Межпредметная связь физической культуры

На уроках

 физическая культура?»

 

Работу выполнила:

Самсонова Елена

 ученица 10 а класса

Руководители:

Морозова Тамара Владимировна

учитель физической культуры

Консультант:

Новожилова Лидия Александровна

учитель физики

 

 

Нижний Новгород

2020 г.


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

 

1. Введение…………………………………………………………………………. 3 - 4

 

2. Основная часть……………………………………………………………………4 - 6 2.1 Движение тела под действием силы тяжести……………………………4 - 5

 

2.2 Давление на опору………………………………………………………... 5

 

2.3 Давление газа…………………………………………………………….. 5

 

2.4 Инерция…………………………………………………………………….5 - 6

 

2.5 Практическая работа…………………………………………………….. 6

 

3. Заключение……………………………………………………………………… 6

 

4. Список источников по литературе……………………………………………. 7

 

5. Приложение………………………………………………………………………7 -10


 

 



Введение

 

«Как прекрасно почувствовать единство целого комплекса явлений, которые при непосредственном восприятии казались разрозненными»

 

Эйнштейн.

 

Объект исследования:

 

Законы физики в предмете физическая культура.

 

Методы исследования :

 

ü теоретические методы систематизации теоретического материала, исследовательские методы, обобщение накопленного материала, изучение и анализ научной и публицистической литературы по проблеме исследования;

ü экспериментальные методы;

ü фиксирование результатов исследования, эксперимент;

ü обработки результатов исследования, табличная и графическая интерпретация данных, математические расчеты с использованием физических формул.

 

Проблема исследования.

 

Где проявляются законы физики на уроках физическая культура?

 

Гипотеза исследования.

 

Законы физики присутствуют, и их знание помогает улучшить результаты на уроках физической культуры.

 

Цель работы:

 

Выяснить, существует ли связь между предметами.

 

Задачи:

 

ü Увидеть законы физики в предмете физическая культура;

ü Выявить связь между предметами;

ü Показать учащимся, как знание законов физики помогает добиться успехов в физических упражнениях;

ü  Формирование исследовательских навыков;

ü  Повышение мотивации к обучению.

 

 


В словах «физика» и «физкультура» есть одинаковые корни. На первый взгляд, что общего между спортом и наукой? Однако, если хорошо подумать, мы поймем - спорт без физики бессилен. Ведь чтобы правильно бегать, высоко и далеко прыгать, хорошо метать,

 

научиться плавать, нужно ли знать и использовать законы физики. Проблема исследования. Где проявляются законы физики на уроках физическая культура?

 

На первый взгляд, физкультура не самый подходящий предмет для постановки научных проблем. Однако мы знаем, что люди, и в первую очередь учёные, издревле ценили физические упражнения, спорт как основу "соразмерности, красоты и здоровья" и не только не отделяли её от науки, но и находили в них точки соприкосновения.

Реформирование системы образования требует нового подхода к его организации и содержанию, главная идея которого заключается в том, чтобы интегрировать учебный материал, устанавливать межпредметные связи. Интеграция разных образовательных областей знания стирает границы между предметами, позволяет рассматривать связи, восстанавливающие единство и целостность изучаемого мира. Одним из проявлений интеграции можно рассматривать предлагаемый мною материал по связи физики и физической культуры. Значительная часть молодежи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, у нее не формируется потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Уровень физической подготовленности учащихся не соответствует современным требованиям к развитию личности, к эффективной производственной деятельности и службе в армии. И, как следствие, у школьников наметилась тенденция снижения интереса к физкультурнооздоровительной деятельности. Одним из способов повышения уровня познавательного интереса школьников и осуществления межпредметных связей физики и физической культуры.


Межпредметная связь физической культуры

Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов. Использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями. Таким образом, межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную.

Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Обучая учащихся прыжкам в высоту с разбега, помимо основных знаний по предмету (значение прыжков в жизни человека, основные способы преодоления высоких препятствий, способы развития скоростно-силовых качеств и другие) опираемся на законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия. Помимо того, что эти знания дополняет теорию физической культуры, они способствуют расширению кругозора учащихся.

Применяя на практике межпредметные связи, убеждаешься, что это является востребованной необходимостью, так как предмет "физическая культура" имеет многоаспектные связи с другими предметами. Основная идея применения межпредметных заданий связана с использованием знаний и умений различных учебных дисциплин при изучении конкретного учебного элемента (понятия). Актуальность использования межпредметных связей объясняется необходимостью разносторонней оценки явлений, формирования целостного представления учащихся об окружающем мире; потребностью в специалистах широкого профиля, умеющих ориентироваться в разнообразных ситуациях; престижностью определенных учебных предметов и необходимостью формирования базового ядра знаний; перегруженностью существующих базовых программ. Итак, решение меж предметных заданий позволяет включить ученика в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами учебного материала и умениями по разным учебным предметам.

Основная часть

Основные виды физического воспитания на уроках физической культуры следующие:

Ø Гимнастика. В нее входит изучение строевых, общеразвивающих, акробатических упражнений, упражнений на гимнастических снарядах.

Ø Легкая атлетика. В нее входят разновидности бега, прыжков, метаний.

Ø Спортивные игры включают в себя занятия по баскетболу, волейболу, футболу, ручному мячу.

Ø Лыжная подготовка предусматривает изучение различных способов передвижения на лыжах и развитие физических качеств.

 

В физике много явлений, наиболее проявляющиеся в физической культуре – это механические явления. Мы попробовали рассмотреть некоторые из них, которые сейчас вам и представим.

 

 

Лёгкая атлетика

2.1. Движение тела под действием силы тяжести.

Сила тяжести - это та сила, которая действует абсолютно на каждое тело, находящееся на поверхности или вблизи нашей планеты.

 

При метании мяча важным моментом оказывается угол полета по отношению к горизонту. Знания элементарной геометрии и законов физики позволяют утверждать, что максимальная дальность достигается при угле вылета в 45° (рисунок 1). Практически добиться такой точности не представляется возможным. Надо отметить, что метание мяча на дальность не зависит от роста и длины конечностей спортсмена. На первый взгляд кажется, что чем выше легкоатлет, и чем длиннее у него руки, тем дальше полетит мяч или граната. На практике же мы сталкиваемся с тем, что рост влияет только на высоту точки вылета, но при правильном броске эта характеристика существенно не повлияет на конечный результат.

Мы решили проверить, действительно ли максимальная дальность достигается при угле бросания в 45°. Испытуемые ученики 3-4 классов, выполняли метание мяча под разным углом (приблизительно 90°, 0°, 45°). Из гистограммы № 1 видно, что максимальная дальность достигается при угле 45°.

Вывод: На основе этого исследования мы подтвердили, что максимальная дальность броска достигается при угле бросания в 45°.

Физика бега.

Одно из важнейших мест в физическом воспитании учащихся в школе принадлежит бегу.

- Что важно в спринтерском беге? (Стартовый разгон.)

Низкий старт позволяет придать бегуну необходимое ускорение, разогнаться на первых метрах до предельно возможной скорости. Главное - правильно и энергично оттолкнуться под острым углом к беговой дорожке и максимально быстро выполнять движения руками и ногами при выходе со старта.

Стартовый разгон - это участок дистанции, на котором происходит нарастание скорости бега от нуля до максимальной. Во время стартового разгона бегун движется ускоренно. В это время по второму закону Ньютона на него действует сила прямо пропорциональная ускорению и массе тела. Эта сила мешает бегуну набрать наибольшую скорость.

- Как преодолевает эту силу бегун?

Чтобы преодолеть эту силу бегун наклоняет тело вперед. Выводит центр тяжести тела за площадь опоры и облегчает продвижение вперед, происходит наибольшее увеличение скорости.

Вывод:

В беге на короткие дистанции добиваются успеха ученики, которые владеют:

  • Хорошей координацией и высокими скоростными способностями;
  • Хорошо владеют техникой бега.

 

Инерция.

Инерция – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. Это явление необходимо учитывать при прыжках. При разбеге у человека уже есть скорость, а при прыжке с места скорости нет. Прыжок с разбега увеличивается. Мы провели исследование. Испытуемые ученики 3-4 классов, выполняли прыжок с места, с одного, с двух, трёх шагов разбега. Гистограмма № 4 показывает, что лучший результат достигается при трех шагах разбега. Таким образом, мы убедились, что явление инерции помогает при прыжке с разбег, поэтому для хорошего результата, нужен хороший разбег.

Гимнастика

2.2. Законы физики, применяемые при различных физических упражнениях в спортивном зале (бревно, брусья, кольца, гимнастика на ковре). В основе техники гимнастических упражнений лежат законы механики. I закон Ньютона. Существуют такие системы отсчета, относительно которых тело движется равномерно и прямолинейно, если геометрическая сумма сил, действующих на тело, равна нулю. N Е Fi=0, а=0, v - const, или v = 0 i=1

II закон Ньютона (закон силы). Ускорение, вызванное силой, прямо пропорционально этой силе и обратно пропорционально массе тела.

а = F, если действует несколько сил, где m - масса тела, а - ускорение тела, m

или a =∑ F ∑F - геометрическая сумма сил, действующих на это тело.m.

III закон Ньютона (закон «действия противодействия»). Два тела действуют друг

на друга силами, равными по модулю, противоположными по направлению, вдоль линии, соединяющей их центры масс.

F12= - F21

В гимнастике все многообразие упражнений принято разделить на две большие группы: статические и динамические упражнения.

Статика - наука о равновесии (покое). Динамика - наука о движении под действием сил.

Статическими называются такие упражнения (позы), при выполнении которых сумма моментов сил, действующих на тело гимнаста, равна нулю. Скорость и ускорение при этом равны нулю. Статическими упражнениями, являются висы, стойки, различные позы, равновесия.

Опираясь на законы Ньютона, законы механики, можно точно рассчитать все параметры, необходимые для технически точного выполнения сколь угодно сложного упражнения.

Спортивные игры

2.3. В соответствии с законом идеального газа давление содержащихся объемов газа изменяется с температурой. Этот основной физический закон имеет серьезные реальные последствия для отскока в игре в баскетбол. Когда температура воздуха вокруг баскетбольного мяча увеличивается, давление внутри мяча увеличивается. Когда температура воздуха снижается, давление в мяче понижается.

На уроках физической культуры мы заметили, что баскетбольный мяч во время ведения отскакивает с разной высотой, особенно когда становиться прохладно, решили эту версию проверить. Провели исследование, мяч отпускали с высоты 1,5 м, он отскакивал, с помощью строительного метра, мы замеряли высоту первого отскока, меняли температурный режим. Мяч выносили в коридор, на улицу. Увидели, что с понижением температуры, высота отскока уменьшалась. Это связано с тем, что температура воздуха внутри мяча понижается, поэтому скорость молекул уменьшается, что приводит к уменьшению числа соударений их со стенками мяча, тем самым давление в мяче уменьшается.

 

Вывод: В помещение, где выполняются спортивные, силовые и аэробные тренировки, проводятся соревнования с мячом, температура не должна быть ниже 16-18°С.

 

Лыжная подготовка

 

2.4. Давление на опору.

 

Всё зависит от площади опоры. Человек во время ходьбы опирается на обувь, и вся его тяжесть вдавливает в снег узкие подошвы. А лыжник надавливает на большую, длинную лыжу. Его тяжесть распределяется на снег по всей поверхности лыжи. Потому снег и выдерживает тяжесть лыжника. Если подсчитать, с какой силой давят на снег пешеход и лыжник, то окажется, что первый давит на снег сильнее второго.

 

Что бы подтвердить зависимость глубины погружения в снег от площади опоры мы провели исследование, взяли лыжи одинаковой ширины, но разной длинны. Испытуемыми стали учащиеся нашей школы, разной весовой категории. Из гистограммы № 2 следует, что с увеличением длины лыж, а следовательно и площади опоры уменьшается давление на опору. А из гистограммы № 3 можно сделать вывод, чем больше площадь опоры тем, тем меньше испытуемый проваливается в снег на лыжах.

Таким образом, из этого следует вывод: для того, чтобы меньше проваливаться в снег, нужно выбирать лыжи с большей площадью, но при этом учитывая массу тела.

 

 

ГТО

2.5. Вы знаете, что физика – наука экспериментальная. А в ходе эксперимента физикам приходится производить измерения. Производят измерения и во время спортивных соревнований, тестов, зачетов иначе как сравнить вырос результат или нет?

Результаты практической работы:

Скакалка – очень доступный и полезный гимнастический «снаряд». Применяют скакалку не только на уроках гимнастики, но, практически на всех уроках, т.к. она является отличным тренажером, развивающим все двигательные качества.

Упражнения со скакалкой состоят из динамических маховых движений с чередующимися напряжениями и расслаблениями различных мышечных групп.

Разнообразные комбинации движений ног и туловища усложняются прыжками через вращающуюся скакалку. Прыжки со скакалкой состоят из подготовки, толчка, полета и приземления. Подготовка к прыжку. Перед толчком необходимо слегка согнуть ноги. В этом положении мышцы передней поверхности бедра и задней поверхности голени растянуты, благодаря чему в момент отталкивания создаются наиболее выгодные условия для последующего сокращения всех разгибателей и выполнения толчка.

Движение руками со скакалкой начинается уже в момент подготовки к толчку. Скакалке придается вращение; при запоздалом начале движения перепрыгнуть через скакалку невозможно.

Исследовались девушки 10-11 классов. Учащиеся в течении 1 мин. выполняли прыжки на скакалке, за 1 минуту, с разной частотой вращения.

Период и частота

Период вращения T - это время, за которое тело совершает один оборот.

Частота вращение - это количество оборотов за одну секунду.

Частота и период взаимосвязаны соотношением

По итогам тестирования, можно предположить, что высокий результат зависит от частоты вращение скакалки и периода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждый из нас знает, какое важное место занимает в жизни человека физическая культура. На пути к хорошему результату стоят преграды тех или иных физических явлений и закономерностей.

 

Физика помогает достичь высоких результатов, а так же она облегчает физические нагрузки на организм, тем самым экономя время, усилия и здоровье учащегося. Рассмотренные нами случаи проявления механических явлений в предмете физкультура не единственные, в дальнейшей нашей исследовательской работе мы планируем рассмотреть и изучить еще связь этих предметов.

 

Изучение физических законов и закономерностей в различных видах физической культуры и спорта помогло мне грамотно составлять задачи для школьников, спланировать проектную деятельность. Так как большинство моих друзей и одноклассников занимаются каким-либо видом спорта, физические задачи и факты про физкультуру и спорт помогут активизировать учебную деятельность школьников и привить интерес к предметам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Волков В.А. Физика 10 класс. - М.: Дрофа, 2006.

 

2. Енохович А.С. Справочник по физики. - М.: Просвещение, 1990.

 

3. Легкая атлетика: учебник для институтов физической культуры - Изд. 3е, доп. И

 

переработка. /Под редакцией Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина М: Физкультура и спорт, 1979.

 

4. Майоров А.Н. Физика для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке./ майоров А.Н. - Ярославль: Академия развития; Академия, К, 1999.

5. Масленников И.Б., Смирнов Г.А. Лыжные гонки. - 2-е изд., испр. и доп. - М.Физкультура и спорт. 1999.

 

6. Физика: учеб. пособие/ М.В. Белоус, В.Н. Васковская, Л.В. Воронецкая, Ю.Л.

 

Ментковский: Высш. школа, 1990.


 

 

Приложение

Рисунок 1

 

 

 

 

Гистограмма 1

 

10                    
9                    
8                    
7                    

6

           

 

 

90°

 
               
               

5

           

 

 

 
               
               

4

               

45°

 
                 

3

                 
                   
2                    
1                    
0                    
А Б В Г Д Е Ж

З

 

Метание мяча, брошенного под разным углом к горизонту.


 


 

 

Давление, которое испытуемый оказывает на снег.

 

 




16000

14000

12000

10000

8000

6000

4000

2000

0


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: