Вопрос 47. Элементарные виды памяти и научения

1. Определение памяти

2. Элементарные механизмы научения

I. Одним из основных свойств нервной системы является способность к длительному хранению информации о внешних событиях - память. Память - это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроиз­ведении информации в живой системе.

По современным представлениям, в памяти закрепляются не отдель­ные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать об­ширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окру­жающему миру.

Память как результат обучения связана с такими изменениями в не­рвной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют на дальнейшее поведение живого орга­низма. Комплекс таких структурно-функциональных изменений связан с процессом образования энграмм, то есть следов памяти (термин, пред­ложенный зоологом Дж. Янгом в 50-х гг.).

Память выступает также как своеобразный информационный фильтр, поскольку в ней обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная доля от общего числа раздражителей, воздействующих на организм. Пронизывая все стороны существования человека, память имеет раз­ные формы и уровни проявления и функционирования.

69

2. В нейрофизиологии выделяют следующие элементарные механизмы научения:

привыкание - проявляется в постепенном уменьшении реакции по мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождаем угашение ориентировочной реакции;

сенситизацш - процесс, противоположный привыканию. Выражается в снижении порога при предъявлении раздражителей. Благодаря сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейтральный раздражитель;

временная связь (условный рефлекс).

Согласно И.П. Павлову, физиологической основой запоминания служит условный рефлекс как акт образования временной связи между стимулом и реакцией. Эти формы памяти и научения называют простыми, чтобы отличать от научения, имеющего произвольный осознанный характер. Элементарные формы научения есть даже у беспозвоночных.

Память разделяется также на:

генотипическую, или филогенетическую - связана с безусловными рефлексами и инстинктами;

фенотиптескую - обеспечивает обработку и хранение информации приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения.

Использованные источники:

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 84 - sje


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: