Товародвижение и его стимулирование

Товародвижение

 

Товародвижение это деятельность фирмы по планированию, организации и контролю за физическим перемещением товаров от мест их производства к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для самой фирмы.

 

Основные издержки товародвижения складываются из расходов по:

· транспортировке;

· складированию;

· поддержанию товарно-материальных запасов;

· получению, отгрузке и упаковке товаров;

· административных расходов;

· обработке заказов.

 

Любую фирму очень заботит проблема перемещения товаров, т.к. производители затрачивают на организацию товародвижения до 15% суммы продаж, посредники – до 25%.

Товародвижение – это не только издержки по доставке товара, но и сильное орудие создания спроса за счет более эффективного его удовлетворения. Фирма может победить конкурентов на рынке, имея лучшую систему доставки товаров.

Примерная структура затрат по товародвижению фирмы выглядит следующим образом:

· транспортировка за пределы региона – 40—46%;

· складирование – 20—26%;

· поддержание товарно-материальных запасов – 8—10%;

· получение и отгрузка товаров – 4—6%;

· упаковка – 3—5%;

· административные расходы – до 4%;

· обработка заказов – до 3%.

 

Ни одна из систем товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис и минимизировать издержки по товародвижению, поэтому в большинстве случаев фирмы придерживаются варианта: умеренный сервис – умеренные издержки.

Основой создания системы товародвижения является изучение потребностей клиентов и предложений конкурентов.

 

Требования, предъявляемые к системе товародвижения:

Þ своевременная доставка товара;

Þ готовность поставщика удовлетворить экстренные нужды клиента;

Þ аккуратное обращение с товаром при погрузке-разгрузке;

Þ готовность поставщика принять назад и обменять дефектные товары;

Þ готовность поставщика поддерживать товарно-материальные запасы ради интересов клиентов.

 

Для того чтобы создать эффективную систему товародвижения с минимальными издержками, фирме необходимо решить:

1) как следует работать с заказчиками (обработка заказов);

2) где следует хранить товарные запасы (складирование);

3) какой запас товаров должен быть сконцентрирован (товарно-материальные запасы);

4) каким образом следует отгружать и транспортировать товары (транспорт).

 

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Обработка заказов. Товародвижение начинается с получения заказа от клиента. Отдел, занимающийся этими документами, готовит счета-фактуры и рассылает их в соответствующие подразделения фирмы. Счета-фактуры являются сигналом для начала действий всей системы товародвижения фирмы. Для оперативности работ на данном этапе широко используют компьютерные системы.

 

Складирование. Организация хранения товара необходима, т.к. в большинстве случаев циклы производства и потребления не совпадают друг с другом ни во времени, ни в пространстве (например, в сельскохозяйственном производстве). Организация складского хранения устраняет эти противоречия. Каждая фирма должна решить вопрос о количестве пунктов хранения. Чем их больше, тем быстрее фирма может доставить товар потребителю, но при этом сильно взрастают издержки на хранение. Поэтому фирмы находят оптимальное решение, используя собственные склады, склады общественного хранения и транзитные склады. Для каждого товара и сезона стратегии складирования могут быть различными, основной критерий здесь - минимум издержек.

 

Запасы товаров. Рыночные агенты постоянно стремятся к тому, чтобы фирма располагала таким товарными запасами, которые позволяли бы удовлетворять все потребности клиентуры. Но такие запасы снижают уровень рентабельности производства и сковывают оборот капитала. Разумный оптимум, которого придерживаются практики, это обеспечение 20-30 дней продаж.

 

Транспортировка. При организации эффективного товародвижения фирма очень тщательно выбирает вид транспорта и перевозчика. От этого зависят скорость перемещения товара и издержки по его доставке.

Виды транспорта и перевозимые ими товары:

· железнодорожный (сельскохозяйственная продукция, полезные ископаемые, песок, автомобили и оборудование);

· водный (нефть, зерно, металлические руды, каменный уголь и т.д.);

· автомобильный (основная масса средних и мелкогабаритных грузов);

· трубопроводный (нефть, газ, химикаты);

· воздушный (приборы, дорогостоящие малогабаритные товары, медикаменты, скоропортящиеся продукты питания).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: