Тема 4. Индивидуально-психологические особенности врача и пациента 5.04

Психологические типы врача и пациента. Ведущие мотивы, ценности и направленность личности. Характер и темперамент. Акцентуации личности. Внутренняя картина болезни. Классификация типов отношения к болезни.

Вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям:

1. Перечислите слабые и сильные стороны каждого типа темперамента.

2. Напишите в чем особенности лечения пациентов с разным типом темперамента. Как лечить и как будет относиться к лечению человек с определенным типом темперамента?

3. Каково соотношение темперамента и характера? Что лежит в основе темперамента и характера?

4. Чем характеризуются акцентуации характера?

5. Составьте портрет «идеального» врача, «идеального» пациента.

6. Что такое Внутренняя картина болезни? Ознакомьтесь с классификацией типов отношения к болезни и напишите, какие типы являются адаптивными, а какие неадаптивными и почему?

Задание 1. Проведите самодиагностику типа темперамента и напишите заключение (варианты опросников: опросник Г.Айзенка, опросник Русалова, опросник Белова «Формула темперамента»). Самостоятельно, результаты не присылать.

Задание 2. Понаблюдайте за внешним поведением пациента (общая активность, моторика, эмоциональность, речь) и сделайте предварительное заключение об особенностях его темперамента. Объясните, на какие именно особенности поведения пациента Вы опирались при выявлении типа темперамента. Можете вспомнить пациента или проанализируйте темперамент того, с кем сейчас общаетесь!

Тема5. Общение врача и пациента. Трудности общения врача и пациента до 6.04

Сущность понятий «общение», «педагогическое общение», «профессиональное общение», «аффилиация» в профессиональной деятельности врача. Педагогика профессионального общения. Проблемные ситуации общения и их педагогическая квалификация. Вербальное и невербальное общение. Проксемика. Активное слушание. Стили взаимодействия. Понятие конфликта. Коммуникативные барьеры в ходе общения врача и пациента. Причины плохой коммуникации. Положительное и отрицательное воздействие конфликта. Стратегии поведения в конфликте.

Вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям:

1. Какие коммуникативные навыки необходимы врачу незави­симо от врачебной специализации?

2. Какие барьеры в общении могут возникать в медицинской деятельности?

3. В чем особенности активного слушания?

4. Назовите положительное и отрицательное воздействие конфликта.

5. Назовите ошибки в конфликтной ситуации. Что делать и что не делать в конфликте?

6. Почему люди избегают конфликтной ситуации? Напишите свое мнение.

Задание 1. Ознакомьтесь  с Калгари–Кэмбриджской моделью медицинской кон­сультации и выскажите свое мнение относительно её использования в практике врача.

Задание 2. Какие коммуникативные барьеры чаще всего встречаются в Вашей работе?

Задание 3. Проведите самодиагностику стратегий поведения в конфликте (по тесту Томаса). Результаты не присылать.

Тема 7. Профилактика эмоционального выгорания в работе медицинского персонала до 8.04

Профессиональный стресс. Понятие «профессионального выгорания». Признаки синдрома эмоционального выгорания. Физические, психологические, поведенческие симптомы. Причины эмоционального выгорания. Профилактика синдрома выгорания.

Вопросы и задания для подготовки к практическим занятиям:

7. Причины профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания в работе врача.

8. Назовите основные симптомы профессионального выгорания.

9. Назовите методы, техники самопомощи при стрессе.

Задание 1. Проведите самодиагностику Синдрома эмоционального выгорания по методике Бойко. Результаты не присылайте.

Задание 3. Разработайте рекомендации по профилактике Синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников, учитывая профиль Вашей врачебной специальности.

 

Литература:

1. Васильева Е.Ю. и др. Педагогика в клинической практике врача: учебное пособие /Е.Ю. Васильева, М.Ю. Гайкина, Т.В. Тагаева. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. – 118 с.

2. Педагогика в медицине: учеб. пособие под ред. Н.В. Кудрявой. – М.: Академия. 2012. 320 с.

3. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х томах Т3. Психология личности [Электронный ресурс] / Р.С. Немов. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 739 с. - Режим доступа: http://www.biblio-online.ru 

4. Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Л. П. Баданина. - М.: ФЛИНТА, 2014. – 448 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com

5. Горбатов, Д.С. Общепсихологический практикум [Электронный ресурс] / Д.С. Горбатов. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 307 с. - Режим доступа: http://www.biblio-online.ru

6. Рамендик, Д. М. Психология делового общения: учебник и практикум для СПО / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 207 с. — (Серия: Профессиональное образование). Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://ezproxy.ssmu.ru:2059/bcode/434159

7. Скибицкая, И. Ю. Деловое общение: учебник и практикум для СПО / И. Ю. Скибицкая, Э. Г. Скибицкий. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. — (Серия: Профессиональное образование). Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://ezproxy.ssmu.ru:2059/bcode/441921

 

Литература в библиотеке СибГМУ

1. Новгородцев И.В., Педагогика в медицине [Электронный ресурс] / Новгородцев И.В. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 105 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976512818.html2. Новгородцев И.В., Педагогика в медицине. Практикум [Электронный ресурс] / Новгородцев И.В. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 52 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976512825.html

3. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 471 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://ezproxy.ssmu.ru:2059/bcode/425569

4. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика: учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 574 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://ezproxy.ssmu.ru:2059/bcode/444141

5. ИванчиковаТ.В. Речевая компетентность в педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Иванчикова Т.В. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 224 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976503366.html

6. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс] / Киселев Г. М. - М.: Дашков и К, 2014. - 304 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394023651.html

7. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие [Электронный ресурс] / Кравцова Е.Е. - М.: Проспект, 2016. - 320 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392192366.html

8. Подымова Л.С., Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект [Электронный ресурс]: Монография / Подымова Л.С. - М.: Издательство МПГУ, 2012. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785426301085.html

9. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли [Электронный ресурс]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям 031000 "Педагогика и психология", 031300 "Социальная педагогика", 033400 "Педагогика"/ В.Г. Торосян. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 351 с. (Учебник для вузов) - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5305000904.html

10. Успенский В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031000 "Педагогика и психология" /В.Б. Успенский, А.П. Чернявская.- М.: ВЛАДОС, 2008. - 175 с. (Учебное пособие для вузов) - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785305000863.html

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: