При кинематическом анализе механизмов решают две основные задачи:
Определение положений звеньев и траекторий точек;
Определение линейных и угловых скоростей и ускорений.
Из анализа положений звеньев и траекторий их точек можно определить правильность действия механизма и соответствие траекторий точек рабочего органа технологическому процессу, а также найти пространство, требуемое для размещения механизма.
Скорости (линейные и угловые) используют для определения кинетической энергии механизма при решении в последующем задач динамики и для оценки условий, при которых происходит рабочий процесс в машине.
По значениям ускорений (линейных и угловых) находят инерционные нагрузки на звенья.
Кинематические характеристики необходимы инженеру для оценки работоспособности механизмов не только на стадии проектирования, но и в эксплуатации.
Для определения кинематических параметров механизма используют аналитические, графические и экспериментальные методы.
Кинетический анализ проводят при обязательном задании кинематической схемы механизма, которая в отличие от структурной схемы содержит размеры звеньев и задании закона движения входного звена.
Кинематическая схема вычерчивается с учетом масштабного коэффициента.
Масштабным коэффициентом называется отношение какой-либо линейной или физической величины к отрезку, его изображающему на чертеже:
где: масштабный коэффициент длины звеньев;
масштабный коэффициент линейных скоростей точек;
масштабный коэффициент линейных ускорений точек.
Пример составления кинематической схемы механизма дан на рис.1
Истинная длина звена – м
= Чертежная длина звена мм
Задав чертежную длину звена , разбивают цикл вращения входного звена на равные части (через ) и, согласно его положениям, с помощью засечек строят положения остальных звеньев, предварительно определив чертежные длины этих звеньев
и т.д.
Рис.1
1.Построение плана скоростей и ускорений.
Планом скоростей (или ускорений) механизма называют чертеж, на котором изображены в виде отрезков векторы, равные по модулю и по направлению скоростям (или ускорениям) различных точек звеньев механизма в данный момент. Все абсолютные скорости (или ускорения) выходят из одной точки, называемой полюсом плана скоростей (или ускорений).
В качестве примера построения планов скоростей и ускорений предлагается механизм, кинематическая схема которого приведена на рис.2.
Рис.2 План скоростей.
Построение плана ведут в следующей последовательности:
1.входное звено вращается с заданной угловой скоростью .
Определяется м/c; и направлена в сторону вращения звена . Из полюса Р (рис.3)откладывают вектор представленный отрезком Ра произвольной длины в мм.
Рис.3
2. Определяют плана скоростей:
3. Строят скорость по векторному уравнению
соблюдая правило сложения векторов,
где - скорость т. В,выходит из полюса Р параллельно оси Х;
- скорость. А (на плане это Ра);
- скорость вращения т.В относительно т.А, направлена по линии, звену АВ.
Точку В на плане скоростей получают на пересечении линий и .
Величину скорости т. В определяют как
4. Скорость строят, пользуясь правилом подобия, а именно, соблюдая пропорцию где АВ и АС- размеры на схеме механизма (рис.2) ab и ac размеры на плане скоростей (рис.3)
мм
Величину скорости Vc определяют как Vc=мV ра м/c.
5. Скорость строят по векторному уравнению
соблюдая правило сложения векторов,
где - скорость т.Д выходит из полюса р звену ;
- скорость т.С (на плане это рс);
- скорость вращения т.Д относительно т.С, направлена по линии звену ДС.
Точку d на плане скоростей получают на пересечении линий и ;
6. Построив план скоростей, определяют угловые скорости звеньев
Направления этих угловых скоростей определяют в соответствии с направлением относительных скоростей для звена 2, для звена 4, для звена 5. Для чего векторы относительных скоростей переносят с плана скоростей в соответствующие точки звеньев механизма (рис.2).
План ускорений.
Построение плана скоростей ведут в той же последовательности, что и план скоростей.
1.Определяют
так как ( =const по условию). Итак, и направлено параллельно звену из точки А в точку . Из полюса П (рис.4)откладывают вектор , представленный отрезком Па произвольной длины в мм.
2. Определяют плана ускорений:
3.ускорение строят по векторному уравнению
где - ускорение т.В, выходит из полюса П параллельно оси Х;
- ускорение т.А (на полюсе это Па);
-нормальное ускорение т.В относительно т.А, направлено параллельно звену АВ от точки В к точке А, величина . На плане ускорений откладывают отрезком :
где - тангенциальное ускорение т.В относительно т.А направлено по линии, перпендикулярной звену АВ.
Рис.4
Точку в на плане ускорений получают на пересечении линий и .
Определяют величины
4.Ускорение строят, пользуясь правилом подобия, а именно, соблюдая пропорцию где АВ и ВС - размеры на схеме механизма (рис.2), и - размеры на плане ускорений (рис.4)
Величину определяют как
5.Ускорение строят по двум векторным уравнениям:
По правилу сложения векторов строят первое векторное уравнение: к вектору (на плане ускорений - это Пс) прибавляют вектор ,направленный параллельно звену ДС от точки Д к точке С.Величина на плане ускорений откладывают отрезок сn2’
Через точку n2 проводят линию звену СД.
Затем строят второе векторное уравнение: из полюса П, так как ,откладывают вектор ,направленный параллельно звену ДО5 от точки Д к точке О5.Величина на плане это ускорение откладывают отрезком
Через точку n3 проводят линию звену ДО5.
Точку d на плане ускорений получают на пересечении линий и .
Определяют величины
6.Построив план ускорений, определяют условные ускорения звеньев:
Для определения направления этих угловых ускорений переносят векторы тангенциальных ускорений с плана ускорений в соответствующие точки звеньев механизма (рис.4):
в т.В, в т.Д, в т.Д.
Направление тангенциального ускорения точки в относительном движении дает направление .