Роль взрослого в психическом развитии подростка

Важнейшими задачами, определяющими возрастные изменения в отношениях подростка, являются автономизация и индивидуализация. Подростки должны достичь сепарации от родителей в установках и ценностях (когнитивная независимость), в эмоциональной сфере (эмоциональная независимость) и в поведении (функциональная независимость). Больше всего исследователи расходятся в оценке способности подростков достичь эмоциональной автономии от родителей.

В основе сохраняющейся психологической зависимости подростков лежит амбивалентное отношение к родителям и фрустрация потребности в самоактуализации. «Юный индивид, - по меткому замечанию Ф. Дольто, - выходит из отрочества, когда тревога за него его собственных родителей не производит на него тормозящего действия».

Согласно традиционному стереотипу подавляющее большинство подростков находится в состоянии конфронтации с родителями и их ценностями, но это далеко не так. Хотя объективным содержанием подросткового возраста является отделение от семьи и формирование самостоятельности, но независимость не тождественна конфликтности. Преодоление зависимости от родителей - процесс во многом болезненный, но совсем не обязательно связанный с отвержением.

Воздействие взрослых в процессе взросления подростка не столько сокращается, сколько перераспределяется, - подростки четко разграничивают «сферы влияния» сверстников и родителей. Мнение сверстников становится ведущим по таким вопросам как мода, разговорная речь, молодежное общение. Подростки ориентируются друг на друга в тех видах деятельности, где важно поддерживать согласие, ориентацию на совместно выработанное мнение и взаимную поддержку. Влияние родителей сохраняет свою актуальность в системе ценностных ориентаций подростков, в моральных принципах и фундаментальных вопросах социальной жизни. Чем сложнее проблема, с которой сталкивается подросток, тем больше вероятность того, что он обратится за помощью к родителям.

Характер течения подросткового кризиса (его интенсивность, широта и уровень конфликтности) во многом зависит от стиля взаимодействия в семье.

Подростки оценивают родительскую любовь, основываясь на том интересе, который проявляют родители к их жизни и судят по готовности близких оказать поддержку. Импульсивные поступки, антиобщественная ориентация и низкая успеваемость часто являются закономерным ответом на родительское равнодушие или игнорирование подростка.

Фактором изменения течения кризиса подросткового возраста является и повышение общей психологической культуры населения. Подростки развитых государств 21 века прекрасно знают, что у них должен быть кризис, СМИ громко обсуждают симптомы, течение и длительность кризисного периода и обязательность конфронтации со взрослыми. В таких условиях «классический» негативизм и трудновоспитуемость превращаются в показатели детскости. Конфликт с родителями теряет смысл, так как становится формальным подтверждением стремления подростка доказать свою самостоятельность. Кризис современные подростки переживают внутри себя, а внешним его проявлением становится уход – уход в себя, уход от других.

Отношения современных подростков со взрослыми приобретают совершенно новую, уникальную черту. Межпоколенная культурная трансмиссия, традиционно направленная от старшего поколения к младшему в современном обществе интенсивно обогащается мощным встречным потоком. Интерпретация современных достижений и культурного наследия, предлагаемая молодежью, оказывает влияние на старшие поколения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: