Субъекты МЧП (общая характеристика)

Субъектами международного частного права выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, меж­дународные межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица).

Участники правоотношений, регулируемых нормами международного частного права являются его субъектами. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства. Правовой статус перечисленных субъектов совпадает с соответствующими субъектами частного права.

К понятию «субъекты международного частного правоотношения» тесно примыкает понятие «правосубъектность», которое широко используется в доктрине, но при этом наполняется подчас разным содержанием. Чаще всего правосубъектностью обозначают признанную законом возможность иметь права и обязанности при возникновении в будущем конкретных правоотношений. Иными словами, правосубъектность рассматривается в качестве общей юридической предпосылки обладания конкретными правами и обязанностями. Считается также, что правосубъектность является обобщающей категорией, включающей в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Более подробно эти вопросы будут освящены далее.

Приобретая по основаниям, допускаемым законом, субъективные права и обязанности, правосубъектные лица становятся участниками конкретных правоотношений. В любом международном частном правоотношении должно быть не менее двух сторон - управомоченной и обязанной. Управомоченной стороной выступает обладатель субъективного права, обязанной стороной - носитель правовой обязанности. Достаточно часто каждый из участников правоотношения одновременно является управомоченной и обязанной стороной.

Как правило, в правоотношении участвуют конкретные лица - продавец и покупатель, арендатор и арендодатель и т.д. Однако в некоторых правоотношениях, например в правоотношениях собственности, на обязанной стороне выступает неопределенное число лиц (все так называемые третьи лица), которые должны воздерживаться от нарушения права собственности.

Субъектный состав участников правоотношения может меняться в результате различных событий и действий, в частности в случаях смерти физических лиц, ликвидации и реорганизации юридических лиц, совершения сделок и т.п. Переход прав и обязанностей от одного лица (правопредшественника) к другому лицу (правопреемнику), которое заменяет его в правоотношении, называется правопреемством.

Различают два вида правопреемства - универсальное (общее) и сингулярное (частное).

При универсальном правопреемстве правопреемник замещает правопредшественника во всех правоотношениях, за исключением тех, в которых правопреемство не допускается. Примером такого правопреемства служит наследование, в результате которого к наследникам переходят все права и обязанности умершего, кроме погашаемых с его смертью.

Под частным понимается правопреемство в одном или нескольких конкретных правоотношениях. Так, в результате уступки права требования субъективное гражданское право, а при переводе долга - гражданско-правовая обязанность могут перейти к другим лицам, которые заменят своих правопредшественников в конкретных правоотношениях.

По общему правилу право допускает правопреемство в отношении имущественных прав и обязанностей и не разрешает его в отношении личных неимущественных прав и обязанностей. Однако это правило имеет исключения. Например, по авторскому договору или по наследству к правопреемнику может перейти право на обнародование произведения, которое является личным неимущественным правом.

30. Виды правового режима.

Правовой режим - это совокупность прав и обязанностей иностранных физических и юридических лиц.

В международном частном праве различают три вида правового режима:

 национальный режим;

 режим наибольшего благоприятствования;

 специальный режим.

Национальный режим - это предоставление иностранным физическим и юридическим лицам таких же прав и обязанностей, какие имеют собственные граждане и юридические лица. Национальный режим устанавливается национальным законодательством и международными договорами.

Например, ст.11 Конституции Республики Беларусь гласит: <Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международным договорами>.

Примером предоставления иностранцам национального режима по международному договору может служить Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года, в п.1 ст.II которой записано: <Выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его территории, а также охраной, специально предоставляемой настоящей Конвенцией>.

Режим наибольшего благоприятствования - это предоставление иностранным физическим и юридическим лицам такого режима, какой предоставляется или будет предоставляться физическим и юридическим лицам третьей страны.

Режим наибольшего благоприятствования предоставляется на основе международных договоров. Сфера его применения - торговля, мореплавание, правовое положение иностранных организаций.

Например, ст.1 Соглашения о торговых отношениях между США и СССР, ратифицированного Верховным Советом Республики Беларусь, предусматривает: <каждая Сторона без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию другой Стороны, режим не менее благоприятный чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны, во всех вопросах, относящихся к:

а) таможенным пошлинам и сборам любого вида, налагаемым на или в связи с импортом или экспортом, включая способ взимания таких пошлин и сборов;

б) способам оплаты импорта и экспорта и международного перевода таких платежей;

в) правилам и формальностям в связи с импортом и экспортом, включая те, которые относятся к таможенной очистке, транзиту, складированию и перегрузке;

г) налогам и другим внутренним сборам любого рода, применяемым прямо или косвенно к импортируемым товарам;

д) правилам, касающимся продажи, покупки, перевозки, распределения, хранения и использования товаров на внутреннем рынке.

Отличие режима наибольшего благоприятствования от национального режима состоит в том, что при национальном режиме в равное положение ставятся иностранные и собственные физические и юридические лица, а при режиме наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные физические и юридические лица между собой.

Специальный режим (преференциальный режим) — предоставление одними государствами другим государствам или в рамках определенной группы государств льгот в сфере торгово-экономического сотрудничества.

Преференциальный режим выражается в предоставлении льгот:

 в сфере международной торговли с развивающимися странами;

 для стран, участвующих в таможенных союзах;

 для стран, участвующих в зонах свободной торговли;

 в приграничной (прибрежной) торговле.

Предоставление тарифных преференций закреплено в Законе Республики Беларусь <О таможенном тарифе> (ст.34), который допускает установление преференций в виде льгот в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставки таможенной пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: