Р. В. ОВЧАРОВА, С.В.Уманский
Психология личности
Министерство образования и науки Российской Федерации
Курганский государственный университет
Р. В. ОВЧАРОВА, С.В.Уманский
Психология личности
Учебное пособие
Курган 2010
УДК 316.6 (075.8)
ББК 88.5 я 73
О35
Рецензенты:
Г.Г.Буторин, доктор психологических наук, профессор.
Р.В.Габдреев, доктор психологических наук, профессор.
О35 Овчарова Р.В., Уманский С.В. Психология личности. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2010. - 237с.
Печатается по решению методического совета Курганского государственного университета.
«Психология личности» является одним из базовых курсов в подготовке студентов–психологов и способствует глубокому освоению дисциплин специализации в области психологии образования, консультативной психологии, психотерапии и организационной психологии. Он направлен на освоение студентами системы современной методологии исследования личности, на раскрытие связей психологии личности с родственными науками, на понимание связи становления личности с развитием психики, сознания, самосознания и деятельности, на овладение знанием о структуре личности и ее жизненной динамике, на целостное понимание психологических условий жизненного роста личности. Учебное пособие состоит из шести тематических блоков, предусмотренных ГОС: введение в психологию личности; развитие и динамика личности; духовное бытие и внутренний мир личности; личность в социуме; эго-идентичность и ее защита; введение в теории личности.
|
|
В книге использованы аналогичные учебные пособия В.А.Аверина, Г.А.Асмолова, Д.А.Леонтьева, Р.С.Немова, А.Б.Орлова, Т.В.Слотиной, Н.Е. Харламенковой, и других авторов.
Книга предназначена для студентов психологических факультетов, практикующих психологов, а также и для широкого круга специалистов смежных профессий.
Рис. - 11, табл. - 7, библиограф. – 65 назв.
УДК 316.6 (075.8)
|
О35
iSbn
ã Курганский государственный
|
|
университет, 2010
ã Овчарова Р. В., Уманский С.В.,2010
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….............5
Раздел 1. Введение в психологию личности
1.1. Предмет, задачи и функции психологии личности………………………………….6
1.2. Понятие личности. Структура личности…...………………………………………. 19
1.3. Темперамент, характер и способности……………………………………………...26
1.4. Мотивационно-потребностная сфера личности……………………………...……47
1.5.Типология личности………………………………………………….……………….....58
Раздел 2. Развитие и динамика личности
2.1. Научные подходы к исследованию проблемы развития личности в психологии……………………………………………………………………………………..62
2.2. Факторы, источники и движущие силы развития личности……………………...67
2.3. Нормативные кризисы развития личности………………………………………….69
2.4. Уровни развития личности. Зрелая личность………………………………….…..71
2.5.Динамика личности………………………………………………………..………….....74
Раздел 3. Духовное бытие и внутренний мир личности
3.1. Внутренний мир личности…………………………………………………………......85
3.2. Духовность личности…………………………………………………………………...96
3.3. Личность и проблема смысла………………………………………………..……….98
3.4. Нравственная сфера личности ………….……………………………………........104
3.5. Личность и проблема веры…………………………………………………………..110
Раздел 4. Эго-идентичность и ее защита
4.1. Самосознание личности и его функции……… ……………………………..........117
4.2. Идентичность личности…………………………………………………………........131
4.3. Психологическая защита личности…………………………………………….......138
4.4. Саморегуляция личности………………………………………………………….....146
4.5.Личностный потенциал……………………………………………………………......157
Раздел 5. Личность в социуме
5.1. Социализация и развитие личности………………………………………..….......161
5.2. Психологические механизмы социализации…………………………………...165
5.3. Социальная идентичность личности ………….……………………………..........167
5.4. Социальные установки личности…………………………………………………...171
5.5. Социальная компетентность личности………………………………….………...180
Раздел 6. Введение в теории личности
6.1.Психодинамическое направление в теориях личности. Результаты пересмотра психодинамического направления………………………………………………………185
6.2. Научающее-бихевиоральное исоциально-когнитивное направление в теориях личности……………………………………………………………………………202
6.3. Эго-психология и диспозициональное направление…………………………….207
6.4. Феноменологическое и гуманистическое направление в теориях личности..213
6.5. Особенности отечественного подхода к изучению личности………………….223
заключение ……………………………………………………………………………...240
Список литературы ………………………………………….……………………….241
ВВЕДЕНИЕ
«Психология личности» является одним из базовых курсов в подготовке студентов–психологов и способствует глубокому освоению дисциплин специализации в области психологии образования, консультативной психологии, психотерапии и организационной психологии. Он направлен на освоение студентами системы современной методологии исследования личности, на раскрытие связей психологии личности с родственными науками, на понимание связи становления личности с развитием психики, сознания, самосознания и деятельности, на овладение знанием о структуре личности и ее жизненной динамике, на целостное понимание психологических условий жизненного роста личности.
|
|
Курс систематизирует знания, полученные при изучении общей психологии, расширяет психологическую эрудицию студентов, необходимую для их исследовательской деятельности, показывает возможности теории для моделирования практической деятельности в сфере индивидуального консультирования и психотерапии. Курс предполагает проблемный, диалогичный стиль преподавания, стимулирующий поисковую активность студентов при написании курсовых работ, при самостоятельной подготовке и в использовании знаний и практических умений при дальнейшей профессионализации. В учебном курсе «Психология личности» рассматриваются теоретические проблемы сущности личности, ее структура, развитие и изменение; конкретные эмпирические данные о свойствах, типах и стилях личности; анализируются основные подходы к практической психологии личности.
В основу курса положены принципиальные положения о перманентном развитии, изменении и индивидуализации личности на протяжении всего жизненного пути; о структуре и уровнях интеграции личности, а также ее психологической устойчивости.
Курс состоит из шести тематических блоков: введение в психологию личности; развитие и динамика личности; духовное бытие и внутренний мир личности; личность в социуме; эго-идентичность и ее защита; введение в теории личности.
Основной целью освоения дисциплины является формирование системы научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений о личности, об основных тенденциях в развитии современных психологических представлений о личности, о ключевом содержании теоретических концепций личности, показ значения психологии личности для исследовательской и практической деятельности специалистов.
Задачи курса:
· формировать у студентов представление о человеке как активном субъекте, представляющем единство индивидных, личностных и индивидуальных свойств;
|
|
· определить современные методологические подходы к структуре личности и способам ее изучения;
· раскрыть особенности самосознания и саморегуляции личности;
· проанализировать особенности жизненных стратегий и способы ее построения;
· проанализировать жизненный путь личности в аспекте организации времени, проявления активности, отношения свободы и ответственности;
· способствовать формированию личностной позиции и самоопределению в современной научно-познавательной ситуации в области психологии личности.