Во время эксплуатации автомобиля его передняя и задняя подвески подвергаются серьезным нагрузкам, а потому нуждаются в периодическом обслуживании. Наибольшее внимание необходимо уделять резьбовым соединениям, так как гайки многих элементов крепления из - за вибраций и постоянных перемещений склонны к ослаблению.
В первую очередь проверяются и подтягиваются гайки стремянок, крепления компонентов стабилизатора поперечной устойчивости, амортизатора и кронштейнов крепления подвесок к раме. Нужно обратить внимание, что гайки закручиваются с определенным усилием, которое зависит от типа подвески и модели автомобиля.
Также необходимо уделять внимание рессорам, которые в подвесках подвергаются значительному износу - пластины скользят друг относительно друга, а поэтому их опорные и боковые части стираются. Для предотвращения этого эффекта на рессоры наплавлен небольшой (2 - 4 мм) слой твердого сплава, который, однако, со временем все же изнашивается - в этом случае производится его повторная наплавка.
|
|
Значительному износу подвергаются коренные рессоры в местах их контакта с опорой. Если износ в этом месте достигает 10 мм, то две коренные пластины просто переворачиваются на 180 градусов. После повторного износа коренные пластины или рессоры в сборе подлежат замене (для КамАЗа).
Необходимо обратить внимание, что при сборке пакета рессор трущиеся поверхности пластин, а также пальцы и ушки кронштейнов крепления рессор смазываются специальной графитной смазкой.
Наиболее сложный элемент подвески КамАЗа - гидравлический амортизатор - нуждается в периодическом обслуживании, которое заключается в замене масла (не реже раза в год). В случае неисправности амортизатора в большинстве случаев его проще и дешевле не ремонтировать, а заменить новым.
Вопросы для самопроверки:
1. Объясните назначение подвески автомобиля;
2. Назовите типы подвесок;
3. Объясните общее устройство подвески;
4. Объясните понятия подрессоренной и неподрессоренной массы автомобиля;
5. Объясните устройство подвески автомобилей КамАЗ;
6. Объясните устройство рессорнопневматической подвеки автобусов.
7. Объясните устройство подвески автомобилей семейства «ГАЗель».
Литература:
1. Тур Е.Я. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1990.
2. Михайловский Е.В. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1985.
3. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. – М.: Транспорт, 1989.
4. Пехальский А.П. Устройство автомобилей. – М.: «Академия», 2005.
Лекция
Амортизаторы и стабилизаторы. Назначение, типы, устройство и принцип работы
|
|
(2 часа)
План лекции
1. Назначение и типы амортизаторов, используемых в изучаемых автомобилях.
2. Устройство и работа гидравлического и гидропневматического (газо - масляного) телескопического двухтрубного амортизатора двухстороннего действия.
3. Устройство и работа однотрубного телескопического гидропневматического (газового) амортизатора двухстороннего действия.
4. Устройство и работа однотрубного телескопического гидропневматического амортизатора двухстороннего действия стойки McPherson.
5. Сравнительная характеристика однотрубного и двухтрубного амортизаторов.
6. Устройство и работа стабилизатора поперечной устойчивости.
Назначение и типы амортизаторов, используемых в изучаемых автомобилях.
Амортизатор подвески уменьшает колебания подрессоренных и неподрессоренных частей автомобиля, возникающих при движении по неровностям дороги, и приводит к их затуханию.
В подвесках автомобилей наиболее широкое распространение получили:
- гидравлические телескопические двухтрубные амортизаторы двухстороннего действия;
- гидропневматические (газо - масляные) телескопические двухтрубные амортизаторы двухстороннего действия;
- а также однотрубные телескопические гидропневматические (газовые) амортизаторы двухстороннего действия.
Конструкции их достаточно однотипны и различаются в основном размерами, особенностями устройства клапанов и уплотнений.
Амортизатор превращает механическую энергию колебаний в тепловую энергию с последующим ее рассеиванием в окружающую среду за счет внутреннего трения жидкости.
Следует отметить, что колебания кузова автомобиля частично гасятся за счет внутреннего трения в упругих элементах (рессоры) и направляющих элементах. Но трение в элементах подвески увеличивает их износ, повышает шумность работы и ухудшает плавность хода, так как значительные по величине силы трения увеличивают не только жёсткость подвески, но и блокируют ее, вызывая тряску. Поэтому при создании подвесок стремятся силы трения в упругих элементах и направляющих устройствах снижать насколько это возможно.