Структура политической культуры

Тема 2. Структура и типология политической культуры

План

1. Структура политической культуры.

2. Типология политической культуры.

3. Политические субкультуры.

4. Общее и особенное в политической культуре разных регионов.

 

 

Структура политической культуры.

Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность определяется её многообразными связями с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внутренние подсистемы политической культуры отображают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого, наличие множества различных культурных образований и т.д. Это значит, одни элементы отражают технологию формирования политического поведения субъектов, другие — этапы становления политической культуры в конкретной стране, третьи — те ценности, которыми руководствуются элиты и группы электората, этносы, жители отдельных регионов.

Самоидентификация и ориентация человека в политике основаны на использовании всех его личностных, антропологических характеристик. В этом смысле в политической культуре заложены рациональные и иррациональные компоненты. Если рациональные предполагают, что человек действует в соот ветствии со своими интересами, статусом, разумно соотносит цели и средства их достижения, то наличие неосознанных компонентов ориентации человека в политической сфере связано с его эмоционально-чувственным восприятием мира, некритическими архетипами мышления, воспроизводством пред рассудков, предубеждений и т.д. Присутствие в сознании иррационального, задающего собственную, нередко искаженную логику поведения людей, сильно затрудняет объяснение процессов формирования и функционирования политической культуры.

Дополнительную сложность и противоречивость формированию и раз витию политической культуры придает тот фактор, что отношение к конкрет ным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Отсюда большой разброс мнений по вопросу количества компонентов политической культуры. Авторы первой концепции политической культуры Г. Алмонд и С. Верба в качестве основных компонентов выделили три уровня политических ориентации. Познавательные ориентации включают знания и мнения субъекта о политической системе, ее ролях и носителях этих ролей, о ее "входах" и "выходах". Аффективные (эмоциональные) ориентации отражают чувства, испытываемые субъектом по отношению к политической системе, к ее роли и государственным служащим. Оценочные ориентации содержат суждения и мнения относительно политических объектов.

Сторонник более широкой трактовки политической культуры У. Розенбаум счел необходимым вычленять "компоненты ядра", т. е. те элементы, которые играют главенствующую роль в формировании политической культуры общества. Эти компоненты он разделил на три основные группы:

1) "ориентации в отношении правительственных структур" - отношение субъекта к политическому режиму, его символам, официальным лицам и нормам;

2) "политические идентификации", т. е. сопричастность индивида к "политическим единицам" - нациям, государству, городу; политическое доверие и "правила игры" (представления индивида о том, каким принципам он должен следовать в гражданской жизни);

3) "политические ориентации в отношении собственной политической деятельности" или "политическая компетентность" (участие индивида в жизни гражданского общества) и "политическая эффективность" (ощущение возможности оказать влияние на политический процесс).

Российский политолог Э. Я. Баталов вычленяет четыре основные группы политических ориентации в структуре американской политической культуры. В первую группу он включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к институциональному объекту (политической системе общества, его институтам: государству, партиям и т.д.). Вслед за Г.Алмондом и С. Вербой, политические ориентации неинституционального субъекта подразделяются Э.Я. Баталовым на три вида: когнитивные (познавательные), эмоциональные (аффективные) и оценочные.

Во вторую группу Э.Я. Баталов включает отношения неинституционального субъекта политического процесса к самому себе. Эти отношения фиксируют индивидуальное и групповое политическое самосознание, а также отношение одного неинституционального субъекта к другим. Выделяются модели политической самоидентификации (соотнесение индивида с существующими в обществе реалиями и институтами). Так, для американцев характерна отчетливо выраженная центристская ориентация, четкая партийная приверженность. Политическое самосознание включает и представления субъекта о собственных политических возможностях - оказание влияния на решения правительства. Американская политическая культура характеризуется относительно высоким уровнем представлений американцев о своих политических возможностях.

В третью группу по Э. Я. Баталову входят отношения между институтами политической системы. Сюда входят более или менее устойчивые модели подготовки, принятия и осуществления политических решений, принципы регулирования отношений между государственными учреждениями и партиями. Анализ взаимоотношений институтов политической системы позволяет зафиксировать действующие в обществе правила политической игры на институциональном уровне.

Четвертую группу составляют отношения институционального субъекта к неинституциональному субъекту, т.е. политических институтов и организаций к социальным группам и слоям.

По мысли некоторых исследователей, содержание политической культуры, вернее, ее структуру образуют четыре элемента:

1. Общезначимые политические знания, которые складываются из теоретических, т.е. научных сведений, и практических знаний, получаемых на основе текущей информации. Без теоретических знаний текущая информация не способна дать правдивую картину политической жизни, политических процессов и событий. Но одни лишь теоретические знания без текущей информации мертвы. Текущая информация дает возможность правильно ориентироваться в переживаемой конкретной обстановке, принимать решения с учетом специфических задач времени.

2.  Культура политического мышления — умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, акцентировать внимание на главном в политической жизни, способность анализировать и систематизировать политические явления, давать правильную оценку политическим событиям и принимать в соответствии с нею те или иные решения.

3.  Культура политических чувств — выдержка, хладнокровие, настойчивость, энергичность, сострадание, радость или наоборот — злоба, неприятие, жестокость, грубость, т.е. те качества, которые служат одним из главных механизмов регулирования политического поведения людей.

4.  Культура политической деятельности, которая складывается под влиянием политических традиций в обществе, уровня политического сознания, культуры политического мышления и чувств.

Таким образом, культура политического поведения и деятельности выступает как следствие, как конечный результат проявления политической культуры, обусловленный долговременными политическими порядками в обществе и особенностями воплощения её в индивиде, социальной группе, субъектах политической жизни.

Политическая культура - неоднозначное явление. В структуре ее ценностных отношений можно выделить общекультурный аспект. Например, отношение к насилию и свободе, к индивидуальным и общественным ценностям, к светскому или религиозному сознанию, признанию либо неприятию идеологии и т.п. Далее можно вычленить аспект политической культуры, характеризующий отношение к государственной власти как публичному центру господства и подчинения. Например, признание приоритета государства над личностью, либо наоборот — признание приоритета прав личности над правами государства. С этим связано и другое — отношение к пределам власти, к своим гражданским правам и обязанностям. Наконец, можно вести речь об аспекте политической культуры, раскрывающем отношение человека к разного рода политическим явлениям, к примеру, таким, как уже отмечалось, государство, политические партии, движения, общественные организации и т.д.

Политическая культура имеет несколько уровней. Выделяют политическую культуру всего общества, политическую культуру определенного социального слоя (группы) и политическую культуру отдельной личности.

Помимо этого, политическая культура, по мысли отдельных специалистов, может также подразделяться на следующие уровни:

1)  мировоззренческий - к нему относятся представления общества, группы и отдельного человека о политике и политической картине мира, а также нормы, ценности, символы, установки и ориентиры, которыми руководствуются участники политической жизни. Мировоззренческий уровень является как бы цементирующим элементом политической культуры.

2)  гражданский - включает в себя те мотивы, по которым люди идут в политику, навыки, средства и способы, с помощью которых граждане добиваются политических целей.

3)  собственно политический уровень - его образуют позиции субъектов политики по конкретным вопросам, а именно их отношение к существующей политической системе и политическому режиму, к используемым властью средствам осуществления политики, к своим сторонникам и противникам.

Итак, структура политической культуры - весьма сложное образование. Исследователи выделяют в ней прежде всего субъект и объект. Так, субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и малая или большая социальная группа, этнос, общество, регион, государство. При рассмотрении политической культуры по форме проявления на различных социальных уровнях, как мы уже отмечали, можно выделить политическую культуру общества, класса, слоя и личности.

Политико-культурные характеристики каждой из названных социальных общностей складываются из анализа их политического поведения на выборах, референдумах, при опросах общественного мнения, из отношения к политическим институтам, из политического опыта, особенностей менталитета, политических ценностных ориентаций и готовности двигаться к лучшим образцам политического поведения. По мере движения от частного к общему индивидуальные особенности делаются все менее заметными, в то время как общие и общечеловеческие черты политической культуры проявляются отчетливей. Например, для политической культуры отдельной личности важна работа самой личности по извлечению политической информации. Для общества или социальной группы на первый план выходит уже система политической информированности и просвещения. Естественно, что применительно к различным социальным группам роль этого фактора будет различной. Одно дело - интеллигенция, которая сама активно участвует в политической жизни, что подразумевает определенный уровень политической информированности. Другое дело - такие социальные группы, как рабочие, крестьяне, которые не всегда имеют возможность доступа к политическим знаниям, и поэтому (а также по другим причинам) нередко относятся к политике, политической жизни негативно.

Для выяснения специфики каждого из указанных уровней необходимо исходить из диалектики общего, особенного и единичного. Однако существует точка зрения, что этот подход раскрывает только специфику общественного сознания субъектов политической культуры, тогда как переход к ее проблематике начинается с вопроса о включении индивида в политическую жизнь, политическую деятельность. Содержание политической культуры определяется политическим сознанием, а инструментальность - наличными политическими институтами как организационными, так и процедурными, в рамках которых и с использованием которых осуществляется политическая деятельность. Следовательно, политическая культура представляет собой единство двух подсистем - содержательной и инструментальной. При этом инструментальная система при научном анализе изучается и оценивается с точки зрения ее способности удовлетворять политические потребности, содействовать духовному развитию человека, т.е. с точки зрения ее гуманистичности. Такой подход обуславливается тем, что вся культура представляет собой, с одной стороны, систему потребностей, а с другой - систему средств по их удовлетворению, определяющих универсальный способ деятельности человека по освоению мира и выявлению своих сущностных сил.

Не менее важен для понимания сущности политической культуры ответ на вопрос об ее объекте, на который направлены установки, ориентации и убеждения субъекта. Таким объектом могут служить сама политическая система и определенные ее компоненты: политический режим, политические институты, политические организации и партии. «Вокруг» этих объектов складываются и культура в целом и отдельные субкультуры, которые отражают неоднородность политической культуры в рамках не только одного региона, но и государственно-организованной национальной общности.

Если термин "политическая культура" применяется для характеристики политического потенциала общества, то соответствующие социальные изменения рассматриваются в рамках политической практики ее субъектов, политических отношений между ними, а также в соответствующих сферах общественного сознания. Политическая культура общества как динамическая система может изучаться как по суммарным показаниям уровней политических культур его членов - граждан, социальных групп и слоев, так и по показателям, характеризующим общество как единый социальный организм.

К различным видам политической культуры относятся: правовая культура, культура политического управления и политической деятельности, культура политического мышления и пр. Разрыв в развитии видов, компонентов политической культуры, если он не преодолевается, может привести к ее деформации, негативно сказываться на политическом сознании граждан, на системе управления социальными процессами. Поэтому необходимо преодолевать противоречия между новым и старым в политической культуре, стремиться к ее исторически более зрелому, целостному виду.

Из названных видов культуры особо хотелось бы выделить правовую культуру. Правовая культура - это реализация правовых знаний и ориентаций, образцов поведения субъекта (общества, социальной группы, личности) в исторически определенной системе правовых отношений в процессе правовой деятельности. Она включает в себя зафиксированный в законах и обычаях правовой опыт социальных общностей, уровень их правовых представлений, способность дать правильную оценку политико-юридическим явлениям общественной жизни и занять соответствующую позицию, выраженную в конкретном варианте правового поведения. Подробнее об этом мы будем вести речь в шестом разделе.

В состав политической культуры включается вся совокупность как индивидуальных, так и коллективно-групповых ценностных ориентаций и образцов поведения участников политического процесса. Культура не сводится к индивидуальным свойствам. Её характеризует не единичное, а массовое и типичное для данной социальной группы или общности.

Понимание политической культуры как специфического качества социального субъекта тесно связано с основным ее признаком. Она выступает как способ политической деятельности. Этим признаком охватываются все компоненты политической культуры: реализация политических знаний, ценностей, образцов поведения, опыт, зафиксированный в нормах, способности людей к политическому действию и т. п.

В процессе деятельности политическая культура субъекта выступает в форме исторически культурной творческой способности и в виде объективированных культурных ценностей, т. е. признанных обществом и существующих как реальность. Таким образом, состояние политической культуры и ее структура характеризуются, с одной стороны, совокупностью культурно-психологических, идейно-теоретических и поведенческих явлений в политических действиях; с другой - объективированными результатами деятельности: ценностями, нормами, политическими институтами, включая интегрированный прошлый опыт, на которые ориентированы члены данного общества.

Как уже отчасти отмечалось, политическая культура отдельных политических субъектов слагается из таких компонентов, как знания и ориентации в отношении политики и различных ветвей власти; характер отношений к другим политическим субъектам; политическая самоидентификация, т. е. отождествление себя с определенным политическим сообществом и др. Степень массового проявления каждого из компонентов влияет на состояние политической системы. Так, согласно данным Г. Алмонда и С. Вербы, слишком сильная приверженность граждан определенным политическим партиям и группам может привести к дестабилизации системы. Они полагают: чтобы граждане могли хоть в какой-то степени контролировать политические элиты, их преданность по отношению к этим элитам не должна быть абсолютно безусловной.

Если говорить о культуре функционирования политических институтов, то следует отметить иные компоненты. В частности, культуру принятия политических решений, культуру электорального политического процесса, культуру восприятия и регулирования политических конфликтов, характер взаимодействия между политическими институтами, уровень их идеологизированности, политическую фразеологию и т. д. Скажем, западным демократическим институтам свойственна невысокая идеологизированность, пропитанность расплывчатыми и всеобъемлющими ценностями, значительный уровень толерантности по отношению к оппозиции, ориентация на состязательность в политическом процессе и т.п.

Проанализировав разработки специалистов в области политической культуры, можно выделить и иную компоновку её структурных элементов: прежде всего, познавательный, нравственно-оценочный, поведенческий компоненты и, наконец, ценностные отношения.

Познавательный элемент предполагает знание и понимание гражданами политических интересов — социально-групповых, государственных, общественных, региональных, глобальных; конституции и законов страны, программных положений основных политических партий и других общественно-политических сил; сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений. В познавательный компонент входит знание сущности, функций и структуры главных государственных, партийных и общественных органов и организаций, основных политических норм и процедур; форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в социальном управлении; основных политических процессов международной жизни.

Стереотипы политического сознания могут носить характер теоретических обобщений либо существовать в форме обыденных представлений. Во всех случаях источниками их формирования выступают как правдивая информация, так и непроверенные факты, слухи и дезинформация. Однако независимо от того, являются ли сложившиеся политические представления правдивыми или ложными, соответствующий носитель политической культуры руководствуется ими в своей деятельности как истинными. Устойчивые политические представления существенным образом влияют на развитие политического процесса. Они являются необходимой предпосылкой его определенности, последовательности и предсказуемости.

Таким образом, политическое сознание является важным элементом политической культуры, функционирующим и самовоспроизводящимся в определённой политико-культурной среде; его не следует отождествлять с политической культурой, что иногда встречается в научных публикациях. Между этими категориями и отражаемой ими реальностью существуют значительные различия. Понятие «политическая культура» значительно шире политического сознания, так как первая вбирает в себя не только политические знания и идеи, но и социально-политическую практику, весь спектр политической жизни общества.

Важными характеристиками политической культуры выступают политические чувства, ценности, идеалы т. е. нравственно-оценочный элемент. Особое значение имеют оценочные суждения человека, выражающие его индивидуально-личностное отношение к явлениям политики и власти. В качестве составных элементов политическая культура включает в себя сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи и убеждения о взаимоотношениях между различными политическими институтами. Она включает определенные ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом, принципов взаимоотношений отдельного человека, общества и государства. Эти компоненты. обусловленные социальными, историческими и другими долговременными факторами, характеризуются относительной устойчивостью, живучестью и постоянством, медленно поддаются изменениям в процессе глубоких сдвигов общественного бытия.

Иными словами, эмоциональные чувства, психологические переживания составляют неотъемлемую сторону политического сознания и поведения. Сопровождая практически любые проявления социальной активности субъекта и направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений. Развитая политическая культура предполагает формирование у ее носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств, переживаний. Отсюда политическую культуру можно охарактеризовать как ценностно-нормативную систему, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества.

Важным элементом нормативно-оценочной составляющей политической культуры является такой её компонент, как политическая символика. Символ представляет собой концентрированное выражение основной идеи какого-либо явления или понятия. Это эмоционально насыщенный знак - образ, имеющий зачастую бессознательное субстанциональное происхождение. Для того, чтобы постичь заложенную в символе идею, требуется активная работа ума воспринимающего субъекта. Символ одновременно является специфическим средством общения между людьми. Не случайно в энциклопедии Britannica символ определяется как «элемент коммуникации, который представляет или заменяет лицо, объект, группу, процесс или идею».

Таким образом, под политическим символом следует понимать некий образ-знак, выражающий определённую идею, вещь, человека, отношение, политическую систему, страну, который наделен по своей природе конкретным смыслом, присущим только ему одному, и обладает свойственной данному символу художественной или другим образом выраженной структурой, которая знакомка всем членам общества. К политической символике относятся следующие группы символов: национально-государственная символика (флаг, герб, гимн), политические ритуально-процессуальные церемонии (празднование исторических событий, проведение партийных съездов, демонстрации), скульптурно-архитектурная символика (правительственные здания, площади), знаки отличия и различия (ордена, медали, погоны), политическая топонимика (названия улиц, городов), наглядно-агитационная символика, политико-музыкальная символика и др.

В политической символике выражается смысловая идеологическая природа политической власти. Знаково-символический комплекс как бы создаёт ось координат для ориентации индивида в сложном мире политики. На поведение людей часто гораздо более сильное влияние могут оказать не столько сами действия правительства, политических партий и их лидеров, сколько господствующая в обществе система символики, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений. Отличительной особенностью политической символики является её воздействие не только на разум, но и на чувства людей.

Структура политической культуры включает и поведенческий элемент, который предполагает осознанное участие граждан в обсуждении проектов государственных документов, в референдумах и плебисцитах; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе государственных органов и организаций; в других конкретных видах общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях, организациях и движениях.

Поведенческий компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Политическая установка — это отношение субъекта к политическим явлениям, а политическое поведение — это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и политическое поведение существуют в органическом единстве, их устойчивые стереотипы составляют непременный компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или общества в целом.

Наконец, в структуре ценностных отношений политической культуры выделяют общекультурные ценностные ориентации, отношения к власти, политическим явлениям. Характер и направленность общекультурных ориентаций раскрывают место политических явлений в структуре ценностей личности, социальной группы и общества. Значение мировоззренческих ориентации состоит в том, насколько выбор политических позиций человека зависит от испытываемых им предпочтений к индивидуальным или коллективным ценностям. Так, история России, Беларуси показывает в отличие от государств Запада, испытавших на себе в полной мере воздействие капитализма, протестантской этики, что жители нашей страны веками ориентировались главным образом на нормы общинного коллективизма. Он воплощал в себе приоритет интересов коллектива, общины, сословия, государства, общества перед целями и ценностями отдельной личности, потребностями индивида. Интегративным показателем явилось то, что, среди важнейших ценностей для российского человека на первый план выдвигался идеал не свободы, а равенства. И эта традиция в советском обществе получила дополнительный импульс со стороны тотального контроля государства над личностью и коллективистских начал, насаждаемых советской властью в общественной жизни. В настоящее время все чаще утверждается, особенно средствами массой информации, что на основе радикальных преобразований в обществе в направлении его капитализации в сознании человека уже произошла замена коллективистских установок на индивидуалистические, а идея справедливости вытеснена идеей свободы. Такие выводы, вероятно, преждевременны, особенно в отношении Беларуси. Правомерно говорить лишь о тенденции складывания предпосылок подобного процесса.

Аналогичную трактовку структуры политической культуры, но несколько по-иному, даёт Н. В. Скок. Она отмечает, что «политическая культура представляет собой целостную систему ценностных, познавательных поведенческих элементов, функционирующих в реальной окружающей среде».

Что представляет собой ценностный элемент? Это исторически сложившиеся социальные ценности, которыми руководствуются субъекты политической деятельности. Они отражают определенные архетипы поведения, служат ориентирами при выборе целей и средств их осуществления. К базисным ценностям относятся свобода, справедливость, равенство, безопасность, социальная ответственность, национальное единство и согласие. Обладая относительной устойчивостью и исторической преемственностью, они отражают общечеловеческие представления об идеальных моделях общественного устройства и поведенческих нормах, этически приемлемых способах политической деятельности.

Познавательный компонент составляют доминирующие в обществе или наиболее характерные для той или иной социальной группы типичные представления о разных аспектах политической жизни общества: о политике, политической власти, политической системе, политическом режиме; о механизме политического управления, принятии политических решений, политических лидерах; о собственном месте в политической жизни, об эффективности участия в политической деятельности и т.д. Иначе говоря, в качестве познавательного компонента политической культуры выступают устойчивые стереотипы политического мышления, политического сознания во всех его формах и проявлениях.

Поведенческий элемент включает политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Политическая установка - это отношение субъекта к политическим явлениям, а политическое поведение - это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и политическое поведение существуют в органичном единстве, их устойчивые стереотипы составляют непременный компонент политической культуры личности, социальной группы, этноса или общества в целом.

Политическая культура предстает как результат длительного поиска различными поколениями политических ценностей и идеалов, тщательного их отбора в ходе апробации и закрепления на практике. Будучи целостной, монолитной, политическая культура вместе с тем выступает как внутренне противоречивое явление. В ней всегда представлено творческое новое и рутинное, остаточное от прошлого, устойчивое и изменчивое, целостное и частичное. Отражая поиск и отбор новых идеалов, путей и способов их реализации, она содержит массу конфликтов, противоречий между личным и общественным, идеалом и установкой, мотивом поведения и самим поведением. Благодаря этому она способна ориентировать людей на политические действия или бездействие.

Как мы уже отмечали, политическая культура может быть представлена на уровне общества, социальной группы и личности. На уровне личности её следует воспринимать как неотъемлемую составную часть общего культурного облика индивида. Политическая культура индивида - это одновременно и продукт его личного опыта и знаний, приобретённых в процессе ранней социализации и последующей жизни, и отражение на индивидуальном уровне исторической памяти нации, и преломление на уровне конкретного индивида политической культуры данного общества в целом. Как и в политической культуре общества, в политической культуре личности есть элементы, которые единожды сформировавшись, сравнительно мало изменяются со временем, и компоненты, энергично реагирующие на изменяющиеся условия социальной среды.

На уровне личности наиболее адекватным выражением сущности политической культуры выступает правила ее поведения, стиль деятельности как участника политического процесса. Эти правила в конечном итоге обусловлены ее ценностными представлениями субъекта о политических явлениях и как таковые реализуются на практике. В нем одновременно присутствуют и общепринятые принципы, и индивидуально неповторимые моменты.

Исходя из наличествующей политической культуры личности, можно говорить о ее политической зрелости или незрелости. Политически зрелую личность отличают мировоззренческая убежденность, гражданственность, проявляющиеся в сознательном, постоянно присутствующем интересе к политическим процессам, событиям, в потребности в расширении и обновлении политических знаний, самостоятельности политического анализа и принятии индивидуального решения, в чувстве ответственности за судьбы своей страны и, наконец, в участии в политической жизни. И если общество со стабильной политической системой может позволить себе освободить часть своих граждан от прямого и непосредственного участия в политическом процессе, то для любого общества, находящегося на переходном этапе, а тем более в кризисном состоянии, политическая пассивность его граждан может привести к полному краху. Отсюда следует, что политическая культура населения — это тот фундамент, на основе которого должна строиться реальная практическая политика. Можно согласиться с мнением о том, что если политика не учитывает существующую в обществе политкультуру, то она либо отторгается населением, либо искажается до неузнаваемости.

Все рассмотренные элементы политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов политического поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному организму.

Рассматривая политическую культуру как способ воспроизводства политической жизни, мы должны выявить ее системообразующие свойства в различных аспектах по шкале уровней социальных субъектов. Собственно системный характер политическая культура обретает именно на уровне национальной политической культуры, который, в свою очередь, выступает частью совокупного адаптационного механизма конкретного народа к условиям своей жизнедеятельности. Политическая культура как бы растворена во всей совокупности общественных отношений, складывающихся в социуме. Системообразующим началом национальной политической культуры является общекультурный генотип, который включает в себя также и устойчивые способы политической самоорганизации той или иной этнической общности. Этот специфический стержень, называемый национальным характером, психическим складом, «архетипом» или же собственно «традицией», определяет политический менталитет каждого отдельного народа, задает ценностную легитимизацию соответствующего политического поведения. Политическая традиция обнаруживается в стереотипах восприятия политической жизни, в стереотипах политического поведения, в воспроизводимых схемах функционирования политических институтов. А поскольку политическая жизнь включает в себя, с одной стороны, соперничество различных групп за социальные блага, а с другой - распределение последних государством, постольку содержательная сторона национальной политики должна определяться характером выбранных предпочтений: допустимыми рамками       социального                                         неравенства; закрепленными в обычаях и праве способами политического представительства и разрешения возникающих споров; механизмом определения верховного посредника и предпочтительными методами утверждения его авторитета; ролью различных социальных групп в принятии важнейших политических решений и т.д.

Приспособительный механизм политической традиции выявляет и интенсифицирует те модели поведения, которые предопределяют внутреннюю идентичность и комфортность национального бытия. Разумеется, национальная политическая традиция видоизменяется, так как меняются внешние и внутренние условия ее существования. Какие-то элементы, компоненты традиции уступают место новым ценностям и стандартам поведения, однако ядро традиции не исчезает, оно обновляет свою внешнюю сторону, а при глубинном кризисе - и внутреннюю структуру. Но и в последнем случае должны сохраниться важнейшие скрепы идентичности, национального менталитета, иначе политическая система распадется, что повлечет за собой разрушение собственно всех сфер общественной жизни. Таким образом, политическая культура в своем системном качестве является матрицей, т. е. совокупностью укорененных базовых ценностей и норм, обеспечивающих политическое единство общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: