Методические рекомендации

 

Понятие о мировоззрении, его основных формах и исторических типах позволяет сделать следующий шаг − понять особенности философского мировоззрения как более позднего феномена культуры. Определив на предыдущем семинарском занятии сравнение как одно и свойств мышления, сопоставим ранние формы мировоззрения с философией и обнаружим, что:

а) в отличие от мифологического мировоззрения, разделяемого коллективно и в образных формах, философское индивидуально, критично и имеет более широкие возможности для выражения;

б) в отличие от религии, философия более самокритична и аргументирована. Ее ответы представляют знания-верования, а не верования-знания. Философ, в отличие от близкого ему по нацеленности на горние цели и ценности теолога, рассчитывает на силу человеческого разума, а не на помощь Сверхсущества − в этом его и сила, и «слабость»;

в) в отличие от здравого смысла, философия опирается не только на ближайший, но на максимально доступный общечеловеческий опыт, включая и разнообразные формы науки.

Итак, философия – это аргументированное, осознанное (отрефлектированное) мировоззрение. Философствовать – значит выделять и прояснять смыслы базовых (мировоззренческих) понятий.

Многоцветен язык философии. Его отличает богатство форм выражения, прежде всего, понятия и художественные образы. Так, например, в литературе философские идеи глубоко освещали в поэмах, новеллах, баснях, романах древнеримский поэт Лукреций Кар, французский просветитель Д. Дидро, драматург, писатель Ж.-П. Сартр, баснописец Г.С. Сковорода, писатели Л.Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и многие другие.

Источниками философских размышлений являются духовно-практический опыт человечества, научные знания и история философии, изучению которой будут посвящены последующие содержательные модули курса.

В философии выделяют несколько разделов, число которых растет по мере освоения человеком мира: 1) онтологию – учение о сущем, о бытии (мире в целом); 2) гносеологию – учение о познании и его возможностях; 3)аксиологию – учение о ценностях; 4) социальную философию – учение  о предельных  сущностях  общественных  явлений,  о  развитии  обществ;  5) философскую антропологию – учение о человеке; 6) философию истории; 7) этику учение о смысле и содержании нравственности; 8) эстетику– учение о красоте, прекрасном и безобразном; 9) философию науки и техники – учение о сущности научного познания, тенденциях научно-технической эволюции; 10) гендерную философию, философию молодежи и т.д. Естественно, что в небольшом курсе все их охватить невозможно, поэтому рассмотрены будут лишь некоторые важнейшие из них.

В заключение знакомства с предметом философии следует открыть для себя функции (с лат. исполнение, осуществление) и их концентрированное выражение − цель (роль) данной сферы знания в жизни человека и общества. В философии главными функциями, во многом совпадающими с функциями мировоззрения, являются мировоззренческая, методологическая, гуманистическая и практическая. Используя известный мифологический образ дерева в качестве символа культуры, мировоззренческую функцию можно представить в виде духовного корня, на соках которого вырастает ствол, листья, цветы и плоды – мысли, чувства, цели, дела и поступки людей. Например, ясные знания о мире, миропонимание определяют продуманные политические, экономические, личностные стратегии жизни общества и личности. Строить демократическое общество легче тогда, когда в общественном сознании есть знание-вера о том, что не эгоизм, не альтруизм, а единство первого и второго, интерсубъективность является наиболее эффективной установкой и для политика, и для рядового гражданина.

С мировоззренческой функцией тесно связана методологическая. Метод – это набор предписаний к каким-либо теоретическим или практическим действиям, т.е. средства, с помощью которых можно продвигаться к мировоззренческой цели. Философские методы, и в этом их особенность, носят всеобщий характер. Одним из них является исторический метод, который позволяет исследовать объекты в течение всего пути их бытия, от возникновения до наших дней. Поэтому изучение истории философии так важно.

Еще одной, пожалуй важнейшей, функцией философии является гуманистическая. Смысл ее в том, что любовь к мудрости открывает дорогу любви к человеку как таковому, независимо от расы, пола, этнической, страновой принадлежности. Сферой этой любви является самажизнь. А поскольку высшей формой практики считается этика, то данная функция согласуется с этической. Подлинная философия отличается от «чистого» теоретизирования тем, что философ стремится в общении с себе подобными найти понимание не только в словах, но и в поступках, в реальных, чувственно осязаемых отношениях.

 

Т е м а 2

ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА. ИНДИЯ, КИТАЙ

 

Семинар 3

 

ФИЛОСОФИЯ  ИНДИИ  И  КИТАЯ

 

План

 

1. Возникновение философии: предпосылки, принципы периодизации.

2. Основные черты и главные идеи индийской философии.

3. Китайская философия: исходные принципы и главные школы – даосизм и конфуцианство.

 

Эссе и сообщения:

1. Веды – основной источник индийской философии.

2. «Пятикнижие» – «У цзин» – источник философии Китая.

3. Лао-цзы и его учение.

4. Кофуцианство и его история.

 

Вопросы для диспутов и самоподготовки:

1. Каковы общие черты философии Индии и Китая?

2. В чем состоит своеобразие философии Китая?

3. Знаменитое ведическое изречение «Тат твам аси» – «Ты есть то» унижает или возвышает человека?

4. Кто из мудрецов сформулировал «золотое правило этики»? В чем его смысл?

5. Чем свобода в философии Индии отличается от обыденных представлений о ней европейцев?

6. В чем, по-Вашему, сильная и слабая стороны традиционализма?

7. Мировоззренческий плюрализм – это здорово или не очень?

8. Как Вы понимаете высказывание Лао-цзы «Истинные слова кажутся парадоксальными, но никакое другое учение не может заменить их»?

Основные понятия:

Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами богов или неодушевленных предметов, явлений.

Атман (инд.) духовная сущность индивида, «Я».

Брахман (инд.) 1) главное божество в «Упанишадах»; 2) священнослужитель, представитель высшей касты в Индии.

Дао (кит) путь и закон мироздания, которому подчиняется и человеческая жизнь.

Добродетель – способность души к благим деяниям.

Дхарма (инд.) закон бытия, которому подчиняется все сущее.

Жэнь (кит) человеколюбие, гуманность, высшая добродетель по Конфуцию.

Инь и Ян (кит) два противоположных начала, на которых основано существование всех вещей и явлений, инь – воплощение тьмы, пассивности… женского начала; ян – света, активности… мужского начала.

Карма (инд.) сумма добрых и злых дел человека, определяющая его судьбу при новом рождении.

Ли (кит.) принцип, форма существования вещей, а также ритуал, обряд.

Майя (инд.) понятие, обозначающее иллюзорность чувственно данного, материального мира.

У вэй (кит.) недеяние, созерцательный подход к жизни в даосизме.

Ци (кит.) эфир, жизненная сила, энергия.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: учеб. пособие / А.Н. Чанышев. - М., 1981.

2. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических занятий / В.В. Бродов. - М.: МГУ, 1990.

3. Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии ХХ в. / Редкол. Э. Комаров, В. Ламшуков, Л. Полонская и др. - М, 1987.

4. Мудрецы Поднебесной: Сб. - Симферополь: Реноме, 1998.

5. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: