Этап ближайших последействий

На данном этапе руководитель организует использование в работе, учебе, жизни опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Необходимо обратить внимание на все новые предложения, отобрать и использовать лучшие из них. Сразу после подведения итогов необходимо приложить все усилия для того, чтобы коллектив начал осуществлять новые предложения, коллективно наметить программу действий.

Рассматривая коллективно-творческое дело можно сказать, что большая часть воспитательных задач решается на уровне подготовки и организации. Бывают случаи, когда при хорошей подготовке и организации внешний результат получается несоответствующим желаемому.

Однако это совсем не означает, что поставленные воспитательные задачи не выполнены, наоборот, данная ситуация дает педагогу дополнительную возможность развития в ребятах их аналитических способностей, позволяет им осмыслить случившееся, и сделать для себя выводы на будущее. При этом важно помочь ребятам понять, из-за чего так произошло, и что необходимо сделать, чтобы этого не было впредь. При этом ни в коем случае нельзя их обвинять - у них возникнет депрессивное состояние раскаяния, что не позволит им провести даже самостоятельную аналитическую работу.

Таким образом, при работе с отрядом, главным педагогическим результатом является ПРОЦЕСС подготовки и организации дела, а не его внешний РЕЗУЛЬТАТ.

Целеполагания стадий коллективного творческого дела

Стадии Педагогические целеполагания Методы. Форма деятельности коллектива Задача вожатого
Предварительная работа воспитания (1 стадия) С какой целью? Что лучше сделать? Для чего, с кем? Кто может помочь? Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором? «Нацеливающие» воспитательные мероприятия: - «стартовая задача» - товарищеская беседа - рассказ-размышление - убеждение на собственном опыте При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с ребятами. Тон разговора доброжелательный, заинтересованный.
Коллективное планирование (2 стадия) Какое дело проведем? На радость и пользу кому? Где его провести? Как лучше провести? С кем вместе провести? Кто будет ответственным? Кто будет ведущим? Сбор-старт: - обоснование предложений - анализ задач на размышление - творческий поиск - открытая дискуссия - выбор Совета Дела, творческой или инициативной группы Взрослые принимают участие в общей работе на равных условиях.
Подготовка дела  (3 стадия) Как развить положительные качества детей? Как преодолеть отрицательные качества? Как включить всех в активный творческий поиск? Как научить детей преодолевать трудности и не поддаваться соблазнам? - увлечение добрыми сюрпризами - помощь товарищеским советом - товарищеский контроль - поощрение, доверие - увеличение делом, поиском, романтиком, игрой - уточнение проекта коллективного творческого дела Традиция общей коллективной работы Главной заботой является накопление каждым участником опыта организаторской и исполнительской работы. Каждому ребенку необходимо научиться командовать и подчиняться товарищу. На этом этапе формируются отношения содружества, ответственной зависимости.  
Проведение дела (4 стадия) Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как создать радостную перспективу близкого успеха? Как научить ребят выходить из затруднительного положения? Любые виды КТД Формы КТД: - операции - эстафеты - конкурсы - смотры - соревнования - диспуты и т.д.   Задача взрослых – пробудить и утвердить у ребят бодрость, уверенность, стремление преодолеть свои трудности. Главное- спокойствие, выдержка, приподнятое настроение.
Подведение итогов (5 стадия) Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы? Как помочь воспитанникам анализировать и оценивать проделанную работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? - товарищеский разговор - сборы огоньки - поддержка, побуждение - товарищеское поручение - награда - контроль, требование - обсуждение, награда - наказание Способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела. подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношения содружества между взрослыми и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка являются для детей личностно значимой и способна оказать воздействие на формирование их оценки и самооценки.
Подведение итогов Ближайшее последействие (6 стадия) Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить осуществлять собственные решения? Как убедить в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? - расстановка сил, доверие - радостная перспектива - выполнение чередующихся поручений - преемственность в дела - взаимопомощь Организовать использование учениками и в учебной работе, во внеурочной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

Алгоритм проведения КТД в детском лагере:

1. Подготовка: разработка коллективно-творческого дела. На данном этапе необходимо определить: цели проведения, возрастную группу участников, количество участников, содержание (идея, сюжет). При определении данных параметров стоит учитывать мнения участников и организаторов дела.

2. Организация. На данном этапе стоит распределить роли участников в процессе реализации дела. Для этого надо учесть способности участников, их желание в реализации и развитие определенных умений. Так же необходимо определить и подготовить материально-техническую базу: помещение, реквизит, оборудование и т.п.

3. Проведение дела. Непосредственная реализация дела. При проведении дела вожатые, педагоги выступают в роли помощников и наставников, участвуют в совместной деятельности.

4. Анализ дела. Необходимо изучить мнения детей, их эмоции, предложения, замечания по итогам проведения дела. В процессе изучения данной информации вожатым следует провести анализ по проведенному делу и использовать полученный опыт при следующей организации КТД.

Как видно из алгоритма КТД – вся коллективно организаторская деятельность включает в себя четыре «сами»:

- Сами определяем цель предстоящей деятельности

- Сами планируем

- Сами организуем

- Сами подводим итоги и оцениваем ее

За основу планирования необходимо взять следующие принципы:

1. Лучше меньше, да лучше

2. Каждое дело с пользой – иначе зачем?

3. Каждое дело людям – иначе зачем?

4. Каждое дело творчески – иначе зачем?

5. Наша цель – счастье людям

Рекомендации при проведении коллективно-творческого дела:

1. Особая роль отводится возможности самостоятельной работы детей в процессе проведения КТД. Вожатый при этом контролирует их действия, направляет при необходимости.

2. Необходимы разнообразные виды деятельности: познавательная, спортивная, трудовая и другие.

3. Мотивацию лучше использовать положительную: развитие способностей, призы, подарки, грамоты и т.п.

4. В процессе анализа и награждения необходимо отметить вклад каждого участника.

5. У любого КТД должна быть цель, которую надо по возможности достичь, в процессе проведения. Если цель не достигнута, необходимо изучить какие факторы на это повлияли и избежать их появления в будущем.

Существует несколько приемов придумывания КТД — технология «четырех А»: адаптация, аналогия, альтернатива, ассоциация.

Самый простой способ разработки дела — метод адаптации. Определив для себя воспитательную задачу, вожатый обращается к опыту других: педагогов, вожатых, учителей, т.е. тех, кто уже нашел свои способы решения похожей проблемы. Чаще всего такой опыт описан в различных методических сборниках и рекомендациях. Читаем, соотносим со своими условиями и возможностями и из готовых элементов составляем свой вариант КТД.

Метод подготовки дела по аналогии. Мы уже знаем (видели, участвовали, читали), как проводится то или иное мероприятие или дело. Вспоминаем и записываем шаги, перекладываем на свои условия, и у нас получаются свои лагерные мероприятия.

Метод придумывания дел по альтернативному варианту. В данном случае вожатый тоже отталкивается от ранее увиденного и знакомого. Но то, что видели и делали, уже стало обыденным, хочется чего-то нового. И вожатый пробует создать нечто противоположное.

Четвертый способ придумывания — метод ассоциаций. Например, на дни смены выпал праздник Всероссийский день семьи, любви и верности. Каким может быть содержание этого праздника в отряде? Какие ассоциации у вас рождаются, когда вы слышите слова «семья», «любовь», «верность»? Записываем на листочке. А о ком вы подумали, вспомнили? Произнесите эти слова. Верно, о ваших семьях, ваших родителях, бабушках и дедушках, которые хранят семейные ценности и традиции. Что вы можете рассказать о них? В какой форме преподнести свой рассказ? Просто рассказать будет неинтересно. А вот песни, стихи, легенды, инсценировки, пожалуй, будут более зрелищными. А как вы дома встречаете гостей, что готовите, что поете, во что играете? Чем любите заниматься все вместе, чем увлекаетесь, что коллекционируете? И так постепенно одно словечко цепляется за другое, одна мысль обгоняет другую — и у нас на листке возникает целый ряд слов, из которых вожатый может придумать много дел — вечер семейных традиций, игру-путешествие «Мы гостям всегда рады», огонек «Старый семейный альбом», познавательное занятие «Семейное древо», турнир «Во что играли наши деды».

Этапы проведения КТД

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВЗРОСЛЫХ.

На этом этапе определяется роль КТД в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи, намечаются различные варианты дела. Придумываются форма, содержание, определяются цели и задачи КТД.

2 этап – ПЛАНИРОВАНИЕ КТД.

Планирование КТД осуществляется в форме сбора-старта. Сначала в микрогруппах, а затем сообща решают следующие вопросы:

- Для кого проводим?

- На радость и пользу кому?

- Как лучше его провести?

- Кому участвовать – всему коллективу или отдельной микрогруппе?

- С кем вместе?

- Кто будет руководить?

- Где лучше провести это дело?

- Когда?

Ведущие общего сбора-старта ставят вспомогательные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, развивают выборы Совета Дела (если есть такая необходимость).

3 этап – Руководящий орган данного КТД уточняет предложения, конкретизирует решение сбора-старта. Разрабатывает ПЛАН ПОДГОТОВКИ ДЕЛА.

Поощряют инициативу каждого, обращение за помощью, координируют работу, при необходимости контроль.

Подготовка КТД осуществляется по плану:

1. Оформительская работа:

-изготовление реквизита

-объявление

-реклама (радиореклама)

-пригласительные билеты

-оформление сцены, зала и т.д.

2. Технические вопросы:

-запись фонограмм

-аппаратура

-состояние помещения

-регистрация

3. Организационная работа:

-приглашение гостей

-организация выставок

4 этап – ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛА.

5 этап – АНАЛИЗ КТД – КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

На этом этапе здесь важную роль играет общий сбор участников проведенного дела: это может быть сбор, «Огонек» и т.д.

Сначала микрогруппами, а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД.

Т.е. необходимо ответить на вопросы:

- Что понравилось и почему?

- Что удалось и почему?

- Что возьмем на будущее?

- Чему я научился?

- Кому скажем спасибо?

6 этап – выполняются решения последнего сбора, исправляются ошибки, учитывается положительный опыт и задумывается НОВОЕ КТД

Планирование КТД

Участники, зрители, жюри 1. Кто?

Определение актуальности, необходимости 2. Почему?

Определение временных рамок (сроки, продолжительность) 3. Когда?

Определение возможного места проведения мероприятия (помещение, свежий воздух) 4. Где?

Определение целей и задач 5. Зачем?

План мероприятия, его краткое описание 6. Что?

Подробное описание мероприятия 7. Как?

 

Практическое занятие «Конструируем КТД».

Все участники занятия делятся на небольшие группы численностью от 3 до 5 человек. Оптимальное количество таких групп - 3-5.

1 этап «Опыт».
Участникам предлагается для начала вспомнить те КТД, которые им уже известны, когда-либо проводились.

Задание группам. За 3 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить его и сдать ведущему (вожатому), ответить на вопросы других групп.
Через 3 минуты группы по очереди оглашают свои перечни. Все участники записывают новые для себя формы и возникающие по ходу ассоциативные идеи. Группы могут задавать друг другу вопросы о содержании и методике проведения названных дел.

Ведущий (вожатый) имеет право исключить из перечня другие типы форм или просто названия событий, не обозначающие никакой формы (например, день памяти, биологическая неделя), а также родовые названия форм без конкретного уточнения их вида (например, фестиваль, праздник, вечер).
Группы, отвечая на вопросы участников и ведущего (вожатого), должны кратко охарактеризовать предлагаемые формы и аргументировано доказать, что по своей методике они являются именно коллективными творческими делами. В этом состоит своеобразное упражнение на осознание методических особенностей этого типа форм работы.

Помощники ведущего (вожатого) или он сам могут фиксировать количество дел, названных каждой группой, и начислять им очки (по одному за каждое). Этот прием создаст ситуацию творческой конкуренции и позволит сразу же активизировать участников.

При перечислении дел вторая и последующие группы не называют те, которые уже прозвучали, но сообщают, сколько дел было первоначально уже названных. (Первая цифра нужна для подсчета заработанных группой очков, вторая - для подсчета общего количества КТД, названных всеми участниками).

2 этап «Вариации».
Ведущий (вожатый) объясняет, что некоторые формы КТД могут иметь множество различных вариантов. Например, такие, как путешествие, турнир, пресс-конференция, фестиваль и т п.
Задание группам. За 1 (2) минуты предложить как можно больше различных вариантов одной из форм КТД.
Количество названных группами вариантов опять фиксируется. Набранные очки прибавляются к заработанным на предыдущем этапе. Группы также имеют право задавать друг другу вопросы о том, как может выглядеть то или иное предлагаемое КТД.

На этом этапе уже могут родиться совершенно новые идеи коллективных творческих дел, никогда и никем ранее не проводившихся. Этот этап, по существу, упражнение на вариативность мышления и поиск оригинальных вариантов.

3 этап «Идеи» (или «Защита идей»).
Ведущий объясняет, что принцип разработки новых КТД лучше всего освоить на примере такого их жанра, как сюжетно-ролевые КТД. Их отличительными признаками являются: наличие сюжета, по которому развиваются «события»; роли, выполняемые участниками; правила игрового поведения.
Чтобы разработать такую новую форму, надо прежде всего найти и развить подходящий сюжет. Основой для выбора сюжета есть три пути поиска.

Во-первых, основой для идеи игрового сюжета могут стать существующие в реальной жизни учреждения или комплексы (мастерская, академия и т.п.).

Во-вторых, основой для разработки сюжета могут стать события реальной жизни людей (фестиваль, пресс-конференция, путешествие).

В-третьих, основу сюжета можно найти и в каких-либо предметах (шкатулка).

После такого рассказа группы участников получают творческие задания. У ведущего (вожатого) заготовлены карточки, на которых написаны слова, обозначающие или учреждения, или события, или предметы. Примерный набор карточек может быть таким: 1 - академия, аптека, почта, цирк, музей клуб, ателье, мастерская, фабрика и т.п.; 2 - путешествие, экскурсия, экспедиция, эстафета, телемост, аукцион, суд, фестиваль, защита, турнир, парад и т.п.; 3 - газета, книга, журнал, шкатулка, словарь, часы, цветок, портфель, азбука, машина и т.п. Карточки раскладываются на столе обратной стороной кверху.

Задание группам. Выбрать по одной карточке из каждого ряда. Разработать совершенно новое КТД (на выбор). При защите необходимо отразить следующее:
- назвать форму, указать ее возрастные границы;
- изложить примерное содержание дела;
- охарактеризовать план подготовки.

Время на подготовку - 20 мин.
По истечении отведенного времени ведущий объявляет порядок защиты: представитель группы называет все три карточки, говорит, какую (или какие) группа выбрала для разработки, и излагает родившиеся идеи. Затем участники могут задавать вопросы, а потом высказать свои суждения, мнения о предложенной идее. После чего группы оценивают ее с помощью цветовых карточек, представляющих шкалу оценки по каждому из следующих параметров: приемлемость для практики, оригинальность замысла.

 

Законы работы в группе:

§ Здесь нет наблюдателей.

§ Ни один из участников не имеет права подводить своих товарищей.

§ Если высказывается ошибочное мнение, спокойно выслушай, а потом выскажи свое.

§ Говори лаконично, конкретно, по-деловому… с достаточной долей юмора.

Девиз работы: «Не стыдно не знать, стыдно не познавать!»


Пока идет защита, помощники ведущего (или он сам) фиксируют все оценки, полученные каждой группой, подсчитывают их сумму. По окончании защиты подводятся итоги: называется "группа-лидер" каждого этапа и "абсолютный чемпион"; обращается внимание участников на общий перечень КТД, составленный в ходе работы; акцентируется внимание на особо интересных идеях и предложениях, рекомендуется воспользоваться ими на практике.

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: