Что заставляет людей формировать группы и входить в них?

Группа – это относительно обособленное объединение небольшого количества людей(не больше 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течении достаточно долгого промежутка времени. Группой считается не любое соединение людей, а совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

Когда люди проводят вместе достаточно много времени, они начинают психологически осознавать существование друг друга, и их поведение в данной группе зависит от поведения других членов группы. Люди в группе влияют на других и одновременно находятся под их влиянием.

Каждый из нас одновременно является членом множества различных групп: семьи, учебной группы, группы родственников, друзей, спортивной команды. В группе человек учится, перенимая опыт других, лучше осознавая свои возможности и потенциал. Группа позволяет избежать одиночества и состояния потерянности, ненужности. Каждый человек стремиться к тому, чтобы быть любимым кем-то, нужным кому-то, принадлежать кому-то и группа может быть источником решения этих проблем.

 

  Группы, созданные по воле руководителя для организации производственного процесса, называются формальными. Они имеют формально назначенного руководителя, имеют структуру, иерархию полномочий и ответственности и определенный набор должностей.

Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как например, бухгалтерия или могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта. Характер взаимодействия различных формальных групп отражает структура организации.

 

       Существует три типа формальных групп:     

  Группа руководителя – одна или несколько (в зависимости от численности персонала и масштаба задач) командных соподчиненных групп, состоящих из руководителя и его подчиненных – специалистов любого ранга. Этот тип групп за последние 10 лет признан в мировой практике управления самой эффективной формой управления.

 Производственные группы создаются для достижения определенных целей (носят целевой характер), имеют определенную самостоятельность в планировании и осуществлении своей деятельности. За эффективную деятельность группа получает дополнительные льготы и премии.

 Комитеты - выборная группа для решения спорных вопросов или проблем, а также координации определенных видов деятельности. Однако, существование комитетов более эффективно в крупных организациях, тогда как в малых или средних решение спорных вопросов поручается одному-двум наделенным полномочиям людям.

Но кроме формальных групп в любой организации существуют неформальные группы (неформальные взаимоотношения).

 Неформальные группы создаются не распоряжением руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками. Неформальные группы имеют свои неписаные правила и нормы поведения.

Чем лучше руководитель понимает, что представляет собой группа, как она влияет на поведение отдельной личности, каковы факторы ее эффективности, тем лучше он будет управлять группой и строить взаимоотношения со своими подчиненными, обеспечивая эффективность деятельность организации.

Взаимодействуя в процессе производственной деятельности, работая над выполнением заданий, люди общаются друг с другом. Эти социальные взаимоотношения выходят за рамки чисто производственных: люди общаются во время перерыва, после работы, на собраниях. В процессе этого происходит объединение людей в группы, которые являются неформальными, так как образуются спонтанно, а не по воле руководства.

Таким образом, внутри формальной организации существует сеть неформальных групп. В неформальной организации можно наблюдать иерархию, лидеров, нормы поведения своих членов.

       Возникновение и существование неформальных групп обусловлено существованием определенных социальных потребностей: в принадлежности, в общении, во взаимопомощи, в защите.

Рисунок 5.  Причины образования неформальных групп

 


стремление удовлетворить         возможность прямого                                         потребность к защите от

потребность в                                          обращения за помощью                          неблагоприятного

принадлежности                          к коллегам                                                внешнего окружения

       потребность в доступе                                        Склонность к взаимодействию

 к неформальному каналу                       с теми, кто рядом, взаимные симпатии,

  информации                                      взаимоуважение

 

По своей природе человек склонен ксоциальным контактам. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно если это затрагивает их работу. Часто люди присоединяются к неформальным группам, просто чтобы быть ближе к симпатичным им людям.

Вхождению работника в неформальную группу способствует и потребность в помощи. Не каждый работник, особенно новый в организации человек, по всем этим вопросам будет обращаться к своему начальнику. Скорее он предпочтет получить информацию от своих коллег, проконсультироваться у них по поводу выполнения той или иной производственной операции. Тот работник, который оказывает помощь, также удовлетворяет определенные социальные потребности (самоуважение, престиж).

В производственных условиях нередки случаи, когда требуется и защита, например, от вредных условий производства, снижения зарплаты или увольнения. Эту защиту люди часто находят в неформальной группе.

Одна из сложных задач, которые приходится решать менеджеру в своей работе – мотивация перемен. Перемены в организации неизбежны и различны по своему значению: это и изменение системы оплаты труда или премирования, внедрение нового оборудования, изменения в технологическом процессе, перевод подчиненного с одной работы на другую, изменение времени обеденного перерыва, изменение цен в буфете.

Исследования показывают, что люди сопротивляются не переменам как таковым, а необходимости подстраиваться под изменяющуюся ситуацию, а также из-за боязни потерять работу, потерять квалификацию, потерять заработок, потерять коллег и лишиться привычного окружения.

Для того, чтобы преодолевать сопротивление переменам со стороны неформальных групп, менеджеру следует правильно вводить перемены. На практике это означает, что перемены нужно планировать, принимать во внимание, кого они затрагивают. Также следует объяснять необходимость перемен, проводить инструктивные совещания по нисходящей субординации. Важно проводить консультации с теми, кого касаются перемены. Эти консультации дают людям возможность понять, что учитываются все мнения, дают возможность менеджеру понять, что тревожит людей, и принять эти проблемы к сведению.

Руководители должны вовремя сообщать о переменах и о том, как они повлияют на людей, подкреплять при необходимости устную информацию письменными инструкциями.

С проблемой слухов руководство может справиться без особых сложностей, если будет регулярно и оперативно предоставлять необходимую информацию по официальным каналам.

Для того, чтобы овладеть выгодами, которые может принести неформальная организация, руководство должно:

  признать неформальную организацию и осуществлять с ней сотрудничество;

  прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы;

  принятие решений по возможности осуществлять с неформальной группой.

Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов:

 характеристики членов группы;

 структурные характеристики группы;

 ситуационные характеристики.

К характеристикам членов группы относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт.

Структурные характеристики группы включают в себя:

 Коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует);

 Статус и роли (кто занимает какую позицию в группе и что делает);

 Личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравиться и кто кого не любит);

 Силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние, и кто за кем следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться).

Симпатии и антипатии между людьми носят индивидуальный характер. Однако выяснено, что на установление дружеских отношений между людьми оказывает влияние несколько моментов:

 личностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кому нравятся те же явления, вещи, процессы, которые нравятся им, т.е. люди любят тех, кто похож на них, кто близок им по духу, вкусу, предпочтениям. Однако исследования показывают, что люди испытывают влечение к тем, кто имеет одинаковую с ними национальность, образование, систему взглядов на жизнь;

 установление дружеских отношений находится в прямой зависимости от частоты встреч.

Наличие симпатии в отношениях между людьми, наличие дружеских отношений оказывает огромное влияние на настроение людей, на их удовлетворенность работой. Однако нельзя сказать, что дружеские отношения между членами группы оказывают только положительное влияние на результаты их труда и результаты функционирования группы в целом.

Если люди, испытывающие дружеские отношения друг к другу, имеют высокую мотивацию к работе в группе, то наличие взаимных симпатий и дружбы способствует повышению результатов их труда и тем самым положительно влияет на функционирование группы в целом.

Если же люди слабо мотивированы на работу, то результат будет совершенно противоположным. Они много времени будут проводить в бесполезных разговорах, перекурах, чаепитиях, постоянно отвлекаясь от работы и резко снижая результативность своей работы. При этом они могут отвлекать от работы других, создавая в группе атмосферу безделья и расслабленности.

Однако, групповая форма может нести в себе ряд и отрицательных для организации моментов. Одним из таких негативных проявлений является групповщина, складывающаяся преимущественно на основе тесных отношений между членами группы, при условии, что в целом неверно поставлено управление группой. Групповщина проявляется в том, что группа замыкается в самой себе, слабо и неверно реагирует на внешние сигналы, отрицает критику. Группа начинает считать себя неуязвимой, непобедимой в конфликтных столкновениях. В группе складывается атмосфера конформизма, стремление заставить всех соглашаться с единым мнением, нежелание слушать и обсуждать другие мнения. В группе развивается единодушие.

Люди начинают мыслить, как остальные. И если у них даже возникают другие мнения, они не высказываются, так как сами сомневаются в них, считая, что общее мнение верно. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возразить или не соглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового.

Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, дружбы. Чем лучше личные отношения между членами группы, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

Размер группы также оказывает влияние на удовлетворенность работой. Отдельные исследования показывают, что люди более удовлетворены, если они работают в группе среднего размера (5-6 чел.).

 Пространственное расположение членов группы оказывает влияние на их поведение. Выделяют три важные характеристики пространственного расположения человека, от которых зависит взаимоотношения между человеком и группой. 1. – это наличие постоянного или определенного места. Человек знает: это мой стол, это мой станок, это мое рабочее место. Отсутствие ясности в данном вопросе порождает множество проблем и конфликтов и понижает удовлетворенность работой.

 Это личное пространство, т.е. пространство, в котором находится тело данного человека. Пространственная близость в размещении людей может порождать множество проблем, так как людьми не воспринимается близкое расположение к ним других людей без учета возраста, пола.

 Это взаимное расположение мест. Отмечено, что если рабочие места отгорожены друг от друга, то это способствует развитию формальных отношений. Наличие рабочего места руководителя группы в общем пространстве способствует активизации группы. Если человек занимает рабочее место во главе стола, то это в глазах других членов группы автоматически ставит его в позицию лидера. Руководство, зная эти и другие вопросы расположения членов группы, может добиваться значительного эффекта и повышения результативности работы группы только за счет правильного размещения рабочих мест.

       Таким образом, чем лучше руководитель понимает сущность и составляющие группы, факторы эффективного управления ею и мотивы группового поведения, тем выше будет производительность труда в организации и тем крепче и сплоченней станет коллектив.

       Для эффективного управления группой большое значение имеют следующие факторы: величина группы, коммуникации в группе и организации, характер задачи, стоящей перед группой, степень сложности задачи, мотивации членов группы, атмосфере в коллективе, стиль руководства, распределение ролей и обязанностей.

       Для того чтобы развить выгоды и преодолеть трудности в управлении уже существующей неформальной организацией, возможна следующая последовательность действий для руководителя:

 Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение может повлечь за собой урон организации в целом. Поэтому с ней надо работать, а не угрожать ей.

 Выслушивать мнения членов и лидеров групп, работать с ними, поощряя к достижению целей организации и стремясь преодолеть негативное влияние.

 Перед тем как принимать решения, просчитать их возможное отрицательное воздействие на неформальную группу.

 Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной группы, разрешить ей принимать участие в выработке решений.

 Быстро выдавать точную информацию во избежание слухов и домыслов.

  Лидерство и власть



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: