оценивается качество подготовки к заданию группы в целом.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ПОИСК АРГУМЕНТА»
Не позднее, чем за две недели до даты сдачи задания преподаватель практических занятий сообщает студентам перечень из 5 оригинальных философских текстов или отрывков из оригинальных философских текстов объемом не более 1 п.л. каждый. Преподаватель самостоятельно распределяет 5 вариантов задания в каждой группе, составляя перечень, определяющий, кто из студентов с каким текстом работает. Всего – 5 вариантов на группу.
|
|
Перечень текстов определяется преподавателем практических занятий самостоятельно на основе предварительной общей оценки работы группы, степени успешности освоения обучающимися приемов критического мышления, приемов аргументации.
Выполнение задания «Поиск аргумента» заключается в следующем:
– студент самостоятельно анализирует содержание текста, предложенного ему для выполнения задания;
– выделяет в тексте ведущую мысль автора, утверждаемый им главный тезис, четко формулирует данный тезис в одном-трех предложениях;
– обосновывает свой выбор тезиса;
– выделяет в тексте аргументы и/или стилистические приемы, используемые автором для подтверждения главного тезиса, перечисляет их в тексте своей работы. Обязательно использование ссылок на анализируемый текст, небольших цитат (избыточное использование цитирование, использование больших цитируемых отрывков не приветствуется);
– оценивает значимость, убедительность данных аргументов, демонстрирует их несостоятельность в случае, если, с точки зрения студента, данные аргументы являются слабыми, а главный тезис текста остается не подтвержденным.
Объем текста выполненного задания – 1-3 страницы (шрифт Times New Roman, интервал 1,5, кегль 12). Текст сдается студентом в электронном виде в обозначенную преподавателем дату.
Выполненное в срок задание оценивается в диапазоне от 11 до 17 баллов. В случае сдачи задания не в установленный срок, максимальное количество баллов за выполнение задания составляет не более 14 баллов.
Критерии оценивания домашнего задания | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов |
1. Правильность выделения главного тезиса текста, аргументированность данного выбора студентом | 3 | 5 |
2. Правильность определения основных аргументов автора в поддержку главного тезиса и адекватность их оценки | 2 | 4 |
3. Четкость и ясность изложения студентом своих мыслей | 2 | 3 |
4. Наличие цитат и ссылок на текст, предложенный студенту в работу. | 2 | 2 |
5. Оригинальность, самостоятельность выполнения задания студентом | 2 | 3 |
Итого: | 11 | 17 |
Задание «Поиск аргумента» считается невыполненным:
1. Если представленная к оценке работа студента не соответствует основным критериям оценки домашнего задания: в ней отсутствует четкая формулировка главного тезиса и поддерживающих его аргументов, аргумент определен неверно.
2. Если студент работал не с тем текстом, который был определен для него преподавателем.
3. Если представленная к оценке работа не является самостоятельной (при устной беседе по работе студент не может ответить на вопросы преподавателя, демонстрируя тем самым, что он не знаком с содержанием теста, предложенного ему для анализа, или же работа демонстрирует признаки плагиата).
4. Если представленная к оценке работа идентична работе другого студента, работавшего с тем же текстом (в данном случае выполнение задания не засчитывается всем авторам идентичных работ).
РУБЕЖНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ТЕСТ
Тестирование проводится в течение курса два раза – на 5 и на 8 по счету семинарах.
Форма проведения: письменный тест, в котором студент должен распознать автора цитаты; все цитаты для теста берутся из текстов, обсуждаемых на практических занятиях.
Время, отводимое на выполнение: 20 минут.
Количество заданий в каждом варианте: 5 заданий.
Минимальное количество правильных ответов для прохождения тестирования: 3 из 5.
Требования к представлению результатов: студент должен написать фамилию автора напротив цитаты.
Пример теста:
1) «Пока в государствах не будут властвовать философы либо так называемые нынешние владыки не начнут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол» (правильн. ответ – «Платон» (Государство, 2015, 198)).
|
|
2) «Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит тому, что существует по природе и что человек по своей природе есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, либо недоразвитое в нравственном отношении существо, либо сверхчеловек» (правильн. ответ – «Аристотель» (Политика, 1983, т.4, стр. 378)).
3) «Таким образом, после более тщательного взвешивания всех «за» и «против» я должен в конце концов выдвинуть следующую посылку: всякий раз, когда я произношу слова Я есмь, я существую или воспринимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным» (правильн. ответ – «Декарт» (Размышление о первой философии…, 1994, стр. 21-22)).
4) «Теперь мы переходим к третьей и всецело абсолютной форме верховной власти, которую мы называем демократической. Ее отличие от аристократической состоит, как мы сказали, главным образом в том, что в последней от одной только воли и свободного выбора совета зависит кого сделать патрицием; так что никто не имеет место при той форме верховной власти, которую мы описываем» (правильн. ответ – «Спиноза» (Политический трактат, 1957, стр. 380)).
5) «То, что истинное действительно только как система, или то, что субстанция по существу есть субъект, выражено в представлении, которое провозглашает абсолютное духом, — самое возвышенное понятие, и притом понятие, которое принадлежит новому времени и его религии» (правильн. ответ – «Гегель» (Феноменология духа, 2000, стр. 18)).
Требования | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов |
За каждый правильный ответ студент получает два балла, всего 5 заданий | 6 | 10 |