Развитие восприятия, которое проявляется в умении ребенка:
- различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т.п.);
- различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т.п.) и сочетания фигур;
- классифицировать фигуры по форме и величине;
- различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
- мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей
Развитие памяти, которое проявляется в умении:
- принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала;
- овладевать приемами логического запоминания;
- легче запомнить наглядные образы, чем словесные рассуждения.
Развитие мышления, которое связано с:
- необходимым уровнем познавательной мотивации и наблюдательности;
- элементарным запасом сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни;
|
|
- способностью к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно—следственных связей.
Развитие речи, основными показателями которого являются:
- правильное произношение всех звуков родного языка;
- способность к простейшему звуковому анализу слов;
- словарный запас составляет 3,5—7 тыс. слов;
- грамматически правильное построение предложения;
- умение самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам;
- свободное владение речью как средством общения.
Развитие внимания, основными признаками которого являются следующие:
- устойчивость внимания составляет 10—15 минут и зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей ребенка;
- дети не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой.
Зрительно—моторная координация, которая включает:
- умение срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов
Слухо—моторная координация, которая включает:
- умение различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;
- способность выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.
Развитие движений, которое включает:
- владение элементами техники всех бытовых движений;
- способность к самостоятельным, точным и ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;
- выполнение координированных движений пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании;
|
|
- выполнение простых графических движений (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.п.);
Произвольная регуляция, компонентами которой являются:
- возможность волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил);
- способность проявлять настойчивость, преодолевать трудности.
Организация деятельности, которая включает:
- способность воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия;
- возможность планировать свою деятельность, но без самостоятельной выработки алгоритма сложного последовательного действия;
- способность сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 10—15 минут;
- способность самостоятельно исправить ошибки и корректировать работу по ходу дела;
- возможность общей (недифференцированной) оценки качества своей работы.
Мотивация, которая предполагает:
- познавательный интерес;
- интерес к новым видам деятельности и миру взрослых;
- установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.
Личностное развитие, которое включает:
- способность осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками;
- стремление соответствовать требованиям взрослых, к достижениям;
- неспособность к адекватной самооценке, которая в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителей).
Социальное развитие, которое включает:
- умение общаться со сверстниками и взрослыми, знание основных правил общения;
- хорошая ориентация не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
- способность управлять своим поведением (дети знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
- стремление быть хорошими, первыми, сильное огорчение при неудаче;
чуткое реагирование на изменение отношения, настроения взрослых.
А.Л. Венгер описал пять вариантов развития первоклассников, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школе.
1. «Хроническая неуспешность» связана с повышенной тревожностью детей, формирующейся либо в силу недостаточной подготовленности к школе, либо в результате завышенных требований и жесткого контроля со стороны взрослых. В этом случае ребенок испытывает страх допустить ошибку, не оправдать ожиданий родителей, получить отрицательную оценку учителя. Высокая тревожность и связанная с ней низкая самооценка снижают продуктивность деятельности, инициативность, повышают конформность и затрудняют усвоение школьных норм и правил, приводя к чисто формальному выполнению требований взрослых. При этом отрицательные оценки взрослых только подкрепляют неуверенность ребенка в своих силах, поэтому для преодоления повышенной тревожности у первоклассников взрослым необходимо изменить отношение к результатам деятельности, поощряя любые достижения и не фиксируясь на промахах.
2.«Негативистическая демонстративность» проявляется в стремлении ребенка быть в центре внимания любой ценой. В том случае, когда реальные достижения ребенка в учебе скромны, а способности средние, он будет пытаться привлечь к себе внимание, нарушая правила и ведя себя агрессивно. При этом отрицательные оценки, одергивания и замечания со стороны взрослых подкрепляют демонстративность, поощряя дальнейшее неправильное поведение. Такой ребенок внутренне не принимает школьные нормы и открыто демонстрирует свое негативное отношение к ним и учебной ситуации в целом. Снижение успеваемости при данном варианте развития является следствием вызывающего, нарочитого поведения ребенка, поскольку, отрицая правило, он не может овладеть новыми знаниями и получить высокую оценку. Для преодоления негативистической демонстративности взрослым необходимо отказаться от порицаний и эмоциональных отрицательных оценок (которые усиливают негативное поведение), тем не менее строго контролируя соблюдение правил.
|
|
3. «Уход от деятельности» является результатом сочетания черт, характерных для предыдущих вариантов развития. Повышенная потребность во внимании у таких детей не находит реализации ни в позитивном, ни в асоциальном поведении вследствие их высокой тревожности. Такие дети боятся нарушить правило, поэтому не рискуют вести вызывающе. Они склонны к уходу от контактов, пассивны, неуверенны в себе, у многих из них указанные черты сочетаются с признаками психического инфантилизма, прежде всего, с низким самоконтролем. Неуспешность таких детей связана не с нарушением правил, а с рассеянностью внимания и фантазированием. В своих мечтах ребенок добивается необходимого ему внимания, совершает «героические» поступки, однако в реальной жизни он часто оказывается в числе отстающих и изолированных. Коррекция данного варианта развития связана с формированием отношения ребенка к результату учебной деятельности и нахождением эффективных способов творческой самореализации.
4. «Вербализм» отмечается у детей, хорошо владеющих речью, но испытывающих затруднения в деятельности, требующей образного мышления.
5. «Интеллектуализм» связан с высоким уровнем развития логического мышления, средним уровнем речевого развития и слабо развитым образным мышлением.
Контрольные вопросы к лекции № 10
1. В чем специфика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте?
2. Какая деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте?
3. Какова структура учебной деятельности?
4. Какие психологические новообразования формируются в младшем школьном возрасте?
5. В чем состоят психологические особенности адаптации первоклассников в школе?
|
|
6. Что такое внутренняя позиция школьника?
7. Каковы причины и симптомы кризиса 7 лет?
8. Что входит в понятие психологической готовности к школе?
9. Как соотносятся понятия психологическая готовность к школе и школьная зрелость?
10. Из каких компонентов складывается психологическая готовность к обучению в школе?
Литература к лекции № 10
1. Возрастная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [Т.Д. Марцинковская и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
3. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.