Органы и агенты валютного контроля

ВАЛЮТНЫЙ КОНОРОЛЬ

Принципы и механизм регулирования валютных операций резидентами и нерезидентами.

Валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют и капиталов. Одной из сфер действия валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Нормативно-правовая база механизма валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности – это федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры.

К числу основных относятся:

- Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

- инструкции Банка России, посвященные валютному контролю за экспортируемыми и импортируемыми товарами;

- нормативные правовые акты ФТС России, касающиеся особенностей технологий валютного контроля.

Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ определены основные цели закона:

- обеспечение реализации единой государственной валютной политики;

- обеспечение устойчивости валюты и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Операции с валютой, внутренними ценными бумагами и валютными ценностями осуществляют юридические и физические лица, которые подразделяются на резидентов и нерезидентов.

Резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях";

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в";

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

Нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" понятия резидента;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в";

е.1) иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "О международных компаниях";

ж) иные лица, не указанные в понятии резидент;

8) уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

 

Валютные операции включают в себя:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

 

Формы, принципы и методы валютного контроля.

 

skip to: page content | links on this page | site navigation | footer (site information)

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Субъектами правоотношений по валютному контролю являются:

- контролирующие субъекты (органы и агенты валютного контроля);

- лица, чья деятельность является объектом контроля.

Объект валютного контроля - это валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, предметом которых являются валюта и валютные ценности. Состав валютных операций определен Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст.1 п.9).

Форма валютного контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы контроля – предварительный, текущий, последующий. Все формы находятся в тесной взаимосвязи, в единой системе и отражают непрерывный характер контроля.

Методы валютного контроля – это приемы и способы его осуществления (наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия).

Наблюдение – ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов получения и оценки информации.

Обследование затрагивает отдельные стороны финансовой деятельности с привлечением широкого круга источников информации как документального, так и не столь формального характера: опросов, анкетирования и т.д.

Анализ характеризуется обработкой документальной информации с использованием специальных аналитических математических приемов. Метод может применяться как дополнительный.

Проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства.

Ревизия – изучение любых сторон финансово-хозяйственной деятельности на основе проверки как документальных, так и фактических данных.

Контрольные действия субъектов валютного контроля в зависимости от источников используемых данных можно разделить на две группы:

1) документальный контроль (формальная и арифметическая проверка финансовых документов; юридическая оценка отраженных в документах финансово-хозяйственных операций; логическая проверка возможности документально оформленных финансово-хозяйственных операций и др.);

2) фактический контроль – все те контрольные действия, которые направлены на изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре: инвентаризация, экспертная оценка, визуальное наблюдение.

Наиболее распространенными методами, используемыми органами и агентами валютного контроля в РФ, выступают наблюдение и проверка.
 


Органы и агенты валютного контроля.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля, права и обязанности которых определены в п.5 ст. 4, ст. 22 и ст. 23 Федерального закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

К агентам валютного контроля в соответствии с законом относятся:

а) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ;

б) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на регулирование рынка ценных бумаг;

в) таможенные органы;

г) налоговые органы.

 

В системе валютного регулирования и валютного контроля таможенные органы РФ также играют важную роль. Компетенция таможенных органов при осуществлении валютного контроля определена в статье 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (2003 г.). Таможенные органы наделены статусом агента валютного контроля.

В соответствии с законодательством РФ в области валютного контроля на таможенные органы возложены обязанности контроля за:

- полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;

- обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;

- эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;

- законностью операций неторгового характера - перемещения наличной валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;

- соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции.
skip to: page content | links on this page | site navigation | footer (site information)

 

Валютный контроль во внешнеэкономической сфере.

Валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок подлежат сделки, заключенные между резидентами и нерезидентами и предусматривающие проведение валютных операций, вне зависимости от заявляемого на основании этих сделок таможенного режима товаров.

Одними из основных документов, применяемых в валютном контроле, выступает паспорт сделки либо паспорт бартерной сделки, которые используются в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами и содержат документально подтвержденные сведения об этих операциях.

Паспорт сделки должен быть представлен таможенным органам при помещении товаров под заявляемый таможенный режим по возмездному договору между резидентом и нерезидентом, сумма которого превышает в эквиваленте 5 тысяч долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату его заключения с учетом внесенных изменений и дополнений.

Паспорт сделки оформляется в стандартизированном виде. Порядок оформления паспорта сделки определен Инструкцией ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок.

Паспорт сделки оформляется при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом, заключающихся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке – нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства РФ или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях – на основании разрешений, выданных Банком России за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

Паспорт сделки оформляется резидентом до начала таможенного оформления в уполномоченном банке, ведущем расчетное обслуживание внешнеторгового договора (контракта).

Резидент должен представить в банк, оформивший паспорт сделки, подтверждающие документы и информацию, связанные с проведением валютных операций по контракту, на основании которого был оформлен паспорт сделки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: