3) Вводим формулу функции и строим график – тяговую характеристику СПК.
При расчете тяговой характеристики СПК с приводом постоянного тока можно допустить, что КПП буровой лебедки имеет число ступеней , существенно больше 6 и соответственно построить матрицу скорости с числом строк , что позволит получить плавную кривую, близкую к бесступенчатому изменению скоростей подъема бурильной колонны.
Задача № 1.3.14 Расчет тормозной системы буровой лебедки
Выполнить расчет тормозной системы буровой лебедки. Варианты задачи с исходными данными приведены в таблице 14. Условные обозначения: – максимальная нагрузка на крюке, кН; – вес подвижных частей талевой системы, кН; – кратность талевой системы; – диаметр барабана лебедки, м; – ширина тормозной колодки, м; – допускаемое контактное давление, Па.
Для всех вариантов принимается материал тормозных колодок ретинакс ФК-24А и угол обхвата тормозной лентой шкива радиан (270 град.), расчетный коэффициент трения = 0,3. Коэффициент запаса торможения .
|
|
При расчетах определить:
1) тормозной момент ;
2) проверить достаточность площади охлаждения тормозного шкива для его нормальной работы.
Таблица 14 – Исходные данные к задаче 1.3.14
Параметры | Варианты | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
, кН | 1000 | 1600 | 2000 | 3200 | 4000 | 8000 |
, кН | 50 | 60 | 80 | 120 | 150 | 180 |
8 | 8 | 10 | 12 | 12 | 12 | |
, м | 0,55 | 0,65 | 0,65 | 0,75 | 0,835 | 0,935 |
, м | 0,22 | 0,22 | 0,23 | 0,24 | 0,26 | 0,28 |
, Па | Принять для всех вариантов [p]=1,2МПа | |||||
Примечание: в этой задаче предлагается 6 вариантов, составленных по параметрам валов Допускается решать коллективно по одному варианту группой из 4 -5 студентов. Выбор варианта согласовывается с преподавателем |
Указания:
Все расчеты выполнить в табличной форме или с использованием программы MathCAD. При выполнении п.1 расчета необходимо начать с определения диаметра тормозного шкива и вращающего момента , для чего воспользоваться алгоритмом:
(1.14.1) |
(1.14.2) |
(1.14.3) |
где – средний диаметр навивки каната на барабан; – число шкивов; – КПД подъемного вала, принимается по [3, с. 350] равным 0,97; – КПД талевой системы принимается по тому же источнику в зависимости от кратности талевой системы.
Значение можно принять по справочной литературе, для рассматриваемых условий .
При расчете тормоза на нагрев (п2 расчета) исходят из количества теплоты выделяемой при спуске на длину свечи колонны наибольшего веса. Находят количество произведенной работы:
(1.14.4) |
где – натяжение ведущей струны, Н; – длина свечи, м, принять равной 25 м.
Количество тепла, выделяемого тормозом за 1ч при числе свечей, спускаемых за 1 ч, равном , будет в кВт/ч
|
|
(1.14.5) |
Вся выделяемая при торможении теплота отдается в окружающую среду и воде, подаваемой для охлаждения, т.е. по уравнению теплового баланса:
(1.14.6) |
где количество излучаемой теплоты в кВт/ч равно:
(1.14.7) |
Где: – коэффициент излучения от полированной поверхности; – то же, для матовой поверхности; –площадь цилиндрической поверхности тормозных шкивов, не закрытая тормозными колодками, м; – площадь боковых поверхностей тормозных шкивов, м; – максимально допускаемая абсолютная температура нагрева для фрикционной пары, К; – абсолютная температура окружающей среды, К.
Значение теплоты, отводимой конвекцией при неподвижном шкиве:
(1.14.8) |
где – коэффициент теплопередачи, – относительная продолжительность включения.
Значение теплоты, отводимой конвекцией при вращающихся шкивах:
(1.14.9) |
где – коэффициент теплопередачи при вращении шкива можно найти из выражения . Скорость поверхности охлаждения шкива можно легко найти, поскольку она пропорциональна частоте вращения шкива и его диаметру.
Количество теплоты, отводимой водой охлаждения, кВт/ч:
(1.14.10) |
где – коэффициент теплоотдачи от тормозных шкивов к воде, нижнее значение при скорости течения воды менее 0,15м/с, верхнее – при скорости более 0,15м/с.
– температура отводимой воды, К.
– площадь поверхности шкива, омываемой водой, м2.
Количество воды для охлаждения тормозных шкивов
(1.14.11) |
где – теплоемкость воды; – температура подводимой воды.
Вспомогательный тормоз рассчитывают на поглощение 75 – 85% всей выделяющейся теплоты, т. е.
(1.14.12) |
Эта теплота рассеивается поверхностью вспомогательного тормоза и подводимой к нему водой.
Задача № 1.3.15 Расчет талевого каната
Выбрать и рассчитать талевый канат на прочность и долговечность. Варианты задачи и исходные приведены в таблице 15.
Таблица 15 – Исходные данные к задаче 1.3.15
Параметры | Варианты | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Глубина скважины, , м | 3500 | 3040 | 3800 | З200 | 2800 | 4700 | 2500 | 2700 |
Твердость пород | Тв. | Тв. | Ср. | Ср. | Ср. | Тв. | Ср. | Ср. |
Опытный коэффициент, | 423 | 700 | 925 | 350 | 300 | 1250 | 286 | 200 |
Опытный коэффициент, | 0,42 | 0,3 | 0,33 | 0,5 | 0,6 | 0,27 | 0,72 | 0,77 |
Диаметр бурильных труб, мм | 127 | 127 | 114 | 127 | 140 | 114 | 140 | 114 |
Диаметр УБТ, мм | 178 | 178 | 159 | 178 | 203 | 159 | 203 | 159 |
Длина УБТ, , м | 160 | 150 | 200 | 120 | 100 | 180 | 100 | 175 |
Длина свечи, , м | 27 | 25 | 36 | 27 | 25 | 36 | 25 | 25 |
Рабочая высота вышки, . м | 41,5 | 41,5 | 45 | 41,5 | 41,5 | 45 | 41,5 | 41,5 |
Примечание: в этой задаче предлагается 8 вариантов, составленных по разным исходным параметрам для расчета канатов Допускается решать коллективно по одному варианту группой из 3-4 студентов. Выбор варианта согласовывается с преподавателем |
Указания.
1. Исходя из заданных значений глубины скважины, диаметров БТ и УБТ, длины УБТ нужно определить нагрузку на крюке. Суммарные веса БТ и УБТ следует найти по теоретической массе 1 м труб, приводимой в справочниках или в учебниках.
2. По найденному значению подобрать тип талевой оснастки, пользуясь практическими рекомендациями, а также тип и диаметр талевого каната. Изложить кратко обоснование своего выбора.
3. Проверить канат на статическую прочность по формуле
(1.15.1) |
где – агрегатное разрывное усилие каната, выбирается по ГОСТ16853-71 [2, c. 152]; – кратность талевой системы; – КПД талевой системы, принимается по таблице КПД [3, с. 350].; – максимальная нагрузка на крюке; и - расчетный и допускаемый запасы прочности. .
4. Определить ожидаемое число рейсов по скважине из выражения:
(1.15.2) |
и предполагаемый объем спускоподъемных операций по формуле:
(1.15.3) |
5. Вычислить число циклов нагружения каната при спуске и подъеме бурильной колонны по формуле:
(1.15.4) |
где – длина свечи; число циклов нагружения каната при спуске и подъеме незагруженного элеватора равно ; число циклов нагружения талевого каната на спускоподъемные операции с обсадными трубами и при наращивании принять равным .
|
|
6. Определить количество перегибов участков каната на шкивах при подъеме одной свечи по формуле:
(1.15.5) |
где: – номер рабочей струны, на которой располагается наиболее нагруженное сечение каната в начале подъема свечи; – номер этой же струны в конце подъема. Значения начального и конечного номеров струны определяются по формулам:
(1.15.6) |
где – высота подъема свечи, м; – рабочая высота вышки, м.
7. Суммарное число перегибов наиболее нагруженного сечения каната за все время бурения скважины определить по формуле:
(1.15.7) |
8. Найти нагрузку, принимаемую за эквивалентную на отрезке каната с наиболее нагруженным сечением, из выражения:
(1.15.8) |
где – нагрузка на талевую систему в начале подъема или в конце спуска бурильной колонны на полную глубину скважины, определяется как:
(1.15.9) |
, , , – соответственно длины бурильных труб и УБТ и их теоретические массы 1 м, принимаемые по справочникам [3, 4], – вес подвижной части талевой системы;
– коэффициент эквивалентности нагрузки.
9. Определить эквивалентное напряжение наиболее нагруженного сечения талевого каната при перегибах на шкиве по формуле:
(1.15.10) |
10. Найти расчетное число циклов перегибов наиболее нагруженного сечения каната до разрушения по формуле:
(1.15.11) |
где – предел выносливости талевого каната, – число циклов, соответствующих точке перелома кривой усталости, принимается по [3, c. 51].
11. Найти ожидаемое количество скважин, которое можно пробурить в заданном режиме нагружения перегибами.
(1.15.12) |
Задача № 1.3.16 Разработка программы отработки талевого каната
Разработать программу отработки талевого каната для условий, приведенных в вариантах задачи № 15.1, по изложенному в указаниях варианту.
Указания по расчетам:
|
|
Программа отработки талевого каната заключается в определении периодичности его перепусков по мере износа и длины отрезаемых кусков каната. Для этого необходимо знать общую длину выбранного каната, требуемую для бурения скважины в заданных условиях и суммарную работу , совершаемую канатом за время бурения скважины. Величина сравнивается с общей работоспособностью каната .
Расчеты ведутся в следующей последовательности:
1. Выбирается тип, диаметр и определяется общая длина каната для заданных условий по формуле:
(1.16.1) |
где – диаметр шкива талевой оснастки, м, выбираемый из таблиц справочника, – длина витков на барабане лебедки, остающаяся при опущенном до пола буровой талевом блоке.
2. Находят общую работоспособность выбранного каната из выражения:
(1.16.2) |
где , , – соответственно значения работоспособности каната до первого отрезания, работоспособности при следующем отрезании и работоспособности каната, оставшегося на талевой системе после использования резервной ее длины, определяемые как:
(1.16.3) |
где – базовый ресурс работоспособности 1 м каната, Дж, принимают в зависимости от диаметра каната :
, мм | 25 | 28 | 32 | 35 | 38 |
, мДж/м | 620-650 | 750-770 | 950-980 | 1100-1200 | 1350-1500 |
– длина отрезаемой части каната, м, – длина каната в оснастке, м.
Коэффициенты: – учитывает фактический запас прочности, для наших расчетов можно принять равным 0,95;
– зависит от буримости пород и принимается равным 1,0 для пород легкобуримых; 0,9 – для пород средней буримости; 0,8 – для пород труднобуримых; 0,7 – для пород очень труднобуримых;
– учитывает отношение диаметров шкива и проволоки наружного слоя каната, принимаемого по ГОСТ16853-71 [2].
500 | 600 | 700 | |
0,7 | 1,0 | 1,2 |
; – коэффициенты снижения ресурса каната после первого и последующих отрезаний.
Общая работа каната при проводке скважины (в Дж) равна сумме работ –при спуске и подъеме незагруженного элеватора , при первом спуске УБТ на глубину, равную их длине ; при спуске и подъеме бурильной колонны ; при наращивании длины колонны ; при спуске обсадных колонн .
(1.16.4) |
3. Значения работ, указанных в приведенной формуле, находят из выражений:
(1.16.5) |
(1.16.6) |
(1.16.7) |
где , , – числа циклов нагружения при подъеме и спуске соответственно ненагруженного элеватора, УБТ и бурильной колонны;
, , , – веса соответственно подвижной части талевой системы, свечи УБТ, колонны спущенных УБТ, свечи бурильных труб, кН;
– высота подъема свечи, м.
Значения и в сумме могут быть приняты 2% от суммы трех других составляющих .
4. Сопоставив значения и , определите программу отработки каната с перепусками. Постройте график работы каната .