Основные понятия психологии развития

Рост - процесс количественных изменений объекта во времени.

Созревание - психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и др. системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и развития психических функций и накладывающий определенные ограничения.

Формирование - процесс количественных и качественных изменений объекта во времени под действием внешней силы.

Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Филогенез психики - становление психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез психики - становление психики в течение жизни одного человека.

Особенности процесса развития:

1. Качественные изменения, переход на новый уровень функционирования.

2. Необратимость.

3. Единство прогресса и регресса – выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие.

4. Неравномерность – периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений.

5. Переход стадий развития в уровни – с появлением новой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в виде уровня новой иерархической системы.

6. Устойчивость – успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции.

Контрольные вопросы к лекции № 1

1. Как соотносятся между собой предмет и теоретические задачи психологии развития?

2. Какие практические задачи решает психология развития?

3. С какими науками связана психология развития?

4. В чем состоит принцип детерминизма в применении к психологии развития?

5. Как раскрывается принцип системности в контексте психологии развития?

6. В чем содержание понятий роста и созревания психики? Как они соотносятся между собой?

7. В чем специфика процесса развития?

8. Каково значение понятий филогенеза и онтогенеза в психологии развития?

9. Почему необходим комплексный подход к предмету психологии развития?

10. Как соотносятся между собой понятия формирование и развитие психики?

Литература к лекции № 1

1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2010.

2. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2008.

Интернет-ресурсы к лекции № 1

1. http://elibrary.ru/ Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

2. http://www.psyjournals.ru. Психологические журналы. Описание. Содержание. Отдельные полнотекстовые статьи

3. Каталог психологической литературы в Интернет. (http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm)

4. Психологическая библиотека. (http://www.bookap.by.ru/)

5. Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology

6. Электронная библиотека портала Auditorium.ru. (http://www.auditorium.ru)

 



Лекция 2. «Методы возрастной психологии»

Стратегии, методы и организация исследования в психологии развития

 

Стратегии исследования 1. Констатирующая 2. Формирующая (генетическая)
Методы исследования 1. Наблюдение 2. Констатирующий эксперимент 3. Опрос (беседа, интервью, анкетирование) 4. Тестирование 5. Анализ продуктов детского творчества 6. Формирующий эксперимент
Организация исследования 1. Лонгитюд (продольные срезы) 2. Поперечные срезы

 

Метод наблюдения в психологии развития

Наблюдение – планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.

Условия научного наблюдения:

1) Постановка цели

2) Разработка плана

3) Выбор объекта и ситуации наблюдения

4) Поддержание естественных условий

5) Невмешательство в деятельность испытуемого

6) Объективность и систематичность наблюдения

7) Разработанность способов фиксации результатов

 

Трудности метода наблюдения Достоинства метода наблюдения
1) Трудоемкость 2) Временные затраты 3) Пассивность экспериментатора 4) Требования психологической компетентности исследователя 5) Субъективность при сборе и обработке данных, интерпретации результатов 6) Невозможность проверки 7) Фиксация симптомов, а не психологических причин 1) Возраст испытуемых не ограничен 2) Длительное наблюдение позволяет выявить переломные моменты в развитии

 

Метод эксперимента в психологии развития

Эксперимент – это метод активного вмешательства в деятельность испытуемого с целью создания условий для того, чтобы проявился интересующий феномен. Эксперимент выявляет влияние независимых переменных на зависимые при постоянстве контролируемых и учитываемых промежуточных.

Виды переменных:

1. Независимая – та, которую изменяет экспериментатор

2. Зависимая – то, что изменяется в ответ на ввод независимой переменной

3. Промежуточная – не поддается контролю (мотивация)

4. Контролируемая – условие, которое не должно меняться (состав группы)

При проведении эксперимента формулируется гипотеза – научное предположение, которое нуждается в проверке.

Виды гипотез:

1. О наличии феноменов

2. О наличии связей между феноменами

3. О существовании причинно-следственных связей феноменов

Этапы экспериментального исследования

1. Теоретический – тема, литература, предмет, объект, гипотеза

2. Подготовительный – программа эксперимента, выбор зависимой и независимой переменных, оборудование, определение выборки испытуемых

3. Эксперимент – проведение диагностики

4. Интерпретация – выводы о подтверждении или опровержении гипотезы на основе анализа данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: