Рассмотрим результаты исследования особенностей развития грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
В таблице 5 отражены результаты проведения анализа понимания и усвоения школьниками с интеллектуальными нарушениями словообразования.
Таблица 5 – Результаты экспериментального изучения особенностей
понимания и усвоения навыков словообразования у младших
школьников с интеллектуальными нарушениями
Испытуемые | Образование названий детенышей животных | Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме | Образование относительных прилагательных прилагательных | Образование притяжательных прилагательных | Образование глаголов с помощью приставок | Образование сравнительной степени прилагательных |
Виктор Т. | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Дарья Б. | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Валентина Г. | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 |
Александр С. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
Алина С. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Андрей Ж. | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 |
Адам Х. | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Ирина С. | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 2 |
Жанна С. | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 |
Владимир С. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Изучив ответы, можно сделать вывод, что большинство учащихся при названии детёнышей животных уже столкнулись с трудностями, Виктор Т., Дарья Б., Валентина Г., Адам Х., Жанна С., Владимир С. не всегда пользуясь наводящими вопросами выполняли верно задание. Многие дети либо не умеют образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, либо применяют их в неправильной форме, слова применяют «интуитивно».
Задания по образованию относительных и притяжательных прилагательных и их сравнительной степени вызывали у учащихся трудности.
Практические навыки словообразования сформированы недостаточно у всех учащихся. Несформированность словообразования проявляется в трудности образования уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с приставками. В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования.
В целом можно отметить, что все учащиеся выполнили задания (с различной помощью педагога)
Большие трудности вызвало образование глаголов с помощью приставок. Детям самостоятельно по рисунку приходилось определять время действия предмета. Подсказки не всегда были действенны, некоторые учащиеся при выполнении этого задания были импульсивны и раздражительны и вовсе отказались выполнять это задание, так и не дав ни одного верного ответа (Дарья Б., Валентина Г., Владимир С.).
Далее проводился анализ особенностей понимания и усвоения грамматических форм учащихся, результаты которого представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Результаты экспериментального изучение особенностей
понимания и усвоения грамматических форм у младших
школьников с интеллектуальными нарушениями
Испытуемый | Употребление существительных множественного числа в И п. и Р.п. | Употребление существительных в косвенных падежах | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже |
Виктор Т. | 3 | 2 | 3 |
Дарья Б. | 2 | 2 | 3 |
Валентина Г. | 3 | 2 | 4 |
Александр С. | 2 | 3 | 3 |
Алина С. | 3 | 4 | 4 |
Андрей Ж. | 2 | 3 | 4 |
Адам Х. | 3 | 3 | 3 |
Ирина С. | 2 | 3 | 4 |
Жанна С. | 2 | 2 | 3 |
Владимир С. | 2 | 2 | 2 |
Виктор Т., Дарья Б., Валентина Г., Жанна С., Владимир С. испытывали большие трудности с употреблением существительных в косвенных падежах, они не смогли ответить на вопросы «Где лежат продукты? Где лежит мяч? Откуда девочка достает тетрадь?» в нужном падеже, использовав слова для ответа в именительном падеже. Александр С., Алина С.,Андрей Ж., Адам Х., Ирина С. ответ дали с помощью педагога и путем повторений дали ответы на вопросы использовав нужный падеж.
С наибольшими трудностями столкнулся Владимир С., мальчик практически не давал верных самостоятельных ответов, педагог посредством наводящих вопросов, способствовала выполнению задания. Изучив ответы, можно сделать вывод, что задание с употреблением существительных множественного числа в именительном и родительном падежах было выполнено учащимися только при помощи подсказок, было много сделано ошибок, которые не были исправлены даже с помощью контекстных подсказок, у некоторых детей не было понимания сути задания. Задание на употребление существительных в косвенных падежах учащимися было выполнено немного лучше, чем предыдущее, верных ответов было дано больше, но при этом ошибки также были допущены. Можно отметить, что учащиеся неплохо справились с заданием по согласованию прилагательных существительными, дети работали в неплохом темпе, большинство детей давали верные ответы, подсказки были поняты, неверные ответы исправлялись.
Далее проводился анализ понимания учащимися предложений, результаты представлены в таблице 7.
Таблица7 – Результаты экспериментального изучение понимания
предложения у младших школьников с интеллектуальными
нарушениями
Испытуемый | Конструирование предложений |
Виктор Т. | 3 |
Дарья Б. | 1 |
Валентина Г. | 2 |
Александр С. | 4 |
Алина С. | 4 |
Андрей Ж. | 4 |
Продолжение таблицы 7
Испытуемый | Конструирование предложений |
Адам Х. | 3 |
Ирина С. | 1 |
Жанна С. | 1 |
Владимир С. | 1 |
Изучив ответы, можно сделать вывод, что уровень структурирования предложений у ребят отличаются, некоторые дети в целом неплохо справились с этим упражнением (Александр С., Алина С., Андрей Ж.) с помощью подсказок были даны все верные ответы, некоторые и вовсе не дали ни одного верного ответа, были не включены в работу и отказывались использовать подсказки (Дарья Б., Ирина С., Жанна С.).
Результаты выполненных упражнений были зафиксированы и проанализированы, в результате суммарного подсчета можно дать общую оценку уровня грамматического строя речи каждого испытуемого школьника с интеллектуальными нарушениями (таблица 8).
Таблица 8 – Общая оценка уровня грамматического строя речи учащихся
ГКОУ КК школы-интерната станицы Шкуринской
Испытуемый | Усвоение навыков словообразования | Усвоение грамматических форм | Понимание предложения | Грамматический строй речи |
Виктор Т. | 14 | 8 | 3 | 25 |
Дарья Б. | 9 | 7 | 1 | 17 |
Валентина Г. | 13 | 9 | 2 | 24 |
Александр С. | 17 | 8 | 4 | 29 |
Алина С. | 20 | 11 | 4 | 35 |
Андрей Ж. | 20 | 9 | 4 | 33 |
Адам Х. | 16 | 9 | 3 | 28 |
Ирина С. | 19 | 9 | 1 | 29 |
Жанна С. | 17 | 7 | 1 | 25 |
Владимир С. | 10 | 6 | 1 | 17 |
Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод о том, что формирование грамматического строя речи вызывает трудности у всех учащихся с интеллектуальными нарушениями. Следует отметить, что наиболее высокий уровень развития грамматического строя речи демонстрируют учащиеся с неосложненными формами умственной отсталости. Кроме того, на успешность учащихся оказывает влияние характер взаимоотношений в семьях учащихся.
Так же можно отметить, что дети, которые проживают в школе-интернате, показали неплохие результаты (Андрей Ж., Александр С., Ирина С.). Это связано с тем, что дети систематически закрепляют полученные знания во время самоподготовки под контролем воспитателя (рисунок 3).
Рисунок 3 –Уровень грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Для выявления уровня грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями обратимся к критериям оценок, представленных на рисунке 4.
Рисунок 4 – Критерии оценок по выявлению уровня грамматического строя речи у детей с интеллектуальными нарушениями
Констатирующий эксперимент показал следующие результаты:
– высоким уровнем умений обладает 0 человек или 0%,
– средним – 8 человек или 80%,
– низким – 2 человека или 20%.
Причиной таких результатов является несовершенство грамматического строя речи, это в первую очередь вязано с несовершенством работы головного мозга, недоразвитием их речи, что приводят к существенным трудностям выполнения данных упражнений. И как следствие, приводит к нарушению освоения грамматического строя речи. Дети с интеллектуальными нарушениями не могут по причине психофизиологических особенностей переносить спонтанно на незнакомый речевой материал усвоенные правила.
Таким образом, необходимо заметить, что упражнения, которые были адаптированы к речевым особенностям учащихся, были выполнены более успешно. Причиной этому «затяжному» освоению грамматического строя речи является слабая речевая активность ребёнка, быстрая его утомляемость, а также включение организма «охранительного режима».