Наглядное представление о законе движения интересующего нас звена или точки механизма дают так называемые кинематические диаграммы, т. е. зависимости пути скорости и ускорения от времени s = f (t), v = f (t), а = f (t), построенные графически. Эти диаграммы могут быть построены после кинематического исследования механизма для ряда достаточно близких положений механизма, соответствующих одному кинематическому циклу, т. е. одному обороту ведущего звена.
Рассмотрим построение диаграммы s = f (t) для ползуна (точки В) кривошипно-ползунного механизма (рис. 2.21,а).
Рис. 2.21. К построению кинематических диаграмм для ползуна кривошипно-ползунного механизма
Строим 12 положений механизма, соответствующих 12 равноотстоящим положениям кривошипа ОА, и отмечаем 12 положений точки В (можно строить и больше положений, например 24). Проводим оси координат s и φ (рис. 2.21,б). На оси φ откладываем 12 равновеликих отрезков 0-1, 1-2, 2-3 и т. д., соответствующих углу поворота кривошипа на 1/12 часть оборота (30˚). Через точки 1, 2, 3 и т. д. проводим ординаты и откладываем на них отрезки 1-1', 2-2', 3-3' и т. д., равные координатам точки В – sB в соответствующих положениях, отсчитываемых от правого крайнего положения точки В.
Соединяя точки 0, 1', 2', 3';..., 12 плавной кривой, получим диаграмму sB = f(φ).
При равномерном вращении кривошипа угол его поворота φ пропорционален времени. Поэтому полученная диаграмма sB = f (φ) является одновременно диаграммой зависимости перемещения ползуна от времени sB = f(t). Разница будет лишь в масштабах по
оси абсцисс..
Масштаб пути μs равен масштабу планов механизма μt, так как отрезки, изображающие путь, перенесены на диаграмму без изменения размеров. Масштаб углов φ диаграммы sB = f(φ) равен
где - отрезок (мм) по оси φ, изображающий полный оборот кривошипа (2π).
Масштаб времени t диаграммы sB = f(t) равен
где T- период одного оборота кривошипа, который легко определяется по формуле
или ,
где n – число оборотов кривошипа в минуту.
Построение кривых vB=f(t) и aB =f(t) можно производить двумя способами: по планам скоростей и ускорений и способом графического дифференцирования.
Графическое дифференцирование
Известно, что скорость является производной пути по времени
.
Поэтому. если задана диаграмма пути s = f(t), то методом графического дифференцирования можно определить cкорость в любом положении.
На рис. 2.23 представлена диаграмма пути s = f (t). Определим скорость v в положении 1:
где dy.- элементарный отрезок (мм), изображающий в масштабе μs элементарное перемещение ds;
dx - элементарный отрезок (мм). изображающий в масштабе μt элементарное время dt
Отношение , как это известно из математики, есть тангенс угла наклона касательной к оси абсцисс. Обозначив этот угол через , получим
Тогда
Таким образом, скорость в рассматриваемый момент времени пропорциональна тангенсу угла между касательной к кривой s - f(t) в соответствующей точке и осью t.
Формула 2.19 является основной формулой при графическом дифференцировании.
Имеется несколько методов графического дифференцирования. Рассмотрим два из них: метол касательных и метод хорд.
Метод хорд
Метод хорд заключается в следующем. Разбиваем кривую на ряд участков (участки могут быть неравными) и заменяем на этих участках кривые хордами (рис. 2. 25,а), т. е. неравномерное движение на каждом участке приближенно заменяем движением равномерным с постоянной скоростью, равной действительной средней скорости
на данном участке.
На оси t будущей диаграммы v = f(t) влево от начала координат на произвольном расстоянии Н выбираем точку О' (рис. 2.25,6). Из этой точки проводим лучи О'-1", О'-2",О'-3" и т. д., параллельные соответствующим хордам О-1', 1' -2', 2'-3' и т. д. Эти лучи отсекают на оси v отрезки О-1”, О-2', О-3" и т. д., пропорциональные средним скоростям на соответствующих участках. Откладывая равные этим отрезкам ординаты zi на соответствующих участках, получим ступенчатую линию 1"1"'2"'2"'3"'3'" и т. д. графика скорости. Истинный график скорости легко получить, проведя плавную кривую через уступы ступенчатого графика таким образом, чтобы площади заштрихованных площадок, расположенных с обеих сторон кривой на каждом участке, были одинаковы.
.
Рис. 2.25. Графическое дифференцирование по методу хорд.
При проведений кривой v = f(t) с достаточной для практики точностью можно принять, что она проходит через середины уступов 1"-1"', 2"'-2''', 3'''-3'" и т. д. Это облегчает построение кривой. Следует отметить, что при проведении хорд на графике s = f(t) нужно, чтобы эти хорды были достаточно близки к кривой. Если этого не получается, то участок следует разбить на более мелкие части. Например, на участке 1-2 (рис. 2.26) хорда аb далека от кривой, поэтому участок нужно разбить на два меньших участка (1-1' и, 1'-2) и на
них к кривой провести две новые хорды ac и cb
Определим масштаб скорости
откуда масштаб равен
т. е. он определяется точно по такой же формуле, как и при дифференцировании по методу касательных.